Поиск по сайту

Организация исследовательской работы с обучающимися Краснооктябрьской школы «Места пребывания Ф. А. Абрамова на Борисоглебской земле»

Автор: Коткова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ Краснооктябрьской СОШ Борисоглебского района Ярославской обл.


        Одним из важных для нас образовательных событий стала научно – исследовательская работа по сбору информации о местах пребывания Абрамова на Борисоглебской земле.
«Я родом из деревни», - писал Фёдор Александрович. Дети выяснили, в каких деревнях Борисоглебского района бывал Фёдор Александрович. Затем, каждый из них выбрал, какая работа им ближе, выбрал научного руководителя из числа педагогов школы. Это был подготовительный этап научно-исследовательской работы. На этом этапе определился круг источников, литературы Были сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, а также методы изучения источников. Составлен план действий. Педагоги продумали содержание опросных листов, анкет.
На следующем этапе, исследовательском, был осуществлен сбор информации - полевые, источниковедческие и библиографические изыскания, анкетирование, опрос. Мы побывали в местах, где гостил и работал Ф.А. Абрамов, беседовали со старожилами. Полюбовались старинными домами, крепкими, ладными и по сей день. Недаром Абрамов писал в своих дневниках: «Чтобы выстояла страна, чтобы выстояла Россия, надо чтобы выстояли дома». Ребята под руководством педагогов-наставников работали в архиве города Ростова Ярославского.
        На этом этапе, во время исследовательской работы, нам очень помогла Светлана Алексеевна Лапшина, сотрудник музея поселка Борисоглебский. Она любезно поделилась с нами материалами, связанными с деревней Селище (ранее слобода Селище). В частности, мы узнали, что первые упоминания о Селище датируются второй половиной XIV века. Но найденные артефакты датируются XVII веком. Название «слобода» Селище получило от близости к монастырю. «Селище расположено на большом холме, все той же Борисоглебской возвышенности, в одной версте от монастыря, разделенное рекой Устье и обширным разливным лугом, в трехстах метрах от почтового тракта Ростов Великий - древний Углич». Мы с учениками проследили жизнь слободы в ХVII-ХIX веках, узнали об участии жителей Селища в строительстве Санкт – Петербурга, познакомились с их занятиями на рубеже XIX – XX веков. Узнали о меценате и уроженце слободы В.И. Черепенникове, его участии в строительстве и жизни школы. Узнали о деятельности сельского совета и колхоза «Заря», об участии жителей в Великой Отечественной войне.
        Затем материал обрабатывали, оформляли. Осуществили графическое оформление видео и фото - материалов, подготовили иллюстративный материал. Составили отчет о проделанной работе.
И на заключительном этапе учениками под руководством учителя была создана исследовательская работа. Мы оформили письменную и электронную версию работы, сгруппировали приложения. Подготовили текст публичного выступления, презентацию.
        При работе над проектом, как дети, так и взрослые получили огромное удовольствие. Конечно, было трудно. Но сколько впечатлений, новых знаний о своих близких к нам местах мы получили!
«Душа уходит из деревни, да и уходит она из России», - писал Абрамов. Но, Фёдор Александрович, позвольте не согласиться с вами! Пока живы люди, которым близка деревня, кто родом из деревни, связан с ней всей своей душой, деревня будет жить, а с ней - и жить Россия!


Поделиться:


Назад в раздел