Поиск по сайту

Пути оптимизации работы учителя английского языка онлайн

Автор: Пин Ольга Леонидовна, Линюк Марита Ивановна, учителя английского языка ГБОУ №135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


     Одной из самых больших сложностей для учителя в период дистанционного обучения оказался объем проверок, с которым пришлось столкнуться. На привычном уроке квалифицированный педагог зачастую может поставить отметку (или, как минимум, определить степень усвоения материала) просто по глазам и невербальным реакциям ученика, тогда как в период дистанционного обучения это невозможно, и педагогу приходится искать способы оценивания в данных условиях. Естественно, встал вопрос о путях оптимизации этой деятельности. Хотелось бы поделиться некоторыми способами, которые нашли и используем мы.
   1. Выборочная проверка. Ведь на традиционном уроке мы не ставим себе задачи оценить каждого, так почему же это должно вдруг стать нашей обязанностью в период ДО? Можно выбирать либо обучающихся (сегодня проверяю учеников А и В, а завтра учеников Х и У), либо упражнения (у учащегося А проверяю упр.1, у учащегося В – упр.2, у учащегося Х – упр.3, у учащегося У – упр.4). Второй вариант предпочтительнее, так как создает у ребят ощущение более плотного контроля (в первом случае ученик, у которого сегодня проверили работу, может позволить себе не делать задание на завтра, поскольку понимает, что два дня подряд его проверять не будут).
   2. Использование интерактивных тетрадей и других платформ с автоматической проверкой заданий – таких, как uchi.ru, skysmart, resh.edu.ru и им подобные. Достоинства таких платформ очевидны, поэтому мне хотелось бы обратить внимание на «подводные камни». Во-первых, практически все они пренебрегают вариативностью ответов. Зачастую настолько грубо, что стяженная форма вместо полной или наоборот защитывается за ошибку (уже не говоря о более сложных вариантах, например, выборе между Perfect Simple и Perfect Continuous и т.п.). Я и сама во время их тестирования несколько раз не могла понять, чем сайту или платформе «не нравится» введенный мною ответ на задание уровня А1-А2. Во-вторых, нет никакого контроля за тем, кто именно выполняет задание. Если в случае с фотографиями тетрадей ученик должен как минимум переписать упражнение, даже если его выполнила мама или старшая сестра, своей рукой (и есть надежда, что при этом он хоть что-то невольно запомнит), то в случае с работой на платформах даже такой необходимости у него нет. Кроме того, многие платформы, особенно в условиях зашкаливающей нагрузки, «зависают» и работать на них становится невозможно или, как минимум, очень трудно. И, наконец, далеко не все из них предлагают задания, соответствующие образовательным программам школ.
   3. Использование аудиоформата. Общеизвестно, что человек говорит быстрее, чем пишет или печатает, поэтому использование аудиосообщений – со стороны как учителя, так и учеников – позволяет неплохо сэкономить время, при этом содействуя развитию устных речевых навыков – аудирования и говорения – которым в период ДО чаще всего уделяется недостаточно внимания (если, конечно, мы записываем эти аудиосообщения на английском языке). Таким образом, мы убиваем двух зайцев одним ударом. Помимо этого, такой формат снижает нагрузку на зрение учителей и учащихся. Для его реализации можно использовать как мессенджеры, так и социальные сети.
   4. И последнее, о чем хотелось бы поговорить – это «живые» уроки на платформах типа Skype или Zoom. Очевидные плюсы такой работы в том, что учитель получает возможность видеть реакцию ученика и корректировать свое объяснение, а ученик – задать вопрос сразу же в момент его возникновения. Такие занятия ближе всего к традиционному офлайн-уроку, следовательно, наиболее привычны как для учащихся, так и для учителя, который может в этом случае использовать все наработки предыдущих лет. С точки зрения заявленной темы о проверке, после онлайн урока учителю не нужно дополнительно проверять письменные работы, т.к. он может оценить учащихся по их активности на занятии. Однако, в этой работе есть и свои сложности. И они прежде всего технического характера. У кого-то нет компьютера или он один на двух взрослых, работающих онлайн, и трех детей, онлайн обучающихся. Кто-то не умеет регистрироваться в Zoom/Skype. Кто-то не нашел поля для ввода кода и пароля конференции. У кого-то сел микрофон или зависла камера. И так почти до бесконечности… Есть и определенный процент учащихся, особенно в старших классах, которые, имитируя технические сложности, просто игнорируют таким образом уроки. В связи с этим учителю приходится выполнять двойную работу – готовить материал для тех, кто не выходит на связь в режиме реального времени, и проверять потом их выполненные задания.
    В завершение этих рассуждений хотелось бы отметить, что обучение онлайн лишает учеников и учителя реального живого общения и оказывает значительное отрицательное влияние не только на степень эмоциональной связи (имеющей ключевое значение для обучения языку), но и на уровень знаний в целом, в том числе за счет невероятно расширяющихся возможностей списывания. Помимо того, при онлайн работе в разы сложнее, если вообще возможно, реализовывать воспитательную функцию обучения. Если с обучением онлайн в четвертой четверти мы в целом справились, во многом благодаря тому, что уже хорошо знали своих учащихся как с академической, так и с общечеловеческой точки зрения, за предыдущие три четверти, то начало следующего учебного года в таком режиме (о чем ходят пугающие разговоры в различных СМИ), скорее всего, станет началом конца российского образования.

Поделиться:


Назад в раздел