Поиск по сайту

Творчество и сотворчество как один из способов активизации работы на уроках литературы

Автор: Кружкина М. А.


Многому я научился у своих наставников,

еще большему – у своих товарищей,

но больше всего – у своих учеников

Талмуд

Работа в школе – это, перефразируя поэта, «всегда езда в незнаемое», это вопросы, на которые далеко не всегда можно найти ответы. Но тем интереснее открытия, которые тебе могут преподнести твои ученики. Ключевский считал, что «хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик». А уроки литературы и русского языка – это благодатная почва для творчества.

Истинное же творчество, по мнению многих, никогда не индивидуально, оно всегда сотворчество. Вы прикасаетесь к тонкому миру искусства, и происходит чудо, вы попадаете в иной мир, вы видите то, что, может быть, до вас не видел никто, начинаете работать вместе

Выготский считает, достойная художественная структура насквозь конфликтна и тем замечательна, что соответствует человеческим потребностям в искусстве как сильном и властном возбудителе глубоких, эмоционально окрашенных творческих процессов

Понятие же сотворчество многогранно, но я остановлюсь сегодня лишь на нескольких моментах, которые я условно назвала так.

1. Учитель – ученик – книга

В начале учебного года я стараюсь приготовить нечто интересное на первый урок литературы. Это должны быть небольшие произведения или отрывки из них. (Например, Симонов «Третий лейтенант», Толстой «Чем люди живы» и т. д). Первый раз сработал эффект неожиданности. Во второй раз все уже были в предвкушении.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - писал Тютчев, и это действительно так. Мы не можем предположить, какое впечатление может произвести то или иное произведение, каким образом может воздействовать на читателя, какие переживания и чувства породит, какую тайну и загадку сможет предложить, а может, поможет и разгадать. Вот отрывок из конкурсного сочинения в номинации «Я выбираю» (по книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом".)

Все мы хоть один раз в жизни, если не лукавить, говорили, что родители ужасные люди, что они не понимают нас, а в результате плакали в подушку. Все мы испытывали хоть раз чувство одиночества, когда кажется, что нет никого рядом, кто бы мог понять и помочь. Конечно же, часто мы просто сгущаем краски. Но ведь такое бывает. Оглянитесь вокруг!

Это далеко не веселое произведение, возможно, я просто устала от веселых, всегда кончающихся хорошо произведений. Вот поэтому эта книга для меня и стала самой запоминающейся. (Баркова Валерия, 6 класс)

2.Ученик – ученик

Интерпретация текста. Кто из нас этим не занимался? А. Блок в своей статье «Религия и мистика» писал: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста… Хорошо писать и звездные и беззвездные стихи, где только могут вспыхнуть звезды или можно их самому зажечь».

Найти и увидеть эти звезды – наша задача. «Учитель – это не тот, кто дает правильный ответ, а тот, кто задает правильные вопросы». (Конфуций) На занятиях я собираю учеников разных возрастов, ведь можно не только учиться у старших, но многое почерпнуть и у младших.

Психолог А.Р. Лурия считает, что «глубина прочтения текста» больше зависит от эмоциональной тонкости человека, чем от его формального интеллекта».

Именно это вдохновение и необходимо каждому, и иногда, благодаря этому рождаются маленькие шедевры.

***

Как жаль, что в жизни есть печаль,
Есть горе, слезы и страдания,
Несчастье, грусть, непонимание...
Да, есть все это в жизни, жаль.

Бывает ссора с другом раз,
Другой – несчастья появления,
Бывает просто настроение

Наводит грусть, печаль на нас.

Представить жизнь без этих бед

Любому человеку сложно.
От них и скрыться невозможно,
Как много б не прожил он лет.

И каково бы было жить

Без снов плохих да без ненастья,
И если б было только счастье?
Ведь стало б скучно, может быть.

Так пусть есть в жизни слезы, грусть,
Печали, горе и страдания,
Несчастье есть, непонимание...
Да, есть все это. Ну и пусть!

(Киртадзе, Марина 10 класс)

3. Ученик – семья

Мне кажется, что каждый из нас должен трепетно относиться к истории своей родины, воспитывать патриотов, а это невозможно сделать без семьи. И особенно замечательно, когда говорят страницы семейных архивов. Перед вами отрывок из воспоминаний прабабушки одной из моих учениц.

«Я тогда жила в Ленинграде. 22 июня 1941 года по радио объявили о нападении фашистов на СССР. Как-то раз нас послали копать противотанковые рвы. По дороге домой моя подруга Зоя обнаружила, что она потеряла продуктовые карточки. Сразу же она побежала туда, где мы недавно рыли рвы. Потерять карточки было страшно, ведь они выдавались на месяц. А купить продукты без них было невозможно, их просто не было. До сих пор не могу забыть эту страшную картину… Зоя начала искать карточки, а в это время появился фашистский самолет, начал бомбить, и один снаряд попал прямо в нее и… А если бы не вернулась, но кто знает…» (Ира Калинина, 6 класс)

4. Ученик – творчество

Все мы помним времена, когда все хотели стать космонавтами, сейчас мечтают заняться бизнесом. В данной работе мне трогает искренность, желание сделать жизнь лучше, выбор маски дворника вызывает не улыбку, а уважение. Это фрагмент из сочинения «Прогулки по любимому городу».

Порой, чтобы лучше увидеть и понять свой город, можно представить себя человеком, который видит то, что мы не замечаем. Например, дворником…

Итак, в пять часов утра я беру в руки метлу и выхожу на работу. В это время на улицах тихо и пустынно. И что же я вижу?

Передо мной лежит куча мусора: окурки, пакеты, бумага. Возможно, ее оставил один человек, возможно – несколько. Я думаю, что если бы рядом была урна – мусор выбросили бы туда. И если бы в моем городе было больше урн, он стал бы чище и красивее. Я подметаю и иду дальше…

Вот перевернутая скамейка, а рядом лежат разбитые бутылки и железные банки из-под напитков. Скорее всего, здесь нашла пристанище компания подростков. Наверное, в нашем городе не так много мест, куда может пойти молодежь. Например, мест для занятия спортом, отдыха и общения. Если бы таких мест было больше, молодежь не переворачивала бы скамейки. Я подметаю и иду дальше…

В мою сторону идут бомжи. Скажите, а чем они провинились? Ведь они тоже люди, только покинутые и забытые обществом. А сколько жизненных испытаний им пришлось преодолеть и сколько им еще предстоит? Если бы мы отнеслись к ним по-человечески, в нашем городе стало бы больше счастливых людей. Я подметаю и иду дальше…

Вот лежит фантик. Его бросил обычный прохожий. Так может, надо начать «очищать» сначала самих себя, научиться не мусорить, и тогда наш город стал бы ухоженнее и опрятнее.

Я люблю свой город, мы все любим свой город, так давайте же сделаем его самым красивым городом на Земле. (Туркин Владислав, 6 класс)

В заключение мне хочется сказать, что, наверное, многое зависит от учителя. Ведь именно он является одновременно и раздражителем, и вдохновителем этого творческого процесса. Только горя сам, ты сможешь зажечь других. Всем вдохновения и творческих успехов!


Поделиться:


Назад в раздел