Поиск по сайту

Формирование исторической памяти у старшеклассников при изучении сложных тем Отечественной истории в средней школе

Автор: Баскакова Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания ГБОУ №135 Выборгского района


История человека, общества существует до тех пор, пока мы о них помним. Что помогает нам не забывать прошлое, помнить о давно прошедших событиях? Ответ на этот вопрос с одной стороны простой, а с другой – сложный. Не все страницы прошлого вызывают положительные эмоции. Многое хотелось бы изменить, поправить. Но лакировать действительность, равно как очернять события,  опасно и для общества и для человека. Основным стержнем в понимании, осмыслении прожитой эпохи становится историческая память. Она является сознательным обращением к прошлому со своими плюсами и минусами, негативным и позитивным содержанием, подходом с позиции общечеловеческих ценностей.
Историческая память формируется у молодого поколения с детства в семье, школе, обществе. Но сегодня перед обществом стоят такие вызовы, которые могут изменить ход истории. Каждый человек, задумывающийся над будущим, понимает их остроту.
Прежде всего – это социальные вызовы, связанные с процессами глобализации и формированием новых версий исторических событий на постсоветском пространстве. Часть из них являются откровенно антироссийскими. Этот вызов привел к поиску мер противодействия и борьбе с фальсификацией истории.
Информационный вызов связан с доступностью информации, новыми информационными технологиями, которые приводят к изменению характера исторического познания, появлению новых мифов. Это приводит к переходу от лингвистического к визуальному образованию, т.е. образованию с использованием иллюстраций, картинок, видеоматериалов и т.д. Бывают случаи, когда картинки используются в целях пропаганды, искажая прошедшие события, создавая ложные образы, влияющие на сознание молодежи.
Институциональный вызов, связанный с системой ЕГЭ, имеющей как сторонников, так и противников. Однако весьма высока доля тех, кто считает, что данная процедура оказала негативное влияние на содержание школьного образования, так как привела к его упрощению. Вызывает оптимизм то, что Министерство образования и науки РФ обращает на этот вопрос самое серьезное внимание и принимает соответствующие меры.
Вышеперечисленные вызовы серьезным образом влияют на сознание молодежи.
В условиях многообразия, которое не всегда благоприятно влияет на молодежь, обществу и образованию нужно найти опору, стержень.
Возникает вопрос, а что может стать опорой в обучении истории?
В качестве одного из решений проблемы исторического образования  может  стать опора на коллективную историческую память.
В современном историческом образовании концепция исторической памяти стала одной из самых востребованных. К ней обращаются не только историки, но и социологи, культурологи, писатели и, конечно же, политики. Достаточно часто в популярных ток - шоу мы можем услышать доводы политиков, опирающихся на воспоминания очевидцев, свидетелей событий. Это дает возможность убедиться в правоте суждений, доказать свою позицию.
В чем же отличие истории и исторической памяти?
Отличие состоит в том, как интерпретируются познаваемые события далекого прошлого. И от этой интерпретации зависит многое:
•    формирование ценностных ориентиров личности,
•    формирование особенностей морально-этического и философского понимания мира,
•    формирование мировоззрения.
Таким образом, историческая память становится основой воспитания молодого поколения.
Как сказал великий русский физиолог, лауреат нобелевской премии Иван Петрович Павлов: «Воспитание – это механизм обеспечения, сохранения исторической памяти популяции. Воспитание молодежи возможно через историческую память и патриотизм».
Нередко искаженные ценности приводят к переписыванию истории, переоценке  прошлого, свержению кумиров, которые разрывают хрупкую нить культуры. Великие «отцы» становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностям. Мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются ненужными.
Кто же может повлиять на сознание общества? Историки и писатели вносят вклад в возвращение исторической памяти. Литературные произведения, фильмы передают современникам представление о страницах российской истории. На суд обществу преподносятся разное понимание значения революции, гражданской войны и др. событий. Это свидетельствует о том, что историческая память живет активной жизнью. Она вызывает широкий спектр эмоций – восхищение и поклонение, скорбь и страдание, пренебрежение и скептицизм. Как сохранить истину, не потерять главный смысл эпохи остается главной проблемой для историков, общественных деятелей и, конечно же, для учителей.
По последним исследованиям социологов известно, что 81% молодых людей получают знания об истории Отечества из уроков и учебников истории. Именно в школе закладывается понимание истории у будущего поколения. Хотя совсем недавно существовало мнение о том, что НТР внесла заметное изменение в сферу образования и ослабила позиции учителя в образовательном процессе. Она резко усилила технологизацию образовательного процесса. Школы заполнились компьютерами, обучающими программами, интерактивными средствами.
