Поиск по сайту

Проектное обучение как дидактическая система реализации школьного географического образования на примере проекта по географии для учащихся 8 классов «У природы нет плохой погоды…»

Автор: Куратова И.В.


«Проектное обучение как дидактическая система реализации географического образования» является моей темой по самообразованию с 2009-2010 учебного года. На одном из занятий на курсах повышения квалификации учителей географии я услышала о методе проектов и сразу же поняла, что это мой метод, я в него влюбилась.. В голове возникло сразу же много идей будущих проектов по огромному количеству тем, в разных классах, для учащихся разных возрастных групп, в том числе, возникали идеи и интегрированных межпредметных проектов и совместных проектов с начальной школой, направленных решить вечный вопрос о преемственности между начальной и основной школы, курса «Окружающий мир» и предмета «География».

В условиях сокращения учебных часов на преподавание географии в школе методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности образовательного процесса. Не секрет, что школьный предмет «география» в массовой школе, к сожалению, не относится к учебным предметам первостепенной важности, поэтому первоначально, при работе над методом проектов возникали трудности с мотивацией, но эти трудности были только на первых порах. Когда был запущен механизм работы над проектом и пришел первый успех, у детей возникла стойкая мотивация.

В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по полочкам с этикетками «физическая география России» или «история Средних веков» и извлекается по мановению руки волшебника-учителя в нужный момент, как кролик из цилиндра.

Но ведь детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить. Основной тезис метода проектов - «Я знаю для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить»

На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащегося на уроках. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество: использование этого метода превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.

Учитель же выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Из вездесущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проектов, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний. В такой роли выступать нелегко, к ней нужно готовиться.

Цель использования метода проектов в обучении географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Материализованным продуктом для проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, графиков, диаграмм, а также конкретной деятельности по благоустройству окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы.

На протяжении последнего времени я занимаюсь с учащимися проектной деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по разработке и исполнению проектов на примере одного успешно завершенного проекта, разработанного для обучающихся 8 класса.

На уроке географии в 8 классе на тему «Климат Санкт-Петербурга и Ленинградской области» перед учащимися был поставлен вопрос: «Согласны ли вы со словами из знаменитой песни «У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать…»?» Мнения разделились. Возникла проблема, а, следовательно и идея проекта.

ЭТАП 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

1. Постановка проблемы. Все вы слышали песню из кинофильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать…». Согласны ли вы с этими словами? Вопрос неоднозначный. Что под ним подразумевать? Если с точки зрения нашей жизнедеятельности, то, наверное, можно и не согласиться с этими словами. Итак, у нас возникла проблема «Действительно ли у природы нет плохой погоды? И каждая ли погода благодать?

2. Тема проблемы: «У природы нет плохой погоды…».

3. Цель работы. Представим, что мы сотрудники НИИ, метеорологической станции, которая изучает погоду Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Нам необходимо дать характеристику погоды нашей местности с точки зрения нашей жизнедеятельности. Сказать о положительных и отрицательных ее чертах нашей погоды, т.е. достоинства и недостатки. Цель работы – охарактеризовать погоду Ленинградской области с точки зрения нашей жизнедеятельности. Задачи – представить достоинства и недостатки погоды нашего климата.

4. Разбиваемся на команды. Сколько сезонов года в нашем климате? Четыре: осень, зима, весна, лето. Необходимо дать характеристику сезонов года с точки зрения нашей жизнедеятельности, назвать их достоинства и недостатки. Для этого класс разбивается на 4 группы.

5. Работа в командах. Каждой команде достается один из сезонов года (жеребьевка). На стол каждой команде дается лист формата А4. Команде необходимо на этом листе с помощью рисунка (выполняется фломастерами, цветными карандашами и т.д.) показать достоинства и недостатки доставшегося им сезона года. Причем необходимо помнить, что располагать на листе рисунок необходимо так, чтобы позитив был справа, а негатив – слева. Необходимо обговорить время, на выполнение работы – 15 минут. Самостоятельная работа учащихся в группах. При работе можно использовать какой-нибудь эпиграф, касающийся времени года.

6. Защита задания. Каждая команда по очереди рассказывает о том, что она изобразила на своем рисунке, доказывая, есть ли у природы плохая погода или нет.

7. Анализ работы. Анализируем, что же получилось. Есть ли у природы плохая погода или нет?

Были ли проблемы при выполнении задания?

Довольны ли вы тем, что сделали?

Что можно сказать про работу других команд?

