Поиск по сайту

Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка (в помощь классному руководителю)

Автор: Домченко Л. В.


Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

А.С.Макаренко

Будущие родители, осознав, сколь велика роль семьи в формировании личности ребенка, задумываются о том, каковы же для них самих цели работы по воспитанию своих детей. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто мы слышим это утверждение, но затрудняемся объяснить, какие же они – хорошие родители.

Родители составляют первую общественную среду ребенка, личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, могут стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие других детей, к детям других родителей и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей и их родителей.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого.

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. «Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», - отмечает чешский психолог З.Матейчек. (Матейчек, 1992).

В настоящее время недостаточно пристальное внимание уделяется стилям семейного воспитания. Зачастую родители, воспитывая своего ребенка, даже и не подозревают о характере нарушений семейного воспитания, тем более что стиль семейного воспитания влияет на становление личности ребенка.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

В.Г.Белинский

Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным (отчасти стихийным) влиянием жизнедеятельности семьи. (Зверева, Ганичева, 2000)

Характерные черты современной семьи

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о тои, что нужно знать и как следует себя вести.

В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться своими переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным Э.К.Васильевой (Васильева, 1981), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше «4») втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, трудных в социальном (несовершеннолетние правонарушители) или в психологическом (подростки с психическими отклонениями) смысле.

Конечно, семья выполняет не только функцию воспитания детей. Наиболее подробный анализ основных функций семьи дал А.Н.Елизаров (Елизаров, 2001). Приведем некоторые из них:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль над поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Реактивная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д.

Типы семей и их значение

в воспитательном процессе

На современном этапе в зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной их них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип – расширенная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Какая из названных типов семей лучше подходит для решения задач воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между «отцами» и «детьми». Однако в подобной семье быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей; у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт: старшее поколение помогает в воспитании детей, в уходе за ними. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления неоднозначны, но чаще всего – это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, – как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психически неуравновешенного отца).

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженности. Однако, появляются и некоторые компенсирующие факторы внутрисемейного порядка: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, видя, как нелегко ему прокормить семью, наладить нормальный быт, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать сиюминутные запросы, становятся более близкими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, что и помогает преодолевать трудности.

Но, конечно, оптимальным вариантом является полная семья, так как в ней дети усваивают модель отношения супругов (родителей) между собой и в будущем они склонны воспроизводить эту модель в своей собственной семье. Ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Выбор может происходить по разным критериям: сходству или противоположности.

Связывая межпоколенные отношения с типом семейной организации, М.Мид в своей книге «Культура и сопричастность» (М.Мид, 2000) различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков; кофикуративные, в которых и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

Постфигуративная культура, по словам Мид, преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, то есть на традицию и ее живых носителей – стариков. Традиционное общество живет как бы вне времени, всякое новшество вызывает здесь подозрение – «наши предки так не поступали». Взаимоотношения возрастных слоев в нем жестоко регламентированы, каждый знает свое место и никаких споров на этом счет не возникает. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной.

Кофигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для нее типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В науке это значит, что мнение современных ученых считается важнее, чем, скажем, мнение Аристотеля. В воспитании влияние родителей уравнивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.п. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

Наконец, в наши дни, считает Мид, темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как бывало всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи.

Концепция М.Мид правильно схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация современной ситуации и культурного наследства оказывает влияние и на старшее поколение.

Кстати сказать, удельный вес молодежных инноваций в развитии культуры был весьма значителен и в Средние века, и в Античности. Но как бы ни усиливалась эта тенденция, взаимоотношения старших и младших и распределение между ними социальных функций не может стать вполне симметричными. Какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прошлых поколений и, следовательно, на определенной культурной традиции.

Стили воспитания в исторической перспективе

В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили воспитания, в которых прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации.

Американский психоаналитик, социолог и историк Ллойд Демоз (Крайг, 2002) подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

Инфантицидный стиль (с древности до 4в н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

Бросающий стиль (4-13вв). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекции, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

Амбивалентный стиль (14-17вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако, ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ той эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая своеволие» как злое начала.

Навязчивый стиль (18в). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

Социализирующий стиль (18-сер.20в) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма и социологического функционализма, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

Помогающий стиль (начинается в сер. 20в) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию.

