Поиск по сайту

Методическая разработка урока по хореографии «Один день из жизни артиста балета»

Автор: Сараева Мария Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник»


Введение
     Танец – древнейший вид искусства. Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому – наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные в период неолита (8 – 5 тысяч лет до н.э.). Появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений. Он был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства.
     В наше непростое время хочется отвлечься от повседневных забот и получить удовольствие. Ничто так не радует, как общение с танцами. «Танец, – говорила известная американская танцовщица Айседора Дункан, - это жизнь». Улучшается осанка, движения становятся более координированными. Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. Ежедневные физические упражнения являются эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Коллектива современного танца «Айседора»
Дата проведения 23.10.20
Место проведения: аудитория №10
Тема урока: «Один день из жизни артиста балета»
Цель:
• раскрывать и развивать творческого потенциал детей
• закрепление знаний
Задачи:
Обучающая – научить выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности; изучить танцевальные элементы.
Развивающая – развивать потребность в выражении собственных эмоций через исполнение танцевальных движений, формирование мотивации обучающихся к танцевальному искусству
Воспитательная – воспитывать самостоятельность, трудолюбие, терпение.
Тип урока: закрепления знаний
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: практический, словесный, наглядный
Формы организации учебного процесса: групповая
Оснащение урока: балетный класс, фортепиано, музыкальный центр, аудиоматериалы, видеоматериалы, ноутбук, мультимедийный проектор

1 этап. Организационный момент
• проверка готовности аудитории к занятию;
• вход в танцевальный зал;
• поклон педагогу и гостям;
• сообщение темы занятия, постановка целей занятия, организация рабочего пространства, создание эмоционального настроя.
2 этап. Хореографический тренаж (повторение материала предыдущих уроков, упражнения на разогрев и растяжку мышц).
• Plie;
• Battement tendu;
• Tendu jete;
• Rond de jambe par terre;
• Grand battement:
• Разогревочные прыжки;
• Прыжок sauté;
• Прыжок echappe;
• Chaine по диагонали;
• Sissonne по диагонали;
• Grand battement по диагонали.
3 этап. Упражнение на раскрытие выразительности (упражнения на развитие эмоциональности и выразительности).

4 этап. Работа над балетом (репетиция и отработка движений из балета «Кошкин дом»).

5 этап. Заключительный
• исполнение общей сцены из балета «Кошкин дом»;
• подведение итогов;
• поклон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

Дети заходят в класс под музыку, исполняют поклон.
Занятие проходит с использованием презентации (демонстрируется на большом экране).
Педагог: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Занятие посвящено «одному дню артиста балета» и сегодня мы прикоснемся к данной профессии.
- Как думаете трудная или легкая у них жизнь? Почему?

2. Тренаж, как у артистов балета.

Педагог: Как вы думаете с чего начинается день артиста балета. (с чего у нас начинается каждый урок?). Правильно, с хореографического тренажа. Для чего он нужен?
Хореографический тренаж – это комплекс упражнений, направленных на разогрев и растяжку мышц и связок, которые необходимы танцору. Давайте приступим к нашему уроку.
1. Первый блок:
1. Plie;
2. Battement tendu;
3. Battement tendu jete;
4. Rond de jambe par terre;
5. Grand battement.

Педагог: Каких артистов балета и балерин вы знаете? Что нужно для того, чтобы стать известным артистом балета? Давайте посмотрим, что говорят сами артисты балета.

Видео 1 (Михаил Барышников). См. Приложение

Педагог: Кто-нибудь узнал артиста балета?
О чем говорит Михаил Барышников?

2. Второй блок:
6. Разогревочные прыжки;
7. Прыжок sauté;
8. Прыжок echappé.

Педагог: Посмотрим следующее видео с высказыванием артиста балета.

Видео 2 (Николай Цискаридзе) См. Приложение

Педагог: Узнали артиста балета?
Что хотел сказать Николай Цискаридзе в данном высказывании?

3. Третий блок:
9. Chaine по диагонали;
10. Sissonne по диагонали;
11. Grand battement по диагонали.

Педагог: Внимание на экран, последнее видео.

