Поиск по сайту

Повышение компетентности педагогов в области интерактивных технологий как условие внедрения ФГОС (в системе внутрифирменного повышения квалификации)

Автор: Захарченко Ольга Сергеевна, директор, Андреева Мария Константиновна, руководитель ОЭР, к.п.н. гимназии 114 Санкт-петербурга


     Преимущества внутрифирменного повышения квалификации учителей сейчас признаются многими учеными и практиками. Основным преимуществом является возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании; постоянный характер обучения, т.е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры учителя.

      Достоинством внутрифирменного повышения квалификации служит то, что такая форма позволяет осуществлять не только предметную, но и межпредметную и метапредметную переподготовку учителей. Особое значение приобретает  возможность организации командной работы учителей школы, в условиях которой происходит распространение ценного опыта отдельных учителей школы по приоритетным направлениям реализации ФГОС.

       Образовательная среда школы становится одновременно обучающей  лабораторией и  методическим центром,   где происходит  постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов,  и одновременно оказывается непрерывная методическая помощь начинающим учителям. Таким образом, эффективно  организованная  система  внутрифирменного  обучения  становится  важнейшим  фактором  в  непрерывном  профессиональном  образовании  педагогов  и  позволяет  организовать  его  с  максимальной  пользой  для  каждого  работника  в  соответствии  с  его  запросами,  целенаправленно  используя  все  возможности  и  средства  образовательного  учреждения.

      Основной формой  развития готовности педагогов к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС в гимназии 114 стали обучающие семинары внутришкольной системы повышения квалификации. Применялась модель интерактивного обучения, которая позволяет одновременно решать две важные задачи: практическое освоение различных интерактивных технологий и обсуждение в процессе их реализации наиболее актуальных проблем введения ФГОС. Особое значение имела процедура рефлексии, которая проводилась в конце каждого занятия. Это позволило нам сделать следующие предварительные выводы, которые мы рассматриваем как первоначальный срез качественной оценки готовности педагогов к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС .

  1. Мотивационная готовность учителей. В начале проведения семинара наблюдалась низкая мотивационная готовность к освоению новых подходов к  организации учебного процесса по ФГОС. Педагоги не скрывали своего внутреннего сопротивления и даже открытого неприятия введения новых требований к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС. Такой результат позволил сформулировать самостоятельную задачу – развитие  мотивации принятия нововведений в процессе более глубокой проработки этой проблемы.

  2. Информационная готовность педагогов.Несмотря на то, что некоторые педагоги обучались на курсах повышения квалификации на различных кафедрах АППО, ИМЦ , многим не хватает практических занятий по применению  теоретических знаний в области ФГОС, их обсуждения и осмысления с коллегами.

  3. Технологический аспект готовности педагогов. В процессе   обсуждения удалось выявить основной барьер, который существует в профессиональном сознании педагогов, что  мешает им перестраиваться более динамично и гибко. Мы назвали этот барьер стереотипом «методической узости профессионального мышления». Очевидно, что каждый педагог (особенно с большим стажем) уже наработал совокупность методических стереотипов и ему  трудно осваивать новые педагогические технологии. Суть этой «методической узости профессионального мышления» заключается в следующем: конкретная методика рассматривается  педагогом как догма, которая должна быть реализована от начала и до конца. Это входит в противоречие с новыми требованиями гибкого построения урока, включения различных педагогических технологий для организации деятельности учащихся на уроке.

     В связи с этим мы сформулировали задачу постепенного расширения профессионального мышления и самосознания педагогов. Основной результат, на достижение которого была направлена эта работа был переход учителей на принципиально иной алгоритм проектирования педагогической       деятельности - на основе принципа «конструктора», в котором присутствуют различные элементы педагогических технологий, технологические карты различных методов, из которых педагог может гибко и творчески проектировать свой урок.