Современные стили семейного воспитания

и их влияние на личность ребенка

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э.Роу исследовал следующие характеристики взаимодействия: эмоциональное принятие – непринятие, наличие – отсутствие контроля, стимулирование – не стимулирование активности ребенка. И обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное принятие или непринятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие – отсутствие контроля связано с защитным – незащитным типом реагирования, а стимулирование – не стимулирование активности обусловливает направленность на других или на себя.

Конкретные свойства личности ребенка также могут формироваться в зависимости от тона семейных взаимоотношений и преобладающего в семье типа контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Имеется множество исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые, дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины, тревоги и т.д. Подобное поведение также можно наблюдать у детей, которые воспитываются в детских учреждениях. Кроме того, они характеризуются низким интеллектом (особенно невербальным), эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают).

Современные ученые (Д.Бомринд, Е.Маккоби, С.Мартин) (Г.Крайг, 2002) выделяют 4 стиля родительского поведения. Основой этого деления выступают степень родительского контроля и родительской теплоты.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать мнение своих детей и уступить, если это целесообразно.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержанны в отношениях с детьми. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустирующими.

Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. При таком избытке свободы ребенок практически лишен родительского руководства. Даже если поступки детей их сердят и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства, они стараются относиться к своим детям с сердечностью и теплотой, принимая их такими, какие они есть. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей.

Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Конечно, описание этих стилей всего лишь теоретический конструкт, абстракция, реальное поведение родителей редко укладывается в предложенные схемы.

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле, родители исполняют отчасти устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть довольно авторитарным, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребенка. Бомринд обнаружила, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся решительными, активными и творческими людьми.

Дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временен у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Хуже всего дела обстоят у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители постепенно внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Но семейная социализация не сводится к непосредственному парному взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Попытаемся ответить на вопрос, каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка.

Люди, воспитанные в патриархальном духе и убежденные в том, что формирование личности осуществляется в основном в первые два, три или пять лет жизни, обычно не сомневаются во всемогуществе родителей, приписывая все трудности и недостатки воспитания главным образом некомпетентности или небрежности родителей.

Но дело обстоит гораздо сложнее. Во-первых, родительское отношение к детям органически связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опытом родителей; во-вторых, при всей их значимости, родители некогда не были и не будут единственными и всемогущими вершителями судеб своих детей. Даже оценить реальную степень родительского вклада без учета множества других факторов невозможно.

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов:

1. Возраст ребенка. В раннем возрасте, как правило, ключевой фигурой бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда превышает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.

2. Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков несемейное окружение важнее, чем для девочек.

3. Наличие других агентов социализации как внутри семьи, так и вне ее.

4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период времени.

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их социально-психологических последователей. Детоцентризм общественной психологии 18-19 вв. означал усиление заботы о детях, но одновременно – ограничение их внутренней свободы, принудительную инфантилизацию; следствием чего явились равнодушие и социальная безответственность, на которые горько жалуются современные родители, не понимая связи этих явлений с их, родителей, собственной воспитательной практикой.

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок перед глазами имеет хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.

А.Е.Личко выделил 7 видов воспитания (Прохорова, 2007):

1. Потворствующая гиперпротекция. Этот стиль еще иногда называют «Ребенок – кумир семьи». Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя».

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок, как правило, лишен свободы выбора, за него все решают родители.

3. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.

4. Стиль эмоционального отвержения, или стиль воспитания по типу Золушки. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или неосознаваемый перенос на ребенка негативного опыта родителей. Может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребенок похож на него… Ребенок в этом случае может ощущать себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанции.

5. Жестокое обращение с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка.

6. Гипопротекция. Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это настоящая безнадзорность, в некоторых случаях родители удовлетворяют лишь физиологические потребности ребенка, но других функций семья для него не выполняет.

7. Гармоничное воспитание. Потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.

Советы родителям для профилактики проблем:

· Проявляйте интерес к собственным детям – интересуйтесь, что происходит в их жизни, как они проводят время в школе, какие отношения у ребенка с одноклассниками и учителями, какое настроение у него было в школе, что интересного он узнал за сегодняшний день и т.д.

· Выражайте свои теплые чувства к собственным детям, говорите им о своей любви.

· Наказывайте по справедливости, даже если ребенок в чем-то виновен, он должен чувствовать, что наказан за свой проступок, за конкретное действие, но его все равно любят.