ЭТАП 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

Учащимся, разбитым на команды, учитель задает задание:

1. Сделать рисунки сезонов года, причем учесть, что в нашей местности господствуют циклоны, поэтому необходимо, чтобы рисунки были с изображением погоды при циклонах и при антициклонах (заранее учитель договорился с учителем ИЗО о том, что учащиеся могут подойти к нему за помощью).

2. Найти как можно больше стихотворений о своем сезоне года (заранее есть договоренность с учителем литературы).

3. Найти музыкальные произведения классической музыки о сезонах года (заранее договоренность с учителем музыки).

4. Найти произведения живописи, где художники изображают сезоны года (заранее договоренность с учителем МХК).

5. При выполнении проекта придумать какие-нибудь изюминки для более интересного представления своего проекта: кроссворды по сезонам года, ребусы, шарады, загадки, народные приметы (все это представить на красиво оформленном листе А4).

6. Работа в классе: Построение графиков температур по сезонам года за октябрь-декабрь 2008 г., январь-сентябрь 2009 г. Рассчитать среднюю температуру за месяц, амплитуду колебания температур. Сделать вывод о погоде за месяц. Работа выполняется на листе формата А 4.

7. Работа в классе: Построение диаграммы осадков по сезонам года. Сосчитать количество осадков. Сделать вывод об увлажнении территории. Работа выполняется на листе формата А4.

8. Работа в классе. Построение розы ветров по сезонам. Сделать вывод о преобладающих направлениях. Работа выполняется на листе формата А 4.

9. Характеристика сезонов года.

Пункт 6, 7, 8 выполняются на уроках географии.

Для того чтобы начать работу необходимо:

1. Разделить команды (4-5 человек в команде).

2. Определить сроки выполнения проекта. – 3-4 недели.

3. Распределить обязанности в команде: кто ищет стихи, кто музыку, кто произведения живописи, кто будет защищать проект, кто оформляет проект и т.д.

ЭТАП 3. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

На уроке географии учащиеся представляют в форме папки выполненную работу и дают характеристику погоды своего сезона года, а также предлагают одноклассникам творческие задания по своим сезонам года (кроссворды, загадки и т.д.)

Учитель предлагает учащимся выполнить итоговое задание, требующее собственной оценки – заполнить таблицу «Особенности климата нашего региона» в рамках проекта , выделив благоприятные и неблагоприятные особенности нашего климата, и сделать общий вывод о климате и его значении в жизни населения.

ИТОГ РАБОТЫ – общая папка, которая называется «ПРОЕКТ по географии «У природы нет плохой погоды…»

Учитель и учащиеся оценивают работу.

Получился практико-ориентированный проект.

Можно считать этот проект завершенным. Но мы с учащимися 8 класса продолжаем работать по этой теме: будем собирать материал на протяжении нескольких лет, а затем можно вывести среднюю многолетнюю температуру (например за 5 лет), среднее многолетнее количество осадков и т.д. И проект уже будет называться «Изменение климатических условий в Петербургском регионе».

В этом учебном году мы с учителем начальных классов Пироговой Мариной Борисовной перенесли этот проект и на начальную школу, интегрировав курс «География» основной школы с курсом «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе. Целесообразно предложить младшим школьникам не набор «картинок» окружающего мира, а проводить с ними и приучать их к проектным технологиям, к исследовательской деятельности.

Работа над проектом предполагает максимум благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала учеников. Все это способствует росту мотивации к изучению предмета, а, следовательно, помогает достижению целей, намеченных современной программой обучения.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решений стоящих перед ним задач. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих одноклассников.

Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки. Например:

1) увеличение умственной нагрузки;

2) требование более сложной системы оценивания;

3) увеличение объема работы учителя;

4) существование риска неудачного выполнения работы;

5) повышение эмоциональной нагрузки;

6) нарастание напряжения к сроку сдачи работы. Поэтому, планируя работу по методу проектов, учитель-предметник должен понимать, что на учащихся ложится дополнительная нагрузка.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять на международном уровне достижения российского образования.



Список литературы

1. Л.М.Грачева, Т.Н.Оноприенко. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом // География в школе, №6, 2002 г.

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- СПб.: КАРО, 2006 г.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006 г.

4. Н.В.Лысова. Проектная деятельность в обучении географии // География в школе, №2, 2005 г.

5. В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании // География в школе, № 6¸2002 г.

6. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен учебно-методическое пособие – СПб: КАРО, 2008 г.


Поделиться:


Назад в раздел