Поиск по сайту

Дошкольники «В гостях у писателя Федора Абрамова» (Из опыта создания единой рукописной книги детского сада «Светлячок»)

Автор: Найденышева Наталья Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ «Светлячок» пос. Борисоглебский Ярославской области


        Познакомившись с планом подготовки празднования 100-летия писателя Федора Александровича Абрамова в Борисоглебском районе осенью 2019 года, разработанным методической службой «Центр сопровождения участников образовательного процесса» (ЦСУОП), наш коллектив решил включиться в работу по данному направлению. Но прежде, чем начать работу с детьми и родителями, мне, как старшему воспитателю дошкольного учреждения, надо было сначала заинтересовать педагогов. Но – каким образом? С этим вопросом я обратилась к Светлане Ференцевне Щукиной, методисту ЦСУОП. И она посоветовала мне прочитать хотя бы один из рассказов Федора Александровича и тут же рассказала о его приездах на Борисоглебскую землю. После её увлекательного рассказа о жизни писателя на Борисоглебской земле, заинтересовавшись, я прочитала «на пробу» рассказ Ф.Абрамова «Валенки». И сразу поняла – правда, это интересно, трогает за душу! Самое главное, - подумала я, – нашему коллективу просто необходимо познакомиться самим и познакомить детей и их родителей с такими живыми правдивыми текстами!
        Вскоре состоялся педагогический совет нашей дошкольной организации. Свой интерес, впечатления мне удалось донести до коллег. Их эта тема тоже заинтересовала. И работа «закипела»… Педагоги познакомились с биографией Ф.А.Абрамова, взяли в библиотеке и начали читать и обсуждать, осмыслять его произведения.
        На очередном педагогическом совещании нами было принято решение разработать план реализации данной темы в саду. Мы долго думали, что же это – работа над темой или проект? Выбрали форму поскромнее – тема. Название нашей темы подсказала Светлана Ференцевна: «В гостях у писателя Федора Абрамова». Мы определили цель, задачи, продумали мероприятия.
Воспитатели старших групп разработали конспекты занятий по ознакомлению детей и, отдельно, – родителей с биографией, творчеством, произведениями писателя. Во время проведения занятий, обсуждений текста, иллюстрирования возникали вопросы воспитанников: «Что это?», «Где это находится?», «Почему так называется?» и другие. Пытливость детей «увела» педагогов и детей на Русский Север. Мы много интересного узнали об особенностях природы, о местах, где родился писатель, о культуре быта, своеобразии построек. Педагогами были разработаны заочные «экскурсии» в Пинежье Архангельской области, - далекий, но ставший и нам близким уголок России.
        В доступном для родителей и детей пространстве групп были оформлены содержательные и красочные информационные уголки о жизни и творчестве писателя Ф.А.Абрамова, о его родине – Русском Севере. Так расширилась и естественно обновилась предметно-пространственная среда сада.
        Музыкальным руководителем сада «Светлячок», Ириной Николаевной Гонозовой, были подобраны музыкальные произведения, песни, которые слушают и исполняют в Поморье. Дети знакомились и разучивали новые для них мелодии, удивляющие своим раздольем и красотой.
        По мере знакомства с текстами писателя Абрамова из книг «Алые Олени», «Где лето с зимою встречается», «Из рассказов Олены Даниловны», с рассказами: «Есть, есть такое лекарство!», «Если пожалеть птицу!», «Ленька будет механиком», «На мартовском солнышке», «Как Нина вылечила сына от жестокости» и другими воспитатели и дети встретились со многими новыми, неизвестными им диалектными словами. Началась наша общая работа над созданием единого словаря диалектных слов.
        Воспитателям и детям особенно запомнилась встреча с библиотекарем Борисоглебской детской библиотеки, Натальей Анатольевной Попковой, которая очень интересно и доступно рассказала детям о жизни писателя на Борисоглебской земле в деревне Опальнево. Поделилась информацией - как и почему в его произведениях воспета красота нашего Ярославского края.
Перед коллективом встал вопрос: «Как же подключить родителей к работе над данной темой?». Но оказалось, что это уже произошло «само-собой»: дети, приходя домой из детского сада, рассказывали мамам и папам о том, что нового, интересного они узнали. Просили у родителей почитать сказки и рассказы, написанные писателем. Педагоги в беседе с родителями предложили им задание - выбрать один из заинтересовавших рассказов Федора Абрамова и прочитать его вместе с ребёнком дома, обсудить, нарисовать иллюстрацию, совместно написать отзыв о прочитанном, написать письмо герою рассказа или его автору. При написании отзыва или письма родители задавали ребенку наводящие вопросы, записывали ответы и сами формировали единый текст.
       В доступном для родителей и детей пространстве групп были оформлены содержательные и красочные информационные уголки о жизни и творчестве писателя Ф.А.Абрамова, о его родине – Русском Севере. Так расширилась и естественно обновилась предметно-пространственная среда сада.
       Мы были удивлены и, конечно, очень обрадованы, когда узнали, сколько рассказов прочитали родители детям. Мы видели, с каким восторгом дошкольники несли рисунки в детский сад и рассказывали педагогам и друзьям о чтении дома.
       Нам известно, что родители сами прочитали намного больше рассказов Ф.Абрамова, чем дети: ведь прежде, чем самостоятельно прочитать текст ребенку, взрослым нужно было сначала самим сделать выбор, с каким рассказом его познакомить.
       Пополнился и активный словарь наших воспитанников – в него вошли новые для нас и детей слов.
Итоговое совещание педагогов, посвященное плодам работы по теме знакомства с творчеством Абрамова, проходило в форме увлекательной викторины «Что мы узнали о жизни и творчестве писателя Ф.А. Абрамова». Кроссворд по данной теме составила воспитатель Голубева Н.Ю..
       Продуктом нашей общей для всего коллектива работы стала в несколько десятков страниц самодельная большая «Книга о писателе и его произведениях с иллюстрациями и отзывами детей и родителей», в создании которой приняли участие большинство семей наших воспитанников и – документальный фильм «Видеть в малом – большое, в привычном–прекрасное», в котором педагоги ДОУ выразительно читают наизусть короткие рассказы из книги Федора Абрамова «Где лето с зимою встречается». Фильм выложен на сайте Борисоглебского поселка и имеет популярность – полюбившиеся нам тексты смотрят и слушают теперь и наши земляки. Созданная с любовью книга служит источником вдохновения для знакомства с творчеством Абрамова нового поколения дошкольников и на занятиях, и в их свободной деятельности. Книга помогает нам рассказать о том, что такое книга, как ее возможно изготовить своими руками. Надо сказать, что у сада уже был опыт изготовления семейных книжек-самоделок на тему «Что я люблю». Этот опыт пригодился нам теперь. И после создания Абрамовской единой книги избранных детьми и их родителями рассказов осенью 2020 года семьи наших воспитанников вместе с родителями недавно сделали новые книжки – самоделки на тему «Труд». И здесь опять нам помог Федор Александрович – к теме «Труд» мы подошли через его рассказ «Верное лекарство»… Наши дети любят в свое свободное время взять с полки какую-либо книгу-самоделку, перелистать ее, рассмотреть иллюстрации, обсудить с друзьями.
        Книга о писателе и его произведениях с иллюстрациями и отзывами детей и родителей (См. приложение «Иллюстрации»)