· Воспитывайте в собственном ребенке самостоятельность и ответственность – оцените, что реально ребенок может делать самостоятельно, и пусть он будет отвечать за эту сферу.

Какое родительское поведение можно считать оптимальным?

Современные исследователи указывают на единственно важную цель действий родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей. При этом дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказывать открытое неповиновение.

Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о возможных последствиях их действий для других людей, дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации, их дети с трудом развивают интернализованные нормы и механизмы контроля. Например, в ряде исследований было обнаружено, что дети, исполнявшие требования взрослых в их присутствии, но не делавшие этого и их отсутствии, чаще имели родителей, склонных скорее к принуждению, чем к убеждению.

Родители чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. В серии исследований, посвященных родительскому диалогу и методам наказания, были сделаны выводы, что лучше всего дети адаптированы в тех случаях, когда родители поощряют то, что называется саморегулированием. Саморегулирование – это развитие чувства разделенной между родителями и детьми ответственности. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь уж далекое будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство решений самостоятельно.

Психосоциальное развитие детей в период среднего детства

Для большинства детей среднее детство – период между 7-12 годами. В это время они радикально меняют образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности (обучение в школе), и более полно развивают ранее сложившиеся формы поведения. В период среднего детства продолжается устойчивое равномерное физическое развитие вплоть до пубертатного скачка.

На протяжении среднего детства дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретных операций по теории Пиаже. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физических преобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и, в общем, строить гипотезы о физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях, составляющих содержание их непосредственного опыта. В этом возрасте дети являются активными исследователями всего нового. Взрослым следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, а не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.

По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их образа-Я и образов других людей. В период обучения в начальной школе дети также усваивают половые стереотипы, уточняют предписанные полом личные предпочтения и развивают большую гибкость в выборе занятий и в поведении. В период среднего детства развивается способность видеть себя отличным от других человеком. В этот период также развивается самоуважение ребенка. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т.е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которые соотносятся со школьной успеваемостью). Как правило, дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики.

Согласно теории Эриксона, возрастной период 6-12 лет характеризуется прохождением психосоциальной стадии развития, которую он назвал «трудолюбие или неполноценность». Согласно теории Эриксона, при прохождении этой стадии развития у детей должно сложиться ощущение собственной компетентности и уверенности в себе. Что в дальнейшем будет основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаружат, что их пол, национальность, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивации, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети приобретают знания о мире людей благодаря процессу, называемому социальным познанием – это мысли, знания и предположения о мире.

1. Первым компонентом социального познания является социальный вывод – догадки и предположения о том, что думает или намеревается сделать другой человек. К 10 годам дети способны представить себе содержание и ход мыслей другого человека, предполагая в то же время, что этот другой человек делает то же самое с их собственными мыслями.

2. Вторым компонентом социального познания является понимание ребенком социальных отношений. Дети постепенно накапливают знания о существовании таких обязательств, как честность и верность, уважение к авторитету, и о таких понятиях как законность и справедливость, одновременно углубляя и расширяя их понимание.

3. Третьим аспектом социального познания является понимание социальных предписаний, таких как обычаи и условности. Многие из этих условностей поначалу заучиваются механически или исполняются путем простого подражания. Позже они утрачивают свою жесткость, в зависимости от способности ребенка делать правильные выводы и понимать социальные отношения.

В период среднего детства продолжается развитие нравственного сознания детей. Согласно теории Ж.Пиаже, дети переходят от стадии нравственного реализма к стадии нравственного релятивизма.

Нравственный реализм (4-7 лет) предполагает стадию развития, на которой дети уверены, что нормы и правила это реальные, нерушимые условия существования, а не абстрактные принципы. Нравственность поступка оценивается детьми на этой стадии по его последствиям: виноват тот, кто причинил больше вреда.

На стадии нравственного релятивизма (8 и старше) – дети начинают осознавать, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что люди, при необходимости могут их изменять, заключив между собой новое соглашение. Следовательно, не существует ничего абсолютно правильного или неправильного, и нравственность поступка определяется, прежде всего, намерениями, а не его последствиями.

Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего школьного возраста. Дети усваивают и модели поведения, принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способами. Родители, старшие братья или сестры, с одной стороны, служат моделями поведения, – как подобающего, так и неподобающего, – а с другой стороны, поощряют или наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности позволяют детям овладевать широким спектром социальных норм и правил – как писаных, так и неписаных.


