Поиск по сайту

«Приобщение детей к национальной культуре и традициям русского народа через организацию различных форм работы»

Автор: Гладилина Елена Николаевна, воспитатель ГБДОУ №74 Выборгского района Санкт- Петербурга


«Сохранить культурное прошлое — значит
сохранить гармонию нового и старого...
Для жизни человека важна среда, созданная
культурой предков и им самим ,
она необходима для его
нравственной дисциплины и социальности».
Д.С. Лихачёв, «Заметки о русском»

Если духовность - это то, чем и ради чего человек живет и действует, то нравственность - это то, как он живет и действует. Основы духовно- нравственного воспитания закладываются в семье. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка. Именно поэтому в своей работе нам всегда хочется привлечь родителей воспитанников, чтобы совместными усилиями решать задачи. Русский народ всегда почитал семью и семейные отношения. Главой семьи был мужчина - муж и отец. Он отвечал за благополучие семьи. Его слушались беспрекословно. Из поколения в поколение передаются традиции семьи - взаимопомощь и забота. Детей с ранних лет воспитывали в уважении к семье и готовили к вступлению в самостоятельную жизнь. Уже в 3-4 года дети начинали проявлять заботу о более младших. Вырастая, заботились не только о своих детях, но и о родителях. Родителям всегда были почёт и уважение. Это ли не актуальная тема для нашего времени?
В старину говорили: « В семью, где лад, счастье дорогу не забудет». Так хочется, чтобы и сегодня молодые семейные пары помнили эту поговорку. Обращение к данной теме, это не просто возврат к российской старине, это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиции, ценности, качества русского народа, благодаря которым он был, есть и будет великим народом! В нашем дошкольном учреждении мы проводим такие фольклорные праздники, как: « Осенины», Дары осени» (или «Праздник Урожая»), «Рождество», « Святки», Масленица», « Пасха», « Троица» и др.
Праздникам предшествует серьезная подготовка: рассказы об обычаях, традициях, заучивание песенок, потешек, колядок и т.д. Мы используем огромное количество речевого материала: устное народное творчество- кладезь народной мудрости. В простой доступной для детей форме рассказывается о самом главном. Дети с интересом слушают русские народные сказки ( « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»), легко и с удовольствием запоминают заклички, песенки, пословицы и поговорки, потешки, загадки о явлениях природы, о животном и растительном мире, о быте и т.д..
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Сядь на пенёк,
Напряди на кужелёк».
« Щи да каша - пища наша».
Вейся ты, вейся, капуста моя
Вейся ты, вейся, виловая моя».

Малые фольклорные формы нам позволяют расширить активный словарь детей, понятийный; Развивают логическое мышление, воспитывают любовь к родной речи. А как же можно обойтись без русских народных игр? Мы их используем и в режимных моментах, и на занятиях, и на фольклорных праздниках. Почти каждая игра - речь с движением. Это ли не находка для нас, педагогов, и большое подспорье в работе? Как много задач можно решить, только играя в русскую народную игру! В этих играх развиваются, воспитываются такие качества, как терпение, ответственность, выносливость, коммуникативность, развитие волевого поведения у недисциплинированных детей, инициативность - у застенчивых и робких.
Русская традиция - приоритет коллективного над личным. Русские народные игры проводятся часто в кругу, что позволяет видеть всех участников, большинство игр предполагают разнообразные тактильные контакты. На наших фольклорных праздниках вместе с детьми играют и их родители. И не знаешь, кто больше счастлив - ребёнок или папа с мамой!
Главное - это эмоциональный всплеск, чувство радости и единения. И главное - что всё это вместе благотворно влияет на создание комфортной атмосферы в группе. В нашем детском саду мы используем различные формы работы. Это и познавательные беседы, и непосредственно образовательная деятельность, и предпраздничные посиделки, и оформление выставок, мини - музеев, интерактивные спектакли, праздники, досуги, продуктивная деятельность.
Родители помогают нам в организации мини - музеев, выставок, участвуют в досугах и праздниках (являются активными участниками: исполняют какую - либо роль, играют во все народные игры), готовят элементы костюмов, приносят атрибуты (например, для оформления зала,- посуду с хохломской росписью, урожай из своего огорода, рушники и т.д.) Воспитатели активно взаимодействуют со всеми специалистами дошкольного учреждения: педагогами дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству, изобразительной деятельности, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Для более успешной работы мы привлекаем сотрудников детской библиотеки Выборгского района (у нас проводятся лектории). Мы заранее обговариваем тему с библиотекарем. Например: «Народные промыслы», или «Откуда хлеб пришёл. Как было и как стало» и многое другое. Так же сотрудничаем с артистами театра (детям показывают кукольные и драматические спектакли, проводят интерактивные спектакли). Темы спектаклей мы обговариваем заранее.
В начале учебного года мы составляем план работы со всеми организациями. Начали сотрудничать с обществом «Духовное возрождение» (дети слушают классическую музыку, им предлагают сделать рисунки об услышанном, проводят с детьми беседы). Только так, совместными усилиями педагогов, родителей, заинтересованных людей других организаций можно добиться необходимых результатов в этом нелегком деле: воспитании духовно- нравственного поколения, нашего будущего. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по - настоящему раскрывается как личность; самое главное - открыть глаза на дорогое, родное…» В.А. Сухомлинский.

Приложение: Сценарий детского фольклорного праздника «Дары Осени» для детей группы коррекционной направленности (ОНР) 5-7 лет (совместно с родителями воспитанников)

Поделиться:


Назад в раздел