       Для реализации этой задачи был организован постоянно действующий семинар «Интерактивные технологии как универсальные метапредметные технологии в условиях ФГОС». Идея его организации такова:  педагоги, участвовавшие в обучающих семинарах, в соответствии со структурой внутришкольной системы повышения квалификации систематически (один раз в две недели) собирались в одну группу постоянно действующего семинара и в интерактивном режиме вместе обсуждали актуальные вопросы и трудности, которые испытывают педагоги в настоящий переходный период в процессе перехода на ФГОС. При этом на каждом занятии осваивалась (разыгрывалась педагогами) одна из технологических карт интерактивных технологий. Таким образом шло постоянное освоение разнообразных интерактивных технологий и в то же время происходило обсуждение и освоение основных вопросов введения ФГОС.

      В конце первого этапа проведения семинара было проведено зачетное занятие. К зачету учителя готовили 3 методические разработки с применением тех интерактивных методик, которые практически осваивались на занятиях и  сообщение  об опыте применения ими в педагогической деятельности методик интерактивного обучения, проектных и исследовательских методик.

       Опыт проведения такого модераторского по своей сути семинара с элементами профессионального тренинга показал свою эффективность. На основании включенного наблюдения и анализа листов обратной связи педагогов были  сформулированы   следующие выводы  :

  • Повысилась мотивация освоения интерактивных технологий обучения, исследовательских и проектных методов, которые являются основой реализации требований ФГОС

  • Педагоги отметили повышение  компетентности в области освоения  интерактивных технологий и проектных методов

  • Все участники семинара отметили большое значение организации профессионального общения и возможности обсуждения и обмена мнениями  по наиболее актуальным для педагогов проблемам введения ФГОС

  • Был отмечен эффект сплочения группы, положительное влияние поддержки группы в условиях создания атмосферы психологического комфорта и творчества.

     Таким образом, проведение постоянно действующего семинара  в рамках  системы внутрифирменного повышения квалификации учителей позволило  решить сразу несколько  управленческих и методических задач:

  • актуализировать проблему внедрения технологий интерактивного обучения как универсальной метапредметной технологии обучения в условиях введения ФГОС

  • побудить педагогов проанализировать свой опыт применения этих технологий и в некоторых случаях осознать недостаточность  сложившихся профессиональных стереотипов  (методическую узость профессионального мышления).

  • педагоги имели возможность практически освоить не менее 15 методик интерактивного обучения и обсудить возможности их применения  на своей дисциплине.

  • в рамках семинара педагоги имели возможность познакомиться с мастер-классами своих коллег и познакомить всех со своим опытом

  • в итоге семинара был собрана методическая копилкаметодик интерактивного обучения,

  • произошло знакомство и взаимное сближение молодых педагогов и опытных учителей;

  • семинар сыграл несомненную роль в сплочении коллектива гимназии, формировании корпоративной культуры.

      В целом, необходимо отметить, что постепенно в процессе проведения  занятий в системе внутрифирменного повышения квалификации  у педагоговповысился уровень готовности учителей к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения;  снизился уровень сопротивления и эмоционального напряжения и появились позитивные высказывания, свидетельствующие о том, что произошел процесс принятия и осознания  значимости нововведений для улучшения качества образования, педагоги ощутили  рост компетентности по многим аспектам ФГОС. Все это сыграло важную роль в психологической адаптации педагогов к введению ФГОС, позволило повысить мотивацию перестройки профессиональной деятельности на новой концептуальной  основе.

     С целью диссеминации эффективного  опыта, по итогам семинара был разработан методический комплекс (кейс), который могут использовать другие школы для  повышения квалификации начинающих педагогов в области применения интерактивных технологий. Перечислим элементы, составляющие данный методический комплекс :

  • Методическое пособие
  • Программа обучающего семинара по освоению интерактивных технологий

  • Методический конструктор интерактивных технологий

  • Банк технологических карт базовых интерактивных технологий

  • Мастер-класс по обучению педагогов на основе методического конструктора

  • Методическая копилка фрагментов уроков с применением интерактивных технологий  по различным дисциплинам , созданная учителями гимназии 114

 

 

Схема 1.  Методический комплекс (кейс ) для освоения учителями интерактивных технологий обучения

 

 

Литература


1.     Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М., 2009, 334 с.

2.     Зимняя И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня, 2003, № 5.

3.     Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

4.     Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7.


Поделиться:


Назад в раздел