Поиск по сайту

Управление адаптацией как психолого-педагогическая задача (из опыта работы МОУ «Гимназии №1 им. В.Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области)

Автор: Михайлова Татьяна Александровна, педагог-психолог МОУ «Гимназии №1 им. В.Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области; Зитерева Виктория Валерьевна, педагог-психолог МОУ «Гимназии №1 им. В.Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области


В практической деятельности школы проблемам адаптации детей уделяется большое внимание. Гораздо реже звучит проблема адаптации учителя, и, как правило, она может рассматриваться только в отношении молодых начинающих учителей. Однако мы отчетливо осознаем, что этот процесс системен и имеет свои законы развития, и знания о нем должны быть расширены и актуализированы у педагогов именно в период перехода к новым образовательным стандартам. Понятно, что выступить с интересной информацией психологу было бы проще, однако активные формы обучения эффективнее. Педагогический совет — это традиционная форма управления педагогическим коллективом. Мы провели его в форме, соответствующей требованиям новых образовательных стандартов.

Цель педсовета, поставленная психологами, состоит в том, чтобы расширить психологическую компетентность и самосознание учителя в отношении проблем адаптации, переведя их из разряда трудностей в разряд задач.

В сентябре был разработан план подготовки и проведения педагогического совета (Приложение 1). Для актуализации знаний предметным кафедрам были предложены темы для самостоятельного изучения проблемы: определение адаптации в широком смысле этого понятия с биологической и психологической точки зрения, ее виды, сроки, критерии и формы проявления. Кафедра начальных классов, для которых эта тема оказалась наиболее значимой, провела заседание в интерактивном режиме под руководством психолога, с обязательным использованием компьютерных технологий и оформлением результатов. Для всех педагогов был предложен экспресс-опрос по теме «Адаптация» методом незаконченным предложений.

Работа педагогического совета проходила в малых группах. Группы были сформированы по составу предметных кафедр (не выделяя группу администрации). Каждая группа получила специальные значки для рефлексии и обратной связи по окончании работы.

Мотивационной составляющей участников педсовета в начале работы стал просмотр мультипликационного фильма« Буревестник» (Аргус интернейшл 2004), позволивший посмотреть на проблему взаимоотношений учителя и ученика на уроке и степени их психологического здоровья с юмористической точки зрения.

Теоретический блок педсовета был оформлен в виде презентации. (Приложение 2 – текст). Основной акцент сделан на то, что адаптация является управляемым процессом и имеет двухсторонний характер взаимного приспособления работника и среды

Рассмотрены организационно-административные, экономические, социально-психологические методы управления. При определении понятия «Адаптация» обращено внимание на природную целесообразность данного процесса: выживает не сильнейший или умнейший, а наиболее приспособленный. Приспособление живого обеспечивает самосохранение. Важно, чтобы учитель осознал, почему низкий уровень учебной мотивации свойственен детям с низкой стрессоустойчивостью. Информация о классификации видов адаптации по характеру приспособления, степени тяжести, цикличности, а также о структурных компонентах (психофизиологический, социально-психологический, профессиональный) позволила расширить свои представления о данном процессе. Профессиональный интерес акцентировался на типах учеников и факторах влияющих на процесс адаптации, зависящих и независящих от учителя, а также критериях физиологической и социально-психологической адаптации к учебной деятельности и общению.

Важное значение имели сведения о задачах и причинах трудностей адаптационного периода для первоклассников, в пятых и десятых классах. На основании ранее представленных педагогами материалов сформулированы факторы, способствующие адаптации учащихся.

Практический блок педсовета с творческим компонентом был начат с представления результатов мини-опроса учителей по озвученной проблеме в графическом виде. По мнению педагогов, адаптация – это, прежде всего, «приспособление, привыкание, уживаемость, способность вжиться». Некоторые из опрошенных выделяли положительные моменты («продолжение пройденного и развитие нового, чувство комфорта, плавный переход»), а другие, наоборот, описывали негативные переживания («сложности, конфликты, много работы»).

Опрошенные отмечали, что от них, как от учителей, зависит:

•       Общение с учащимся, налаживание контакта, создание благоприятной атмосферы

•       Успеваемость и успешность детей, их уверенность в себе

•       Отсутствие страха, конфликтов

•       Налаживание контакта с родителями

А учитель понимает, что ребенку-новичку на уроке комфортно, если:

- он спокоен, улыбается, не волнуется, сидит спокойно, нет страха, не зажат;

- все понимает, может свободно излагать свои мысли, внимательный, активно работает;

- глаза светятся, взгляд осмысленный, смотрит в глаза;

- получает удовлетворение от урока, на урок идет с удовольствием.

Далее по ходу работы педсовета для активизации творческих способностей педагогам была предложена творческая разминка – составить синквейн:

1-я строка: Адаптация

2-я строка: 2 прилагательных отражающих суть проблемы

3-я строка: 3 глагола отображающих суть проблемы

4-я строка: фраза-резюме

5-я строка: заключение в форме существительного

Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели и в ходе его работы были решены основные задачи участникам было предложено методом «мозгового штурма» определить:

- Что помогает человеку эффективнее адаптироваться? (из собственного опыта )

- Предложения по управлению адаптацией в гимназии.

Состоялось активное обсуждение высказанных предложений и замечаний, рефлексия по итогам работы, что легло в основу решения педсовета.

Дополнительно в качестве иллюстрации по теме психологами были представлены результаты диагностики 1-х, 5-х, 10-х классов на предмет адаптации к новым учебным условиям.

В завершение работы в качестве «обратной связи» участники красочно оформили «небо педсовета», используя символы – солнце, туча, птица – с кратким описанием собственных чувств, психологического состояния, пожеланий.


Управление адаптацией как психолого-педагогическая задача (из опыта работы МОУ «Гимназии №1 им. В.Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области)

Назад в раздел