Исследование родителей по опроснику

«Анализ семейного воспитания» (АСВ).

Мною проведено исследование по опроснику «Анализ семейного воспитания» (АСВ) с целью диагностировать тип семейного воспитания.

В нем приняли участие респонденты (родители) в количестве 24 человек. Мною были получены следующие результаты:

1. Гармоничное воспитание – 6 семей (25%);

2. Доминирующая гиперпротекция – 5 семей (21%);

3. Гипопротекция – 4 семьи (17%);

4. Потворствующая гиперпротекция - 1 семья (4%);

5. Жестокое обращение с детьми – 1 семья (4%);

6. Тип не определен – 7 семей (29%).

При составлении корреляционной матрицы рассматривали следующие параметры:

I. Уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

1) Гиперпротекция (чрезмерная);

2) Гипопротекция (недостаточная);

II. Степень удовлетворения потребностей – в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных:

1) Потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка);

2) Игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка);

III. Уровень требовательности к ребенку в семье (выступает в виде обязанностей, запретов, наказаний):

1) Чрезмерность требований – обязанностей представляет риск психотравматизма;

2) Недостаточность требований – обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу;

3) Чрезмерность требований – запретов формирует реакцию эмансипаций или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно – мнительной акцентуации;

4) Недостаточность требований – запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера;

5) Чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;

6) Минимальность санкций – упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний;

IV. Неустойчивость стилярезкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство.

V. Решение родителями личностных проблем за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

1) Расширение сферы родительских чувств;

2) Предпочтение в ребенке детских качеств;

3) Воспитательная неуверенность родителя;

4) Фобия утраты ребенка;

5) Недоразвитость родительских чувств;

6) Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;

7) Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания;

8) Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка – предпочтение мужских качеств;

9) Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка – предпочтение женских качеств.


Исследование учащихся

Мною проведено исследование респондентов (учащихся) по трем показателям:

1. Тест «Несуществующее животное» с целью выявить, как испытуемый выражает себя, свой образ;

2. Тест «Автопортрет» с целью выявить, каким «видит» себя испытуемый;

3. Тест «Моя семья» с целью исследование семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи.

По 1 тесту «Несуществующее животное» рассматривали:

· Демонстративность;

· Агрессивность;

· Тревожность;

· Экстравертированность;

· Интравертированность;

· Страх в глазах;

· Самооценка;

· Общительность;

· Любознательность;

· Наличие таких цветов как:

· Красный;

· Синий;

· Желтый;

· Зеленый;

· Коричневый;

· Черный;

· Фиолетовый.

По 2 тесту «Автопортрет» рассматривали:

· Интеллектуальные претензии;

· Подозрительность;

· Чувствительность к критике;

· Агрессивность;

· Общительность;

· Демонстративность;

· Экстравертированность

· Интравертированность;

· Размер рисунка;

· Беспомощность;

· Наличие таких цветов как:

· Красный;

· Синий;

· Желтый;

· Зеленый;

· Коричневый;

· Черный;

· Фиолетовый.

По 3 тесту «Моя семья» рассматривали:

· Благоприятная семейная ситуация;

· Тревожность;

· Конфликтность;

· Чувство неполноценности;

· Враждебность;

· Наличие таких цветов как:

· Красный;

· Синий;

· Желтый;

· Зеленый;

· Коричневый;

· Черный;

· Фиолетовый.

Описание результатов исследования.

В проведенном исследовании были выявлены следующие взаимосвязи между стилем родительского воспитания и личностными особенностями ребенка:

· Показатель «гиперпротекция» положительно связан с показателем «демонстративность».

У ребенка, которому родители чрезмерно много уделяют внимания, формируется качество демонстративность, и в то же время у этих детей возникают сложности в общении с окружающими людьми.

· Показатель «гипопротекция» положительно связан с показателем «конфликтность».

Это говорит о том, что если ребенок предоставлен самому себе, то тем больше у него формируется тревожность.

· Показатель «потворствование родителей» положительно связан с показателем «красный цвет в рисунке «Несуществующее животное.

Красный цвет символизирует силу воли, активность, агрессивность, властность. На основании этого можно сказать, что родители, потворствующие потребностям ребенка, формируют в нем такие качества как властность, напористость, наступательность. Ребенок становится потребителем.