               ОГЛАВЛЕНИЕ

Рассказы Ф.А.Абрамова, «прожитые» с детьми и иллюстрированные ими:
      «Где лето с зимою встречается?»
      «Пароход идет!»
      «Сентябрь»
      «Комары»
      «Есть, есть такое лекарство!»
      «Кончилось лето»
      «Дождались»
      «Жила-была семужка»
      «Одуванчики»
      «О чем плачут лошади»
      «Франтик»
      «На мартовском солнышке»
      «Если пожалеть птицу»
      «Жаворонок»
      «Ленька будет механиком»
      «Январь»
      «Как Нина вылечила сына от жестокости»
      «Бобер-хозяин»
      «Алые олени»
      «Началось лето»
      «Июньский полдень»
      «Лесная дорога»
      «Серебряные сполохи»

       Осуществленная педагогическим коллективом сада «Светлячок» работа по созданию единой Абрамовкой книги - не дежурная дань юбилею, а прожитая, почувствованная вместе с писателем жизнь. Жизнь, наполнившая нас и семьи наших воспитанников новыми и так близкими всем нам смыслами, - продолжается. Как бы ни были увлекательны новые проекты, мы будем продолжать знакомиться сами и знакомить детей и их родителей с рассказами замечательного русского писателя, принадлежащего не только своему, но и нашему времени, не только Русскому Северу, но и Ярославскому краю – произведениями Федора Александровича Абрамова.

Поделиться:


Назад в раздел