Видео (Майя Плисецкая) См. Приложение

Педагог: Кто-нибудь узнал балерину?
О чем говорит Майя Плисецкая?

3 часть – Упражнение на раскрытие выразительности.
Педагог: Артистам балета важно не только хорошо и технично исполнять танец, также им нужно быть эмоциональными и выразительными на сцене. Нужно не просто изображать танец физически и показывать какие-то эмоции, а именно правильно проживать его, для этого артистам балета дают упражнения на раскрытие выразительности и эмоциональности.
- Сейчас вы увидите сцену из балета «Спящая красавица» - дуэт Красной Шапочки и Волка. Смотрим на Красную Шапочку. Что можно понять по ее движениям и эмоциям, какой она персонаж?

Смотрим видеоотрывок. См. Приложение (примерно через 30 сек. ставим на паузу)

Педагог: Теперь смотрим на волка. Какие эмоции он выражает?

Продолжаем смотреть видео. См. Приложение

Педагог: У Красной Шапочки и Волка полярные характеры. Они выражают противоположные эмоции.
- Мы с вами ставим балет «Кошкин дом», в котором достаточно много героев, и у каждого из них свой характер и свои эмоции. Кто у нас полярные герои. Какие они?
1. Котята – одинокие, добрые.
2. Кошка – гордая, жестокая, заносчивая.

Проходки детей по диагонали, с выражениями эмоций и характера главных героев балета «Кошкин дом».

4 часть – Работа над балетом
Педагог: После тренажа у артистов балета начинаются репетиции - сольные, общие, кордебалетные, постановочные (это когда готовится спектакль). Репетиций в день может быть больше четырех. Но мы с вами сегодня проведем репетицию «общей сцены в доме» из балета «Кошкин дом». В данной сцене участвуют не все, но у каждого артиста балета есть дублер, потому что может случиться все, и бывает нужно быстро заменить танцора на спектакле. Мы поступим с вами так же.

Репетиция общей сцены балета «Кошкин дом».

5 часть – Завершение
Педагог: Как думаете, что самое главное в жизни артиста балета? (Выступления). А что нужно для хорошего выступления? (танцевать лучше самого себя; получать удовольствие от танца; донести смысл до зрителей). Давайте сейчас тоже представим себя артистами Большого театра, которые выступают на сцене.
Кто не участвует в данной сцене, будут зрителями, но после я попрошу вас ответить на вопросы: У кого, на ваш взгляд, получилось лучше станцевать свою партию? Почему?

Выступление на сцене

Педагог: Вопросы по заданию к сидящим: У кого на ваш взгляд, получилось лучше. Почему?
А теперь у меня вопрос ко всем: «Сложные ли дни у артистов балета? Почему?».
- Как артисты балета уходят со сцены? (Под аплодисменты). А что делают артисты балета? (Кланяются).

Включаем музыку аплодисментов.

Заключение

      В данной методической разработке урока рассматривается тема развития творческого потенциала учащихся путем приобщения их к профессии артиста балета. В ходе урока учащиеся повторяли и закрепляли знания по музыкальной грамоте с применением этих знаний при исполнении различных музыкально-ритмических движений и комбинаций. Приобретенные умения и навыки помогут им в дальнейшем на уроках классического и народно-сценического танцев при освоении более сложных технических этюдов. Кроме того, на каждом уроке с учащимися ведется кропотливая работа над умением контролировать мышечный и суставно-двигательный аппарат, приобретаются навыки координации, воспитывается дисциплинированность, трудолюбие и упорство.

                                   Литература:

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 2000. – 265 с.: ил.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1962. – 178 с.: ил.
3. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.: Искусство, 1989.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (этюды). – М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Детские подвижные игры народов ССР. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.: ил.
6. Костровицкая В. . 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1972. – 240 с.: ил.
7. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976. – 270 с.: ил.
8. Пуртова В.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. – 334 с.: ил.
10. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. – М.: ВТО, 1972. – 480 с.: ил.
11. Ткаченко Т.С. Народные танцы. – М.: Искусство, 1975. - 350 с.: ил.

Приложения: Скачать

Поделиться:


Назад в раздел