· Показатель «игнорирование потребностей» отрицательно связан с показателем «общительность.

Чем больше родители игнорируют базовые потребности ребенка, тем менее общителен он и тем чаще у ребенка возникает ощущение собственной неполноценности.

· Показатель «чрезмерная требовательность» положительно связан с показателем «фиолетовый цвет».

Фиолетовый цвет на рисунке «Автопортрет» символизирует напряженность, тревожность, страх. Это говорит о том, что когда родители слишком много требуют от ребенка, он становится тревожным и напряженным, переживая постоянный стресс.

· Показатель «чрезмерность запретов» отрицательно связан с показателем «общительность».

На основании этого можно сказать, что дети, испытывающие на себе пресс давления родительских требований, чувствуют себя неуверенными в общении с окружающими.

· Показатель «чрезмерные санкции» положительно связан с показателями «страх» и «подозрительность».

Чем больше родители наказывают своего ребенка за провинности, тем более подозрительным он становится и тем чаще испытывает чувство страха.

· Показатель «недостаточность санкций» положительно связан с показателем «демонстративность».

Можно предположить, что чем меньше внимания родители обращают на ребенка (его не наказывают), тем больше у него формируется ответная реакция – обратить на себя внимание.

· Показатель «воспитательская неуверенность родителя» положительно связан с показателями «агрессивность» и «чувствительность к критике.

Это говорит о том, что родители, которые не могут определиться с воспитательными методами и нормами (то есть сами родители не уверенны в том, что плохо, а что хорошо) формируют у детей агрессивность. Эти дети излишне эмоционально реагируют на любую критику в свой адрес.

· Показатель «недоразвитость родительских чувств» положительно связан с показателем «интроверсия ».

Можно сказать, что мамы и папы, которые не испытывают родительских чувств, формируют у ребенка замкнутость и необщительность (ребенок «уходит в себя»).

· Показатель «проекция на ребенка собственных нежелательных качеств» отрицательно связан с показателем «синий цвет на рисунке «Моя семья».

Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность. Это значит, что чем больше родители приписывают своим детям какие-то нежелательные черты характера, которые не замечают у себя, тем меньше ребенок ощущает спокойствия и удовлетворенности.

· Показатель «вынесение конфликта родителей в сферу воспитания» положительно связан с показателем «фиолетовый цвет на рисунке «Автопортрет».

Фиолетовый цвет символизирует напряженность, тревожность, стресс. Если родители после конфликта между собой вымещают свои эмоции на ребенке, тот становится тревожным и напряженным.

Да, в чистом виде описанные стили семейного воспитания встречаются не так и часто, но и не так и редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда очень хороши последствия воспитания – взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки, – все в человеке есть и все это закладывали родители на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами. И не надо задавать вопрос: « И в кого же ты такой пошел?», поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе в этом отчет.


Практическое применение полученных данных

в учебно-воспитательном процессе

Родительское собрание

Тема: «Стили родительского воспитания и их влияние на личность ребенка».

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

· дать понятие о существующих стилях воспитания;

· информировать о влиянии стиля воспитания на личность ребенка;

· закрепить на практическом опыте полученную информацию.

I Теоретическая часть.

Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни.

Родительский стиль – это обобщенные характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Стили воспитания:

· гипопротекция, проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

· доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Ребенок не принимает собственного решения, он несамостоятелен.

· потворствующая гиперпротекция – чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами ребенка.

· при воспитании по типу эмоционального отвержения ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче;

· условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправа над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя;

· условия повышенной моральной ответственности проявляются в том, что родители, питающие большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывают на воплощение в жизнь ребенком их собственных несбывшихся мечтаний;

· гармоничное воспитание – потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.

II Практическая часть.

1. Сюжетно – ролевая игра.

Родители разбиваются на 4 группы. Каждой группе дается задание: показать, как будут вести себя родители со стилем воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, гармоничное воспитание.

Задания:

· ребенок просит пойти погулять;

· ребенку нужна помощь при выполнении домашнего задания;

· у ребенка скоро день рождения.

2. Работа в группах:

Задание «Десять лет спустя» (составить портрет, каким вырастет ребенок при таком стиле воспитания).


Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка (в помощь классному руководителю)

Назад в раздел