Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в современной школе
Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей: • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; • дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); • дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие. Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, работа психолога – лишь составная часть этой программы. Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: • выявление одаренных детей; • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей. Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание: • психолого-педагогический анализ развития учащихся школы; • выявление одаренных и талантливых детей; • помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности; • организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми; • работа с родителями одаренных детей. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии. Выявление одаренных и талантливых детей: • анализ особых успехов и достижений ученика; • создание банка данных по талантливым и одаренным детям; • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений. В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся. Формы работы с одаренными учащимися: • групповые занятия с одаренными учащимися; • факультативы; • предметные кружки; • кружки по интересам; • конкурсы; • курсы по выбору; • участие в олимпиадах; • работа по индивидуальным планам; • занятия в профильных классах; • интеллектуальные марафоны. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; • включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы в соответствии с запросами учащихся и пожеланиями родителей; • формирование и развитие сети дополнительного образования с учетом интересов учащихся; • организация научно-исследовательской деятельности; • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Поощрение одаренных детей: • публикация в СМИ; • премия администрации ОУ "Ученик года"; • увеличение каникулярного времени; • стенд "Лучшие ученики школы"; • система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета. Работа с родителями одаренных детей: • психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; • поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета. Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: • увлеченных своим делом; • способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности; • профессионально грамотных; • интеллектуальных, нравственных и эрудированных; • проводников передовых педагогических технологий; • умелых организаторов учебно-воспитательного процесса; • знатоков во многих областях человеческой жизни. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Список литературы: • Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006. • Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009. • Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
Поделиться:Назад в раздел |