Поиск по сайту

Технология сюжетной игровой деятельности

Автор: Яковлева Наталия Леонидовна, педагог-психолог ОДОД ГБОУ №18 Василеостровского района Санкт-Петербурга


Практика показала, что многие современные дети совсем не умеют играть и испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками, потому что этого, в свою очередь, не умеют и многие современные взрослые (родители).

И более того, некоторые из них перестали задумываться о степени важности игры, как уникального способа передачи ребенку жизненного опыта (знаний), так необходимого для успешного обучения дошкольника в современной школе.

Внимание специалистов к сюжетно-игровой деятельности, выступления педагогов-практиков с опытом работы с детьми дошкольного возраста меняют отношение к этому виду деятельности в современном обществе, вызывают к нему интерес и желание научиться эффективно ее организовывать.

Практика показала, для того чтобы ребенка-дошкольника подготовить к современной школе и раскрыть его способности думать, необходимо научить его общаться, т.е. овладеть собственной речью, чтобы выражать свои собственные мысли и уметь передавать их другим людям. Речь – показатель понимания ребенком той или иной информации (опыта).

Как этому научиться?

Через живое человеческое общение, игровое непосредственное диалоговое взаимодействие взрослого и ребенка. У дошкольника – это сюжетная игровая деятельность!

            Сюжетная игровая деятельность

Это необходимое условие формирования в ребенке активной, здоровой и творческой личности, способной свободно мыслить, рассуждать и полноценно общаться.

Это непроизвольное моделирование взрослым окружающей ребенка жизни, с целью показа ему, для чего нужны те или иные знания, тот или иной опыт, те или иные умения из разных областей науки, культуры, искусства.

Предоставление ребенку возможности проживать разные жизненные ситуации и одновременно открывать для себя мир своих чувств и человеческих отношений. И, самое главное, ощутить свою значимость, необходимость в этих жизненных ситуациях, организованных взрослым. И самому получить ответ на справедливый детский вопрос:

А для чего, зачем нужны эти знания?

И ответить на эти вопросы самостоятельно, в соответствии с опытом, полученным ребенком на практике примерно так:

-  Знания нужны для того, чтобы помогать друг другу решать проблемы, которые ставит перед нами жизнь.

А это уже мотивация к самостоятельной деятельности – к учебе, формирование таких личностных качеств как ответственность, самостоятельность, самоконтроль. А также реальное овладение ребенком знаниями по возрасту. Владеешь информацией, владеешь ситуацией, только не на словах, а на деле, чтобы у ребенка появился живой интерес к познанию и жизни в целом. Широко применяя объемную наглядность, настольный театр (игрушки, различные атрибуты) для того, чтобы взрослый или дошкольник, действуя игрушкой по слову, мог понимать значение тех или иных слов, фраз, предложений и т. д.

Чтобы ребенок самостоятельно учился контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение и получать от этого удовольствие, в этом нуждается большинство современных детей со слабой нервной системой. Это так называемые «Шустрики» и «Мямлики». Когда у «шустриков» – движения становятся более сдержанными, у «мямликов» – наоборот более активными, т.к. дети со слабой нервной деятельностью из-за своих физиологических особенностей при сохранном интеллекте быстрее попадают в разряд неуспевающих и теряют познавательный интерес к обучению.

Перейдем к практике, например, такой сюжет: приходит Медвежонок и спрашивает:

 - Светочка, как ты думаешь, из какой я сказки? (высказывания ребенка)

- Из сказки «Теремок». Помнишь, чем эта сказка заканчивается? (высказывания ребенка). Теремок я сломал, но нечаянно. Мне просто захотелось жить в нем вместе со своими друзьями. Я туда зашел, а дом оказался маленьким, вот он и развалился.

Я к тебе с просьбой, помоги мне, пожалуйста. И научи, как построить новый дом – Теремок.

Мне бы очень хотелось, чтобы новый Теремок был большим и светлым. И всем моим друзьям хватило бы в нем места.

Следующий сюжет:

В гости приходит Зайчонок, здоровается с ребенком и рассказывает о своей проблеме.

- Я сегодня очень счастливый. Потому что мой друг Ежик пригласил меня к себе на день рожденья.

- Я долго думал, что ему подарить, так ничего и не придумал. Может, ты мне, Сережа, что-нибудь посоветуешь? (высказывания ребенка)

- Мне бы очень хотелось преподнести подарок, сделанный своими руками. Такой подарок, я считаю, самый дорогой и приятный на свете. Но, к сожалению, я ничего сам делать не умею. Помоги мне, пожалуйста. Научи.

