Комфортная образовательная среда как условие продуктивной адаптации обучающихся в социуме

Автор: Солдатова Людмила Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г. Пензы


"Из всех показателей школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому".
                                                                                                                                                                                                                                                 В.А. Караковский
                                                                                                                                                                              Советский и российский педагог, народный учитель СССР
              Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

         - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
         -Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова.
К – красота, культура, качество, критичность, компромисс, контроль
О – органичность, обаяние, отношение, общение
М – мама, мир, мотивация, мудрость, мастерство, миссия
Ф – фантазия, формирование. форма
О – отдых, обогатить, образовать
Р – радость, развитие, разум, равенство
Т – тепло, такт, толерантность, творчество, талант, терпимость, технология
          Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
          Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
•Психологическая
•Интеллектуальная
•Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
•положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
•доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по обеспечению здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности?
•единые требования к участникам образовательного процесса;
•четкая организация урока или мероприятия, а не жесткая дисциплина;
•используйте на уроках или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
•используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
•не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
•используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
•создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
• преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.
Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только небольшое количество учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу и др.
Как добиться интеллектуальной комфортности?
•используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
•используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
•наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
•стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
•используйте на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества.
- активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.
- метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;
•используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
•поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
•создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);
•справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Как добиться физической комфортности в школе?
•соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по наполняемости классных коллективов; составлению оптимального расписания; по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
•обеспечение безопасности ребенка и учителя;
•организация горячего питания в школе;
•соблюдение питьевого режима;
•обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.
Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
«Что для нас важнее – физическое состояние ученика или его успеваемость?» Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Всё это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Современные образовательные учреждения, характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате повышения нагрузки детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни”. При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.
Здоровьесберегающая деятельность нашей школы включает систематическое проведение следующих мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья детей: Дни Здоровья; спортивные школьные праздники ; беседы о здоровье с учащимися; беседы о здоровье с родителями, в том числе выступления специалистов и т.п.
Кроме этого в начальной школе в рамках здоровьесберегающей деятельности используются элементы методики В.Ф. Базарного – обучение на уроке через увеличений двигательной активности.
Прежде всего,учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.
Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Учащиеся ищут карточки, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
У каждого учащегося моего класса рядом с его рабочим местом находится коврик для массажа подошвенной поверхности стопы.
Ноги учащихся находятся на коврике, что уменьшает вероятность развития комбинированного плоскостопия. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов.
Обязательным моментом на уроках должна являться пальчиковая гимнастика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, внимания, памяти. Ну, и в конце - концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме!
Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В.Ф. Базарного является хоровое пение. Хоровое пение снимает стресс, дает учащемуся расслабиться. Используем хоровое пение не только на уроках музыки, на переменах, внеурочной деятельности и т.д.
Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и укрепляя здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.

В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к школе. Школа должна быть эффективна, современна. Один из возможных аспектов эффективности - адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества, создание оптимальной для развития ребенка и педагога образовательной среды.
Комфортность образовательной среды следует рассматривать как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды школы, с одной стороны, определяет способность этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всех участников образовательного процесса.
Комфортная среда позволяет удовлетворить потребности:
- физиологические - это соответствующий уровень санитарно-гигиеничесих норм: свет, тепло, питание, медицинские услуги, уровень шума, чистота, а также грамотная организация режима дня, уровня учебной нагрузки;
- в безопасности – защита всех участников образовательного процесса от физического, психологического и социального насилия;
- в общении - привязанность и причастность к группе, педагогическому коллективу. Эффективным методом развития групповых норм может стать групповой психолого-педагогический тренинг, работа в проблемных группах. Главное – это организация групповой рефлексии в комфортной образовательной среде;
- социальные - в уважении, признании, общественном одобрении. В результате работы школьной службы сопровождения целенаправленно осуществляется социальная поддержка педагогов и учащихся;
- в овладении все более высоким уровнем профессионализма. Комфортная
образовательная среда школы создает условия, когда каждый педагог ощущает общественную поддержку своей деятельности и в то же время несет ответственность за ее качество;
- в самоактуализации личности - в результате организации всех возможностей развития учащихся.
Комфортная образовательная среда школы позволяет в равной мере реализоваться и успешным детям из благополучных семей, и детям разных национальностей, и детям разной социальной среды.
Ухудшающиеся семейные условия в сочетании с сокращением дошкольных учреждений и числа детей в них способствуют заметному росту числа детей с мозговыми дисфункциями, задержкой в психическом развитии и трудностями в учении.
Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента её учащихся, должна делать на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
Для этого необходимо создать условия успешной адаптации, поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками, сверстниками, преподавателями. Стараться формировать и вырабатывать жизненно важные навыки.
Рекомендации психолога
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому».
Нам всем должно быть в школе ХОРОШО. Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится стабильно хорошим!
Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.
Каждый ребенок нуждается во внимательном, понимающем отношении к нему, в признании его личности, особенно среди сверстников.
Окружающим ребенка взрослым необходимо, прежде всего, обращаться к его внутреннему миру, психологическому самочувствию, что позволит целенаправленно выстроить работу, по социализации ребенка, повышению его успешности.
Основные показатели психологического комфорта ребенка в школе являются:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- отсутствие тревожности;
- высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии.
Для создания благоприятного психологического комфорта на уроках педагоги-психологи выделяют ряд факторов, но мы остановимся на нескольких:
Уметь слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если обучающийся говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя: - всегда ли готовы выслушать до конца, - не возникает ли желание перебить, - не предъявляете ли вы к ребятам «взрослые» требования, - можете ли вы почувствовать, что ученик мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.
• Учиться видеть себя со стороны, глазами детей. Для этого: - чаще анализировать собственную деятельность, - стремиться поставить себя на место ученика, - выявить какие наши личностные недостатки влияют на работу с детьми, - честно признавать свои ошибки, не стесняться сказать, что вы чего-то в данный момент не знаете.
• Наблюдать за детьми - обращать внимание на их настроение - быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение детей.
• Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение. Ребята, особенно подростки, хотят, чтобы их воспринимали как личность. В нашем общении всегда должны присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка и дети должны это ощущать.
• Создавая психологический комфорт на уроках стремитесь, чтобы чаще звучали одобрение, похвала и поощрение. Это ведет к тому, что обучающийся начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоции. Внушайте детям уверенность в их силах. Помните, что одобрение поддержка, доброжелательность важнейшее условие совместной творческой работы, что ведет к созданию ситуации успеха на уроке. Я думаю, вы все согласитесь со мной в том, что одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.


