Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Метод проектов в школьном географическом краеведении
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, филологи, архитекторы, поэтому краеведение может быть различным: историческим, литературным, этнографическим, экологическим и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее как малое страноведение». Л.С.Берг называл краеведение географией родного края. Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края с помощью разных источников и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования. Исследовательская работа по географическому краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся, в том числе с применением метода проектного обучения. Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Считается, что он был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова. В настоящее время в связи с реформированием образовательной системы России и модернизацией географического образования, в частности, к проектному обучению возник интерес у ведущих ученых-методистов (В.В.Николина, О.В. Крылова, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петрова и др.), учителей географии. Возрождающийся интерес к проектному методу обучения не случаен. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса признана всеми. Основная цель использования метода проектов в географическом краеведении – самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем, имеющих для них жизненный смысл. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся краеведческая (экологическая, историческая, социально-экономическая) проблема. При выборе тем краеведческого проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями: - значимость данной информации для учащихся; - социальная значимость проекта; - наличие в проекте воспитательного потенциала; - связь с изучаемыми темами школьного курса географии; - возможность постановки проблемы; - время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов); - возможность реализации межпредметных связей; - соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, остро стоящая проблема Санкт-Петербурга – загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и география, и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Важная организационная задача участников проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Перечень возможных выходов проектной деятельности учащихся: · Web-сайт; · Анализ данных социологического опроса; · Атлас; · Бизнес-план; · Видеофильм; · Видеоклип; · Выставка; · Газета; · Журнал; · Игра; · Карта; · Коллекция; · Макет; · Модель; · Мультимедийный продукт; · Оформление кабинета географии; · Создание краеведческого уголка (музея); · Праздник; · Прогноз; · Публикация; · Путеводитель; · Справочник; · Сравнительно-сопоставительный анализ; · Сценарий; · Учебное пособие; · Чертеж; · Экскурсия и т.д. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.). Виды презентации краеведческих проектов могут быть различными, например: · Деловая игра; · Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; · Защита на Учебном Совете; · Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий; · Инсценировка реального события; · Научная конференция; · Научный доклад; · Отчет исследовательской экспедиции; · Пресс-конференция; · Реклама; · Ролевая игра; · Соревнования; · Телепередача и др. Краеведческие проекты занимают особое место в школьном курсе географии. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения метода проектов, что подтверждается и требованиями к уровню подготовки школьников. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в программах по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, развитие хозяйства своего региона и своей местности. Приведем примеры возможных проектов краеведческого содержания. При изучении географии России имеется возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся по изучению одного из природных комплексов ближайшего окружения. Главная цель исследования – оценить влияние человека на компоненты природного комплекса, влияние данного природного комплекса на человека, спрогнозировать изменения в природном комплексе под воздействием человеческой деятельности и предложить меры по его охране. Изучение природного комплекса проводится по следующему плану: 1. Географическое положение. 2. Климатические условия. 3. Почвы. 4. Растительный и животный мир. 5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека. 6. Охрана компонентов природного комплекса. В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса одного из лесопарков Санкт-Петербурга. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания: · составляют схему маршрута экскурсии; · составляют описание рельефа; · составляют описание внутренних вод (пруд, озеро, болото), оценивают их экологическое состояние, берут пробы воды для лабораторных исследований (метод биоиндикации); · делают рисунки растений, заготовки для гербария; · изучают виды лишайников для качественной оценки загрязнения воздуха (метод лихеноиндикации); · составляют список представителей животного мира лесопарка, изучают следы их жизнедеятельности; · оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности. Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют и представляют на краеведческой конференции «Наш лесопарк - …». Краеведческий проект «Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6 – 11 класс. Проектное задание: «Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту. Прежде всего, необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем следует определить порядок прохождения отобранных объектов. Используя план своего населенного пункта, необходимо определить направления и расстояния между пунктами маршрута. После этого необходимо представить маршрут графически: нанести на бумагу маршрут, соблюдая направления и расстояния между пунктами. Объекты экскурсии необходимо показать с помощью условных знаков. Подготовьте описание маршрута. Продумайте, как можно презентовать Ваш маршрут. Возможно, Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того, насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!» Большой интерес у старшеклассников вызывает работа над проектом «Дамба – зло или благо?». Данная проблема актуальна для Санкт-Петербурга. Сторонники комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений считают, что с полным вводом ее в строй решатся как минимум три экологические проблемы: во-первых, создается преграда на пути мощных наводнений; во-вторых, по защитным сооружениям пройдет кольцевая автодорога, которая очистит воздух в городе на 35-40%; в-третьих, регулирование водопропускными затворами защитных сооружений даст возможность управлять гидрологическим состоянием Невской губы. Вместе с тем проблемы загрязнения Невской губы остались. Учащиеся, выступая в роли экспертов, обсуждают проблему, аргументируют положительные и отрицательные последствия создания дамбы. Направления работы групп: 1. «Географы» - комплексная физико-географическая характеристика Финского залива по типовому плану (географическое положение, рельеф дна, свойства вод, течения, волнения и т.д.). 2. «Историки» - история наводнений в Санкт-Петербурге. 3. «Экологи» - положительные и отрицательные последствия строительства комплекса защитных сооружений, необходимые мероприятия для улучшения качества воды в Невской губе. 4. «Биологи» - особенности растительного и животного мира Финского залива, влияние наводнений на флору и фауну. 5. «Экономисты» - экономические аспекты строительства дамбы. 6. «Журналисты» - изучение общественного мнения о КЗС, создание газеты и видеофильма. В ходе работы над проектом учащиеся посещают «Музей воды (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») и Санкт-Петербургскую дамбу. Результаты исследования с подготовленными видеоматериалами представляются на заключительной конференции. Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода. Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки. Поделиться:Назад в раздел |