Поиск по сайту

Принципы и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории в школе при больнице

Автор: Крупейникова О.Ф.


Одним из важнейших направлений приоритетных национальных проектов стало создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами. Для таких учащихся необходимо не только медико-социальное сопровождение, но и индивидуальные программы обучения и коррекции. В школах при больницах и санаториях, где дети проходят длительное лечение и реабилитацию, помимо учебных компетенций, формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Большинство учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую мотивацию к обучению, незначительный опыт общения, ограниченный контакт с окружающим миром. Современное развитие Интернет - технологий позволяет ребенку не ощущать полной изоляции, но элемент отстранения от полноценной жизни присутствует.

Работать с такими детьми очень интересно и сложно. Такие ребята, как правило, отзывчивы, впечатлительны, эмоциональны. Сложность же заключается в том, что у каждого ребенка свой уровень развития, знания по учебному предмету, тяжелый диагноз. В больнице условия для образовательного процесса весьма ограничены. Ученикам с нарушениями опорно – двигательного аппарата необходимо внимание и забота. Моя задача как учителя в школе при клинике - установить за короткий срок доверительные отношения с учащимися, вовлечь их в учебный процесс, определить уровень развития учебных навыков и не допускать стрессовых ситуаций.

Главным методом будет дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории и обществознания. Необходимо обеспечить каждому ученику условия для развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения предмета. Дифференцированный подход необходим для таких учащихся, так как школьный класс в клинике - это группа детей, прибывших из разных субъектов РФ, с различными формами обучения: массовая школа, коррекционная, школа домашнего обучения, профильные гимназии и лицеи. Учителю в таких экстраординарных условиях приходится подстраиваться не только под режим больницы (уроки по 35 минут, вторая половина дня, обходы врачей, прием пищи, предоперационная подготовка), но и иметь дело с абсолютно непостоянным контингентом детей, учитывая их индивидуальные особенности и характер заболевания. В группу обучающихся попадают как одаренные дети, так и слабоуспевающие, которые с трудом вспоминают учебный материал и не могут ответить на элементарные вопросы. Трудность вызывает и отсутствие у детей, находящихся на домашнем обучении, умения работать в «команде», учиться в ограниченных временных рамках. Использование метода тестирования (для входящего контроля) позволяет сосредоточить внимание на пробелах в знаниях, вносить в них поправки и определить дальнейшее продвижение в учении, создать «индивидуальный маршрут» для каждого ребенка.

Для реализации метода дифференцированного и индивидуального подхода необходимо руководствоваться следующими основными принципами: коррекционной направленности, доступности обучения, наглядности и ситуации успеха. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. В своей работе я стараюсь использовать на уроках истории игровые методы обучения, которые мне всегда помогают реализовать данные принципы работы. Актуальность игры для больного ребенка сегодня на уроках повышается. Игра позволяет сделать будничные шаги по изучению исторического и обществоведческого материала занимательными для учащихся любой возрастной категории. На уроках и внеклассных мероприятиях, где присутствует игра, ребята реализуют свои способности и потенциальные возможности, выравнивают учебные навыки. Игровые методы дают импульс быстрой адаптации ребенка в новом коллективе, вовлекая каждого в активную работу. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию или усвоению исторической информации, а эмоциональность игровой деятельности отвлекает от болезни и активизирует все психические процессы и функции ребенка. Очень популярны среди наших ребят стали уроки и внеклассные мероприятия: «Сказка в лесной школе», «Вперед, гуманитары», «Историческая мозаика», где задания дифференцированы и обязательно находят «своего ученика». Дети, даже с самыми слабыми знаниями, всегда с большой радостью участвуют в таких действах. Мне как педагогу, работающему в «школе оперированного ребенка» очень важно, чтобы мои уроки имели психотерапевтическую направленность, и как упоминалось ранее, имели ситуацию успеха для каждого.

Большую помощь в работе в школе при клинике мне оказывают ИКТ. Без компьютерных технологий трудно представить современное образование, а про школу, где много детей, ограниченных в передвижении даже из палаты в палату и говорить не приходиться. Ноутбук – иногда является единственным средством, которое позволяет обучать ребенка полноценно. Моя задача как учителя, заключается в том, чтобы продумать и создать для такого изолированного ученика дистанционный урок, от которого он получит максимальную пользу и полезно-практический результат. Это, безусловно, требует большой подготовки и мастерства. Разработка такого урока представляет собой алгоритм в кейс – технологии (Блок информации. Практика. Рефлексия. Дополнительный материал) Данная педагогическая технология позволяет обучать как слабых учащихся с большими пробелами в знаниях, так и сильных с высокими профильными знаниями.

Ученики с высокими учебными навыками, хорошей мотивацией, не должны быть обделены вниманием не только в массовой школе, но и в условиях больницы, поэтому я стараюсь принимать участие со своими детьми в различных конкурсах и соревнованиях («Уроки доблести и чести», «Уроки верности и любви»). Данные конкурсы, проводимые православным духовенством, проникают в души ребят, делают их чуткими и сильными, развивают познавательный интерес к предмету. От учителя в данном случае требуется оказывать посильную помощь таким ребятам: снабжать всей необходимой информацией и направлять творческий потенциал конкурсантов. Другим приоритетным направлением деятельности учителя в школе при больнице является работа со слабыми и отстающими.

Для учеников, которые испытывают трудности в усвоении учебного материала, мною используются следующие приемы работы на уроках:

Ø Опора на схемы, таблицы, памятки, инструкции.

Ø Качественное закрепление материала на уроке.

Ø Неоднократное возвращение к пройденному материалу.

Ø Использование заданий, которые обладают определенной привлекательностью для большинства учащихся.

Особенно хотелось бы отметить роль опорных схем, которые в рамках 35минут урока позволяют максимально четко выстроить логические цепи при изучении сложных тем, существенно сократить учебный материал. Опорные схемы и таблицы очень необходимы для моих слабых учеников. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает сложно. Такие ребята теряются, замыкаются в себе. Опорная схема, в таком случае, действительно становится « опорой» для таких учеников. Она позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал. На своих уроках я часто использую материалы В. В. Кириллова «Отечественная история в схемах и таблицах», схемы из «Полного справочника по обществознанию» П. А. Баранова.

Не смотря на специфику работы в школе при клинике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, общение с такими особенными детьми приносит радость и профессиональное удовлетворение. Для педагога, очень важно изучить особенности развития своих учеников. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения. Таким образом, работая в условиях больницы, учителю необходимо за короткий срок сформировать учебную группу, настроить коллектив ребят на конструктивную работу, организовать урок так, чтобы каждый был охвачен вниманием. Эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное пространство школы при больнице помогают интерактивные методы, ИКТ, дистанционное обучение и творческий профессионализм учителя.


Поделиться:


Назад в раздел