Практическая работа с педагогами

Упражнение «Ситуация успеха».
Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей работы. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профкачеств. Для этого необходимо сказать ему эти слова. (Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего).
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве учителя? (успех)
• Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка располагает к общению, вызывает стремление к работе.

Практика
Игра-тренинг. «Орг. психологический момент».
Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
У вас на столе лежат тексты психологического настроя ребят на урок. Сейчас каждая группа попробует проинсценировать вариант начала урока (т.е. обыграть то, что у вас написано на карточке), можно предложить свой вариант психологического настроя. Таким образом, мы с вами наглядно увидим, как можно начать урок, настроить детей на работу, создать комфорт в классе. Покажите.
Одна группа выбирает один настрой (по жребию), возвращается в группу, и обыгрывают, а потом демонстрируют, что у них получилось.
Примеры карточек:
№ 1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое".
№2. На доске три облачка — белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? (после того, как дети выбрали). Белое облачко – спокойствие, умиротворение. Голубое – радость, энергия, серое – грусть, усталость. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
№3. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
№4. Подари улыбку
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
№ 5. Волшебная поляна
Вырезать красивые цветы разного цвета.
На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша аудитория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится.
Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
№9. Ребята, выберите фигуру, которая наиболее ярко показывает ваше настроение. Если вы выбрали солнышко – отличное настроение, тучку – плохое, елочку – могло быть и лучше. Фигурки прикрепите на одежду.
Если в течение дня настроение меняется, дети имеют возможность поменять фигуру.

Вот те основные психолого-педагогические факторы к созданию психологического комфорта на уроках. Но все эти факторы не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель»
В соответствии с ФГОС НОО главная задача школы – подготовить жизненно активного человека, который не только не потерялся бы в лабиринтах современных экономических и социальных отношений, но и смог бы успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал, и состояться в жизни как личность.
Адаптация ребенка в социуме — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Понятие «социальная адаптация» трактуется как постоянный процесс приспособления индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды. Можно сказать, что адаптивная школа– это социально-педагогическая система, активно приспосабливающаяся к условиям изменяющейся среды, которая сама активно влияет на внешнюю среду. Но определяющим признаком адаптивной школы является создание условий для развития потребностей личности к самореализации и саморазвитию, на основе учета ее индивидуальных, психологических и социальных особенностей, учебных возможностей. В этом контексте адаптивная школа – это образовательное учреждение со смешенным контингентом учеников, в которой обучаются и одаренные, и обычные дети, а также те, кто имеют потребность в коррекционном обучении. Таким образом, главная особенность адаптивной школы состоит в том, что ребенок в ней не просто ученик, он – личность.
Рефлексия: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу.»
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети и взрослые будут чувствовать себя «как дома».
Нам хотелось бы предложить Вам карточки «Моя аффирмация»
Что такое аффирмации? По некоторым источникам, слово это появилось в еще в ХIX веке и происходит от латинского „firmare“, что дословно означает «делать утверждение». Также можно ее рассматривать как самовнушение. Эти формулы должны создавать только позитивные, положительные эмоции радости, счастья и поднимать ваше настроение.
Комфортная образовательная среда как условие продуктивной адаптации обучающихся в социуме

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга