Поиск по сайту

Дополнительное образование – «социальный лифт», обеспечивающий усиление вариативности общего образования и развитие практико ориентированной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Автор: Берг Любовь Евгеньевна, заместитель директора, Верёвкина Марина Петровна, заместитель директора ГБОУ №584 Санкт-Петербурга


В  предлагаемых методических  материалах представлены результаты уникального опыта работы педагогов ГБОУ школы № 584 «Озерки»  Выборгского  района Санкт-Петербурга для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) в виде двенадцати дополнительных образовательных программ художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленностей, которые  успешно реализуются в образовательном учреждении. Все программы разработаны и соответствуют требованиям Министерства  образования. Сборник адресован специалистам, участвующим в реализации  программ  дополнительного  образования с включением детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное  образование  сегодня – это  богатое  поле  для  творческой  деятельности детей, подростков и  педагогов  образовательных учреждений  Санкт-Петербурга. В  стратегии развития  образования  до  2020 года  дополнительному  образованию  отводится  особое место, как  системе, способствующей самореализации, профессиональному  самоопределению, в которой  ребенку  помогут  найти  себя, свое  призвание, состояться  как  личность.

За последние годы происходят изменения и в обеспечении доступности дополнительного образования детям, имеющим  проблемы  со здоровьем, однако  документы, регламентирующие  порядок  осуществления  образовательной  деятельности  ориентированы  на  организацию  дополнительного образования в обычных общеобразовательных  учреждениях. Для  детей с особыми  образовательными потребностями и  проблемами  со  здоровьем  требуется создание комфортной  и  доступной  среды, посильное  и  даже  индивидуальное определение  нагрузки, продолжительности  обучения, количества  обучающихся в группе и многое  другое. Преодолеть  это  противоречие на сегодняшний день стало возможно с утверждением Приказа  министерства образования  и  науки Российской Федерации от 29  августа  2013г. №1108  «Об  утверждении  порядка  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным общеобразовательным программам», в котором  подробно изложены специальные  условия  для получения дополнительного  образования  учащихся с ограниченными  возможностями здоровья, детьми-инвалидами  и  инвалидами.

Дополнительное образование нашего района обладает ресурсами и возможностями обеспечения доступности занятий  для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Подтверждением  реализации такой возможности является опыт нашего образовательного учреждения.

В  Санкт-Петербурге более 20 лет назад создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 584 «Озерки» Выборгского  района  Санкт-Петербурга для детей с ограниченными  возможностями здоровья, поражением опорно-двигательного аппарата (ОВЗ,  ПОДА), от  8  до  21 года.

Педагогами школы создан сборник дополнительных образовательных программ, имеющих следующие направленности (схема 1):

Схема 1



Новизна  разработанных Программ   состоит в  многообразии  предлагаемых направлений и содержательного компонента. Художественная направленность. Например, театрально-игровая  деятельность для детей с ОВЗ (инсценировка литературного  произведения, кукольный  спектакль, теневой театр, пальчиковый  театр);  деятельность  духового  оркестра – единственного  в Санкт-Петербурге  и  Северо-Западном  регионе, специализирующегося  на обучении игре на духовых  и ударных инструментах,  объединяющего  детей  разных  возрастов со  сложной  структурой  дефекта, поражением опорно-двигательного  аппарата.

Физкультурно-спортивная направленность представлена: программой «Спортивная секция по игре бочча», которая создавалась автором, исходя из личного педагогического опыта, знаний и умений, приобретенных в процессе учебы, тренировок учащихся, опыта судейства на соревнованиях  Всероссийского и международного уровней,  программой «Танцы  на  колясках», созданной  специально  для  обучающихся  с  ПОДА  с  целью  привлечения  их  к  занятиям  танцевальным  творчеством и  приобщению к  спортивной  деятельности, расширяя  возможности   социализации  детей и активной интеграции  в  общество.

Социально-педагогическая направленность  представлена  программами, имеющими  ориентацию  на  раннюю  профилизацию  учащихся  с  ОВЗ.

 При  создании  программ  сборника  были  использованы  следующие   принципы:

Принцип  непрерывности  и  преемственности  процесса  образования.

Например, занятия  в  объединении «Театральная  гостиная»  мотивирует детей  к  занятиям            в  спортивной секции   «Танцы  на  колясках» (необходимость овладения  сценическим  движением, танцем), занятиям  в  ИЗО  студии (в  связи  с  созданием  декораций, эскизов  костюмов), занятиям  в  объединении «Декоративно-прикладное  искусство» (изготовление  театральных  костюмов, бутафории) и т.д.

Принцип  системности  во  взаимодействии  и  взаимопроникновении  базового и  дополнительного  образования. Кабинеты школы  являются  центром образования               и  воспитания, на  базе  которых  проходят  не  только  урочные  занятия, но  и  работа  кружков, предметных  объединений, индивидуальных  занятий, осуществляется  проектная  деятельность. Дополнительные программы расширяют содержание образовательных программ, акцентируя  коррекционно-развивающую  составляющую, активно используя  инновации.

Принцип индивидуализации обучения, лежащий  в  основе технологии  уровней  дифференциации и  технологии индивидуализации  обучения, является  ведущим для  реализации  дополнительных  программ «Бисероплетение»,«Работа на гончарном круге»,«Народная   кукла», «ИЗО», «ДПИ», «Юный кулинар» «Духовой  оркестр».

Принцип деятельностного подхода – технология проблемного  обучениия, природосообразности и компьютерного  обучения, лежит в  основе дополнительных программ «Театральная    гостиная»,«Компьютер для юного художника». Учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Принцип творчества и принцип разновозрастного единства, с   использованием  обучающих арт- технологий, технологии сотрудничества является  основой  дополнительных программ «Танцы  на  колясках» и «Театральная  гостиная», обеспечивающей сотворчество учащихся разных возрастов и педагогов. В  разновозрастных объединениях учащиеся могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Принцип открытости, учитывается всеми дополнительными программами и основан на взаимодействии и диалоговом сотрудничестве  школы, семьи, социальных институтов, учреждений культуры и спорта (схема 2),способствующих обеспечению каждого обучающегося с ОВЗ комфортными и  доступными услугами.

СОЦИАЛЬНЫЕ  ПАРТНЕРЫ  ШКОЛЫ

 Схема 2


Краткий  аналоговый анализ

Сборник  дополнительных  образовательных  программ  для  детей  с  ОВЗ, представленный нашей  экспериментально-опытной  площадкой   не  имеет  аналогов в Выборгском  районе  и  Санкт-Петербурге и  является  уникальным  инновационным  продуктом.

Дополнительные  общеобразовательные общеразвивающие  программы:


Значимость  инновационного  продукта

Для  обучающихся  и  преподавателей  в результате  разработки и внедрения дополнительных общеобразовательных программ  были созданы  условия для их  реализации

·         обновление и расширение  материально-технической  базы:  музыкальные  инструменты для  занятий  инструментального  ансамбля и духового  оркестра, танцевальные  коляски LUKOR  (8 штук), костюмерную с комплектами  концертных  костюмов  для  танцевального  коллектива  и  костюмами  для театральной  деятельности, оборудование  швейной  мастерской, оборудование  для  теневого  театра, театра кукол-тантамаресок и театра «Бибабо», декорации  к  спектаклям,  бутафорию,  мультимедиа оборудование  и  акустическое  оборудование,  два  гончарных  круга  и  печь  для  обжига, инструменты, мольберты, холсты.

·         интеллектуальный результат – подготовка программ к  утверждению  авторского  права  и  банк  сценариев  и  танцевально-хореографических  постановок.

·         социальный результат – расширение  сети  детских объединений  по  интересам, удовлетворяющий запрос  обучающихся  и  их  родителей; отсутствие проявлений асоциального  поведения обучающихся; сетевое  взаимодействие с некоммерческой организацией благотворительным фондом «Место  под  солнцем», ГБОУ ДОД ДУМ СПб и ГБОУ ДОД «Современник» Выборгского  района Санкт-Петербурга по  профориентации  обучающихся.

·         результативность реализации дополнительных образовательных программ

за 2014-2015 учебный год

ФИО педагога

Уровень (районный, городской, российский, международный)

Место, лауреат, дипломат, участие

Алексеев  Виктор Иванович  («Духовой оркестр»)

XXII городской  фестиваль – конкурс

«Вера. Надежда. Любовь»

Городской

 I место

Бакуленко  Ирина  Николаевна («Спортивная  секция  Бочча»)

Чемпионат и Первенство России по БОЧЧА в программе тройка BC1/BC2

Всероссийский

I,II,VI  места

Участие  в  I  Городском Фестивале детского паралимпийского  спорта     г. Зеленогорск

Городской

7-I, 5-III, 3-II места

Итоговый  Новогодний  турнир СПб  по бочча

Городской

I,I,I места

II межшкольный  турнир  по  бочча  для ОУ  района

Районный

II место

Первенство Санкт-Петербурга по бочча среди спортсменов-юниоров

Городской

I,III,IV, V, VI, VII места

Первый районный фестиваль педагогического мастерства

«Дополнительное образование в школе»

Районный

I место  среди  педагогов

Забелина Нина Николаевна («ИЗО»)

XXII городской  фестиваль – конкурс

«Вера. Надежда. Любовь»

Городской

I место

 Районный  конкурс изобразительного и декоративно-прикладного  искусства «Мамина нежность»

Районный

I,II,III место

I районный фестиваль педагогического мастерства «Дополнительное образование в школе»

Районный

Победители; дипломы I и II ст.

Открытый конкурс иллюстраций к литературно-публицистическому альманаху «Город вдохновения»

 Региональный

III место, участники.

Зюзина  Елена  Ивановна («ДПИ, бисероплетение»)

XXII городской  фестиваль – конкурс «Вера. Надежда. Любовь»

Городской          

I место

 Районный  конкурс изобразительного и декоративно-прикладного  искусства «Мамина нежность»

Районный

I,II,III место

Козловская Галина Владимировна («ИЗО»)

XXII городской  фестиваль – конкурс «Вера. Надежда. Любовь»

Городской

I место

 Районный  конкурс изобразительного и декоративно-прикладного  искусства «Мамина нежность»

Районный

I,II,III место

I районный фестиваль педагогического мастерства «Дополнительное образование в школе»

Районный

Победители; дипломы I и II ст.

Открытый конкурс иллюстраций к литературно-публицистическому альманаху «Город вдохновения».

Региональный

III место, участники.

Назарова Дарина Владимировна («Спортивные  танцы  на  колясках»)

Международные  соревнования  по  танцам  на  колясках «Кубок  Континентов 2014г»

Международный

 III место

Конкурс шоу-программ  «Русская  зима 2014», первенство на Кубок России  по  танцам на колясках

Всероссийский

II,III место

Фестиваль "Адмиралтейское танго" ДМ «Рекорд»   Адмиралтейского  р-на

Всероссийский

победитель  конкурса

XXII городской  фестиваль – конкурс

«Вера. Надежда. Любовь»

Городской

I место

 Открытый районный конкурс среди танцевальных коллективов Выборгского района «Грация-пари!»

Районный

Лауреат I степени

Участие в городском  фестивале   «Звезда Удачи»

 Региональный

участники

Городской  конкурс «Танцуйте  с  нами»

Городской

Диплом 1 степени

Фестиваль детского и юношеского творчества «Дети против войны» в рамках проекта «талантливые школьники Санкт-Петербурга»

Городской

Диплом I и II степени

V Международный фестиваль-конкурс современной детской и юношеской песни и танца «Два кота»

Международный

Лауреаты 1 ст., Гран-При

Смирнова Ольга Алексеевна (Работа на гончарном круге)

XXII городской  фестиваль – конкурс

«Вера. Надежда. Любовь»

Городской

I место

 Районный  конкурс изобразительного и декоративно-прикладного  искусства «Мамина нежность»

Районный

I,II,III место

I районный фестиваль педагогического мастерства «Дополнительное образование в школе»

Районный

Победители; дипломы I и II ст.

Струева Татьяна Алексеевна («ДПИ»)

XXII городской  фестиваль – конкурс

«Вера. Надежда. Любовь»

Городской

I место

Аксенова Ирина Евгеньевна, Томилина Мария Глебовна (Театральная гостиная)

Фестиваль детского и юношеского творчества «Дети против войны» в рамках проекта «талантливые школьники Санкт-Петербурга»

Городской

Диплом I и II степени

Региональный  фестиваль - конкурс «Равные  права - равные  возможности»

 Региональный

I, II место

 

                Исходя из вышесказанного,  можно  сделать  следующие  выводы: Сборник Дополнительных общеобразовательных программ  для  детей  с  ОВЗ  является  уникальным  продуктом  деятельности опытно-экспериментальной площадки. Он  не  имеет  аналогов. Представляет  двенадцать дополнительных общеобразовательных программ  для  детей  с  ОВЗ  по  трем  направленностям: художественной, физкультурно-спортивной  и  социально-педагогической. Сборник  рекомендован педагогам  ОУ  ДОД, работающих в  условиях инклюзии и  ОУ,  реализующим образовательные программы  для  детей  с  ОВЗ, ПОДА.


Поделиться:


Назад в раздел