Поиск по сайту

Коллективные работы детей в объединении «Мягкая игрушка»

Автор: Чуркина Галина Петровна , педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник» Санкт-Петербурга


Создание коллективных работ детей продиктовано самим учебным процессом. В первый год обучения в объединение «Мягкая игрушка» приходят дети первого класса, которым не всегда исполнилось семь лет. Навыков работы с иголкой и ножницами нет никаких. Если они в детском саду и резали картон и бумагу, то работать с тканью мало кто пробовал. Поэтому процесс обучения построен от простого к сложному. Начинаем осваивать программу. Дети шьют подушечку или сердечко, обучаются основным навыкам шитья и декора. Сшив сердечко, набив его синтепоном и зашив потайным швом, они начинают его украшать. Дети учатся пришивать пайетки, бусинки, бантики и т.п. При этом у них развивается не только навыки работы с иголкой, но и фантазия, интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Здесь важно не только научить работать иголкой, пользоваться инструментами и материалами, но и привить интерес к процессу творчества, способствовать развитию воображения, эстетического восприятия и вкуса.

 

Вот несколько индивидуальных работ учащихся:


Одними из самых первых коллективных работ были композиция «Букет цветов» и панно «Цветик семицветик». Конструкцию я продумываю сама до мелочей (как разбирать и собирать, чтобы транспортировать на выставки). Дети не всегда охотно работают в коллективе, их к этому приходится приучать постепенно. При этом воспитывается аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца. Всегда приветствую самостоятельность и инициативность.

Следующая коллективная работа - «Солнышко». Ткань на сердечки нужно было подобрать всех цветов радуги (по три сердечка разного цвета) - таков был размер обруча, который я выбрала. Лицо у солнышка делали обучающиеся второго года обучения. Косички плели все вместе. И далеко не все первоклассники справились с задачей, зато всем понравился конечный результат. А из абажура и красных сердечек получился замечательный «Аленький цветочек». Тычинки закрепляли на палочки для воздушных шариков и вышивали «золотыми» пайетками.

Каждый год к выставке «Рождество в Петербурге» мы шили ёлочки из сердечек, косичек и подушечек; объемные на конусе и панно. Работы с каждым годом становились разнообразнее и сложнее. Имея опыт работы инженера-конструктора, я придумывала всё новые объемные формы и техники их выполнения в текстиле.

Вот так из отдельных деталей возникают идеи и складываются новые образы. А иногда возникает идея, формируется образ, а потом будущее изделие мысленно разбивается на отдельные мелкие детали.

Коллективную работу «Бабочка» я послала в Москву в журнал «Чудесные мгновения» на Международный конкурс лоскутных работ «Бабочки и птицы в свободном полете», где наше панно получило поощрительный приз.

 


Коллективные работы затрагивают разные темы нашей программы. Объемные и полуобъемные игрушки становятся персонажами на разных лоскутных панно. Инопланетяне разместились на панно «На чужой планете», разные домашние животные – на панно «Лето в деревне». 

Рыбки плавают между водорослями на «Морском дне». Из коробок и банок разного размера, обшитых ситцевым лоскутом, нафантазировали «Замок фей». Использовали технику лоскутной сборки. Такие коллективные работы подталкивают детей к размышлениям на заданные темы, развивают их фантазию.

Просматривая сделанные ранее коллективные работы или фотографии коллективных работ объединения с разных выставок, каждый из обучающихся видит большую по объему работу других детей, он восхищается, ему нравится. Ему кажется, что все так просто, и он сможет сделать также. Он воспринимает цвет, композиционное решение, узнает некоторые технические, уже знакомые ему, способы шитья. Но ученик первого или второго класса (а именно такие дети занимаются у меня в объединении) не осознает всей сложности большой работы. Ему не хватает терпения и усидчивости на первом этапе обучения, но стремление к прекрасному уже зародилось, желание работать есть. 

Создавая часть большой коллективной работы, тот самый один пазл общей картинки, ученик включается в процесс творчества. Не все хотят доделывать начатое до конца. Не у всех получается качественно. Приходится переделывать или исправлять ошибки. Так начинается воспитание усидчивости и трудолюбия. Приходится и объяснять, и уговаривать, и убеждать, и переубеждать. Зато как радуются дети, когда сшивают отдельные детали вместе. Иногда получается не совсем так, как задумывали. Это не значит, что получилось хуже или лучше. В этом суть коллективной творческой работы. Разочарований не было ни разу. Все в восторге от конечного результата.

Таким образом, создавая коллективные работы, у детей формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству, умение работать в коллективе, осознание ценности совместного творчества, согласованность своей индивидуальной работы с работами других учащихся.

 


Поделиться:


Назад в раздел