Но жизнь показала другое. Образование – это, прежде всего, общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, так как весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, установки – формирует личность учащегося и является необходимым условием эффективного воспитания. Все характеристики и следствия этого общения зависят от учителя, в том числе учителя  истории.
Каждому известно, что восприятие мира человеком осуществляется через эмоции, переживания, собственный опыт, знания. Эти факторы позволяют проникнуть в суть вещей и определить свое к ним отношение. У учащихся же восприятие истории транформируется через призму мировоззрения самого учителя. Поэтому перед учителями, преподающими историю в старших классах, стоит непростая задача – погрузить учеников в эпоху, дать возможность узнать события, явления, создать условия для осмысления материала и сформировать собственную позицию.
Особую сложность в изучении истории представляет 20 век.
Проблемными вопросами истории 20 века являются:
•    Революции 1917 года
•    Гражданская война
•    Индустриализация и коллективизация
•    Советская модель развития 1930-1980-х гг.
•    Советско-финская война
•    Великая Отечественная война – самый чувствительный вопрос для россиян, имеющий личный смысл
•    Перестройка
•    Распад СССР
•    Августовский путч
            Изучая такую сложную тему, как Революции 1917 года, мы пользуемся учебниками, в которых отражены разные точки зрения на это событие.
Вот одна точка зрения, изложенная в учебнике История России в 11 классе авторов Измозик В.С., Рудник С.Н., на причины революции:
«Революция стала следствием противоречий экономического и политического развития страны, возникших после 1861 года, а также нежелание царизма провести последовательные реформы, направленные на модернизацию страны». Однако, при анализе экономического развития в начале 20 века отмечается, что к 1913 году Россия добилась высоких темпов развития, заняла 1 место в мире по продаже пшеницы.
Есть и другая точка зрения: «Приближали революцию военные неудачи царизма и позиция Николая 2 и его окружения, считавших, что только самодержавие сможет спасти Россию». Но также нам известно, что правительство Столыпина П.А. проводило ряд прогрессивных реформ, изменивших положение крестьянства, в стране были проведены выборы на  демократической основе. Эта информация не способствует пониманию происходящих событий, и учащиеся не могут сформулировать собственное  мнение. Тогда учитель открывает свое отношение к прошлому, которое, в конечном итоге, могут разделять ученики.
              Учащиеся знакомятся с крайне полярными оценками событий. Например, В.В. Калашников пишет об октябрьской революции 1917 г.: «Ленин сумел перевести развитие на рельсы социализма и тем самым обеспечил базу для рывка и сохранения независимости страны в годы Второй мировой войны. Государственный социализм спас Россию от гибели в условиях ХХ века»
               И другое мнение: В.П. Булдаков «В принципе Октябрь и последующие революционно-геополитические подвижки в мире могут быть рассмотрены в рамках теории катастроф». Противоречия, выраженные в суждениях авторов, создают сложность в понимании происходящего.
Это подтверждают недавние социологические исследования:
•    Революцию считают новой эрой в истории народов России  до
58 % респондентов
•    Революция затормозила развитие и стала катастрофой - до 30%
•    И не определились со своим отношением к революции - до 21 %.
            Мы должны понимать, что в умы не определившейся молодежи могут проникнуть другие, опасные для российского общества идеи. Поэтому исторической науке необходимо дать взвешенный ответ на сложные вопросы прошлого, так как в учебниках отсутствуют общие оценки Февраля и Октября 1917 года в целом. Учащимся предлагается сравнивать высказывания историков.
    Чтобы избежать произвольных трактовок исторических событий, учитель смело может обращаться к исторической памяти, отвечая на простые и понятные вопросы, обращаясь к коллективной памяти народа:
- Как произошел захват власти в годы революции?
- Кто начал кровопролитие, приведшее к Гражданской войне?
- Как действовало Временное правительство?
- Какие меры использовали красные и белые?

    В итоге, через призму ценностных оценок действий двух сторон конфликта может открыться суть вопроса, по - иному произойдет осмысление кардинальных и эпохальных изменений. В данном контексте роль учителя переоценить невозможно.
    Мы должны помнить, что,  выходя из школы,  ученик, возможно больше не будет изучать историю, либо в дальнейшем ее изучение будет кратковременным. Поэтому, то, что заложила школа в молодого человека,  может стать основой формирования таких личностных качеств как гражданственность и патриотизм.
    Нам нужны профессионалы. Но еще больше нам нужны настоящие патриоты, которые гордятся  историей своей Родины и готовы защищать российские ценности от растущих глобальных вызовов.

Поделиться:


Назад в раздел