Поиск по сайту

Из опыта организации фольклорных праздников в детском саду

Автор: Каплунова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первая – формирование эстетического отношения к миру, в том числе, к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; вторая – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса. Важнейшей задачей художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.<br>
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, предавались молодому поколению в художественной форме. <br>
Как известно народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движения. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально – эстетического воспитания ребёнка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.<br>
На музыкальных занятиях фольклорные навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара, предназначенного для обучения детей, должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям.<br>
Фольклорные сценарии дают возможность участвовать в большой игре, в театрализованном представлении, в котором зазвучат, оживут давным-давно созданные русским народом сказки, песни, загадки, скороговорки. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. Для этого нужно устроить театрализованное представление или фольклорный праздник, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Поэтому его лучше всего проводить в музыкальном зале, а также на поляне или лужайке, где прекрасной естественной декорацией послужит живая природа.<br>
<br>
Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идёт и по каким правилам. Это прежде всего самое серьёзное отношение к ней. Только почувствовав, что вы не просто распоряжаетесь игрой, а сами играете, дети легко пойдут за вами, как они всегда идут за ведущим в любой игре.<br>
<br>
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Но главное – разбудить детскую фантазию, пробудить желание быть хозяевами праздника, чтобы праздник был искренним и увлекательным. Участник фольклорного представления должен знать текст своей роли наизусть и не заменять его другими словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь. Готовясь к празднику, в первую очередь следует разучить песни. В то же время необязательно ставить весь сценарий целиком, можно его сократить, всё должно зависеть от возраста и творческих возможностей детей.<br>
<br>
Именно фольклорные праздники позволяют реализовать и развить огромные, далеко не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей.<br>
<br>
Приложение <a href="/upload/vip30/104_Kaplunova.docx">Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Делу время – потехе час!» (методическая разработка)</a><br>
<br>
<b>Литература</b><br>
<ul>
    <li>Островская Е. В. Фольклорные жанры как основа нравственно-патриотического воспитания : проблемы и перспективы. - Стерлитамак, 2000. -</li>
    <li>
    Петухова А. Роль детского фольклора в воспитании духовной близости детей разных национальностей Йошкар-Ола, 1999. -.</li>
    <li>
    Пигин А. Эта страна заветная - детство мое семицветное : / А. Пигин // Север. - Петрозаводск, 2002. - </li>
    <li>
    Разумова И. А. Детская сказка и дети-сказочники /И. А. Разумова// Мир детства и традиционная культура. - Москва., 2012 - </li>
</ul>
<br>

Поделиться:


Назад в раздел