Поиск по сайту

К проблеме методического сопровождения продуктивной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Кузовкина Юлия Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 107 Санкт-Петербурга


       В современном мире реализация творческого потенциала человека становится одной из ключевых составляющих его социальной и профессиональной успешности. Все большую популярность у молодежи набирают такие профессии как блогер, контентмейкер, дизайнер, создатель виртуальной реальности и другие, связанные с определенной творческой самореализацией. Погружение ребенка в мир творчества, культуры и искусства в дошкольном возрасте, считающимся сенситивным для развития воображения и чувственного восприятия ребенка, является наиболее эффективным, за счет того, что художественный образ воспринимается дошкольником ярко и целостно, а этическое восприятие неотделимо от эстетического [1].
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования)[2].
       Включение педагога в процесс организации продуктивной деятельности дошкольников является необходимым условием для стимулирования и развития творческих способностей ребенка, однако, педагоги нередко оказываются неготовыми к сопровождению детей в процессе творческой деятельности, сталкиваясь с рядом противоречий:между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и преобладанием традиционных форм обучения в детском саду; между сформированностью у детей определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения; между необходимостью развития художественно-творческих способностей ребенка и репродуктивным характером творчества в детском саду.
       Проблема эффективного использования образовательной среды для развития творческих способностей ребенка отражена в трудах Ж.Ж. Руссо,Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, А.У. Зеленко и др. Ж.Ж. Руссо первым трактует среду как «поле для развития личности», предполагая, что для формирования эффективной воспитательной системы необходимо предоставить свободу выбора и независимость ребенку, сделать упор не на количестве полученных знаний, а на формировании способности проявлять самостоятельность в принятии решений, выбирать свой индивидуальный путь в познании. Л.С. Выготский в своих исследованиях творческой деятельностью называет «такую деятельность человека, которая создает нечто новое» [3]. Ученый разделяет деятельность человека на два вида: репродуктивный (воспроизводящая деятельность, целью которой является сохранение прежнего опыта человека, приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды) и творческий (создание новых образов, действий, умение комбинировать старое в новые сочетания). Л.С Выготский утверждает, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости разнообразия опыта человека, представляющего материал, из которого создаются построения фантазии, следовательно, чем богаче опыт человека, тем активнее работает его воображение, поэтому у ребенка воображение несмотря на его «кажущееся внешнее богатство беднее, чем у взрослого».
       Расширение культурного опыта ребенка и добавление эмоциональной связи между деятельностью воображения и реальностью являются, по мнению Льва Семеновича Выготского, ключевыми компонентами для формирования творческой деятельности. Комарова Т.С. выделяет условия эффективного формирования творчества у детей дошкольного возраста, к которым отнесены: приоритетное внимание к специфическим видам детской деятельности (игровая и художественно-эстетическая деятельность), творческий подход педагогов к отбору содержания образования, организация интегрированных занятий с детьми (использование традиционных и инновационных технологий обучения), формирование эмоционально положительного отношения к искусству и действительности, активное включение в жизнь детей различных видов культурно-досуговой деятельности[4].
       Наблюдение за работой воспитателей в ходе непрерывной образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития детей и беседа по теме «Творчество или образец: плюсы и минусы», позволили выявить различные трудности и противоречия, с которыми сталкиваются педагоги во время сопровождения детей в процессе продуктивной деятельности, условно их можно поделить на несколько групп:
К первой группе «Творческие исследователи» относятся педагоги, которые в процессе продуктивной деятельности предлагают детям не только задание, но и возможные дифференцированные варианты (образцы) его осуществления. Данная группа педагогов знакома или готова к знакомству с различными современными и нетрадиционными техниками; выполнив задание по поставленной образовательной задаче, педагоги представляют детям время для обыгрывания получившегося продукта, творческой интерпретации получившийся поделки. Воспитатели сами участвуют в творческих конкурсах и имеют различные хобби. «Творческие исследователи» испытывают сложности в поиске новых материалов для творчества и их качественной оценке.