Чтобы ребенку реализоваться в своем умении или наоборот чем-то его заинтересовать, Зайчонок (это зависит от опыта детей) может и продолжить, примерно так:

- Я вспомнил самое главное, Ежик любит сказку «Теремок» и у него даже целый театр есть к этой сказке. Все герои сделаны из разноцветной бумаги, только домик у него сломался. Было бы здорово подарить Ежику новый домик. Я представляю, как он обрадуется такому подарку.

            Эти сюжеты могут служить прекрасной диагностикой, чтобы оценить, насколько ребенок реально владеет тем или иным опытом постройки домов, опытом рисования, конструирования, лепки и т.д. В том числе и развитостью мелкой моторики, знаниями геометрических фигур; умением считать в пределах возраста и пр., и, конечно же, собственной речью – умением передавать свои знания, опыт другим людям. Формирование у ребенка потребности делиться с близкими людьми.

Ребенок говорит примерно так, когда учит Медвежонка:

- Для того, чтобы построить дом, нужно: 6 фигур прямоугольной формы для постройки фундамента и стен; 2 фигуры квадратной формы для окон, и 2 фигуры треугольной формы для крыши.

Далее следует объяснение и демонстрация самого процесса постройки дома, сопровождение своих действий словами.

А также возможностью для взрослого научить ребенка-дошкольника тому или иному опыту. Естественно, что ребенок-дошкольник выходит на такой уровень понимания только через взаимодействие (общение) со взрослым, который демонстрирует и раскрывает ему этот процесс от начала и до его завершения. Завершение деятельности - это предоставление ребенку в значимых для него обстоятельствах возможности передавать свои знания, делиться своим опытом. В психологии это называется механизмом «обратной связи», который является основой успешного обучения ребенка в школе.

Б.Г. Ананьев - основатель Петербургской психологической школы – установил:

психическое развитие человека идет спирально в единстве труда – познания – общения.

Через ведущую деятельность ребенок приобретает знания, опыт, способность и потребность передавать их другим – развитие психики в Филогенезе. В современном образовании этому, к сожалению, не уделяют должного внимания. Поэтому у нас больше теоретиков, а практиков становится все меньше.  

Развитие психики ребенка в Онтогенезе – общение, познание, труд (во взаимосвязи трех основных каналов восприятия: зрительного, кинестетического и слухового). Ребенку необходимо овладеть речью и развить навыки общения. Для того, чтобы приобретать опыт, знания, в соответствии с возрастными особенностями и способность (потребность) передавать их другим, уже через ведущую игровую сюжетную деятельность, чтобы научиться трудиться и выйти на новый уровень развития – от игры к учебной деятельности.

Человек развивается в деятельности - в труде, познании, общении, и норма проявляется в деятельности. А также оценить и «качество» профессиональной работы педагогов тоже.

И.П. Павлов, великий русский физиолог, занимавшийся исследованием ВНД (высшей нервной деятельностью человека), отмечал важную роль процесса воспроизведения информации, в результате которого происходит развитие смысловой памяти.

Л.Н. Толстой говорил: «Если вы не выслушали ребенка, то этим вы не только не выслушали то, что он хотел рассказать, этим вы убили интерес к познанию».

Психологические исследования Б.Г. Ананьева (основателя Петербуржской психологической школы); Н.С. Говорова научно подтвердили эмпирическое открытие Л.Н. Толстого. 

Исследования Н.С. Говорова доказали, что в процессе воспроизведения ребенком  информации другому человеку одновременно с развитием речи формируется способность «слушая слышать» т.е. понимать содержание обращенной к нему речи.

 А также развивается и способность концентрировать свое внимание.

Обучение дошкольника думать на компьютере не эффективно. Механизм «обратной связи» не работает. Компьютерную постройку перенести в жизнь ребенку не возможно, надо учиться строить ее заново.

Зато очень легко обрести зависимость со всеми вытекающими последствиями, т.к. у ребенка при такой деятельности развиваются только отдельные психические процессы, а не вся психика в целом, и в первую очередь страдает волевая регуляция, основа успешного обучения ребенка в школе.


Приложение:

  1. Методические разработки по технологии сюжетной игровой деятельности «Как Котенок, Мышонок стали вежливыми» (развитие у дошкольников умения договариваться)

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М., «Наука», 2000.-351 с.

  2. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком, или Игра по правилам. – СПб: Издательство «Интан», 2010.-204 с., илл.

  3. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Палочка-выручалочка: сборник литературных произведений для детей 4-7 лет.- СПб.: Изд-во «ЮПИ»,2011.-80 с.


Поделиться:


Назад в раздел