Вторая группа - «Осторожные искатели». Эти педагоги решают образовательные задачи только по технологической карте. После завершения задания, они сразу переходят к другой деятельности. Педагоги испытывают тревожность при расширении зоны творческого поиска у детей, бояться потерять «контроль» над ситуацией в ходе образовательного процесса. При этом, педагоги хотели бы в большей степени предоставить свободу детям в области реализации творческого потенциала, но нуждаются в методическом сопровождении в данном вопросе: отбору актуальных форм, методов и техник продуктивной деятельности.
Третья группа педагогов - «Хранители традиций», скептически настроены к изменениям в ходе образовательной деятельности с детьми, формально поддерживая перемены в образовательных стандартах, фактически они не меняют традиционные маршруты решения задач в продуктивной деятельности дошкольников, но при этом у них накоплен колоссальный опыт и фундаментальные знания в сфере педагогической деятельности. Данным педагогам необходима психологическая поддержка и методическое сопровождение, в первую очередь, в «обновлении» своего творческого потенциала для предотвращения профессионального выгорания.
        Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что успешное сопровождение педагогами продуктивной деятельности дошкольников тесно связано с созданием условий для сохранения баланса между репродукцией и творчеством дошкольников, заключающегося в использовании наибольшего числа возможных образцов и шаблонов на первом (начальном) этапе освоения ребенком деятельности (этап обучения), и наибольшего числа вариантов реализации творческой активности (творческого поиска решения проблемы, самостоятельном выборе содержания образования) - на остальных этапах выполнения ребенком деятельности (уровень самостоятельности и уровень творчества). Также необходимо создание условий для успешного ориентирования педагогов в современных видах и формах продуктивной деятельности, раскрытия их творческого потенциала, которое включает с себя:
   - знакомство с современным и интернет-ресурсами и оформление электронной картотеки по данной теме (например, выставки современного творчества, вебинары и мастер-классы по нетрадиционным техникам лепки и рисования);
   - составление визуальной картотеки шаблонов\образцов по определенной тематике, привлечение родителей к составлению данной картотеки (например, осенний лес: изображенный в разных техниках, разными материалами, осенний лес разных стран, осенний лес в мультфильмах, осенний лес в музыке и т.д);
   - организация ежеквартальных мастер-классов «Делюсь мастерством» с коллегами или через сетевое сотрудничество (по освоению новых и нетрадиционных техник в продуктивной деятельности, обмен профессиональным опытом);
   - ведение страницы на сайте детского сада «Вот это да!», где были бы представлены интересные поделки, творчество детей и взрослых с разных уголков мира, опыт педагогов по теме;
   - проведение выставок: выставка необычных и непривычных экспонатов «Невиданные чудеса из земли», «Красивый мусор», «Еда, которую не съешь»,
   - проведение «Дня наоборот» среди старших дошкольников: дети сами предлагают тему продуктивной деятельности, а воспитатель решает в совместном поиске образовательную задачу);
   - проведение «Уроков воображения» для младших дошкольников (дети фантазируют сначала на определенную предложенную тему, например, «Кот, который умел менять цвет», а воспитатель помогает реализовать задумку в продуктивной деятельности);
   - проведение творческих конкурсов для педагогов в нестандартных для педагогического сообщества направлениях, где в состав жюри включены дети подготовительной группы (например, «Форма воспитателя будущего» (рисунок, макет, выкройка, слепок, фотоколлаж), «Робот, который бы пригодился мне в работе» (рисунок, художественное описание));
   - организация ежегодных психологических тренингов «Все мы родом из детства» на которых педагоги вместе с психологом вспоминают моменты своего детства по разных темам (например, «Мои герои», «Мои любимые места» - собрание воспоминаний, стихов, рисунков, фотоматериалов, которые помогут педагогам погрузится в мир собственного детства и станут катализатором их творческого вдохновения.
      Полученные результаты могут быть использованы педагогами ДОУ для повышения профессиональной компетентности.

                        Литература:

    1. Столяров Б.А. Мы входим в мир прекрасного: образоват. прогр. и метод. рекоменд. для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов пед. вузов [Электронный ресурс]/ Б.А. Столяров, А.М.Вербинец, А.В.Зуева, М.А.Зудина, О.А. Коршунова.-3-е изд., испр,-СПб, ГРМ, 2013.-212с. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная книга).
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования[Электронный ресурс] // Консультант Плюс.- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/ (19.05.2017)
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
    4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото творческих работ педагогов ГБДОУ № 107 (Пащенко Е.П., Павловой О.П., Струевой Т.П., Фирсовой Е.А.) по теме «Дерево», выполненных в ходе мастер-класса.

Поделиться:


Назад в раздел