Введение
В условиях формирования в образовательных организациях России (далее по тексту – ОО) нового типа образовательного пространства на основе использования актуальных и перспективных информационно-компьютерных технологий, необходимо коренным образом пересмотреть роль отдельного педагогического работника в становлении этого пространства. Профессиональная компетентность каждого педагогического работника становится ценным ресурсом развития ОО. Необходимо организовать проектирование траектории профессионального саморазвития в соответствии с целями и задачами инновационного развития ОО.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (п.7 ст. 48) и приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" вменяют в обязанность педагогу систематически повышать свой профессиональный уровень. Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему внутришкольного повышения квалификации педагогов, ведут к переосмыслению её потенциальных возможностей в решении возникающих проблем. Подготовка педагогов может и должна приобретать коллективный характер, проявляющийся в изменении процесса обучения, и усиления вовлечённости и взаимодействия педагогов, в построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, а также внешних партнёров, реализующих эту подготовку.
Развитие идей коллективной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования.
Эффективность образования зависит от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности. Учитель должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.
Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:
▪ во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
▪ во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
▪ в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
▪ в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Необходимость модернизации
В современном педагогическом сознании в первые десятилетия XXI века сложился устойчивый стереотип восприятия понятий: информационная среда образовательного учреждения, информационное пространство образовательного учреждения и т.п. Для абсолютного большинства педагогических работников данные термины означают насыщение зданий образовательных учреждений средствами информатизации и их дальнейшее использование. При том до недавнего времени использования преимущественно в административных целях. Даже в контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта информационно-образовательная среда (ИОС) трактуется “как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС”. Однако национальная стратегическая образовательная инициатива “Наша новая школа” призывает нас проектировать пространство новой школы с учетом современных и, что самое главное, перспективных информационно-коммуникационных технологий.
Сущность современного электронного образовательного пространства (ЭОП) легче всего понять, если представить его себе в виде слоев геоинформационной системы, где каждый слой представляет собой один из уровней организации этого пространства. На сегодняшний день таких уровней выявлено шесть:
● уровень аппаратных средств информатизации;
● уровень программных средств и информационных систем;
● уровень коммуникационных технологий;
● уровень педагогических технологий;
● уровень организационный/функциональный (формы организации учебных и внеучебных занятий, управление учебным процессом);
● уровень ресурсный (накопление, хранение и предоставление ресурсов).
В этих условиях на первый план выходит проблема соответствия профессиональных компетенций отдельного педагога профессиональному стандарту, целям и задачам инновационного развития ОО. В связи с этим актуальной представляется задача формирования личной информационно-коммуникационной среды педагога (далее по тексту - ЛИКС) и её интеграция в электронное образовательное пространство ОО.
Такая среда уже сегодня должна обеспечивать реализацию базовых функций: ресурсное обеспечение, автоматизацию документооборота и систем контроля знаний учащихся.
Учитывая же мировые тренды развития информационно-компьютерных технологий, уже сегодня можно говорить и о перспективных направлениях развития ЛИКС. Попробуем назвать педагогические функции, которые в первоочередном порядке подлежат автоматизации в составе ЛИКС:
● организация профессиональной коммуникации,
● организация горизонтальных педагогических связей,
● реализация кросс-предметных элементов образовательной программы в рамках основной педагогической деятельности,
● участие в организации сетевого дистанционного обучения,
● реализация экспертных функций.
Проектирование и создание ЛИКС и её интеграция в ЭОП ОО невозможна без системного развития профессиональных компетентностей педагога в соответствии с целями и задачами развития ОО.
Модернизация внутрифирменной системы повышения квалификации обусловлена сегодня целым рядом факторов:
● необходимость приведения личных профессиональных компентностей в соответствие с требованиями профессионального стандарта,
● необходимость расширения состава профессиональных компетенций в соответствии с новым содержанием ФГОС и другими вызовами времени,
● дефицит ресурсов (времени и средств), затрачиваемых на повышение квалификации и переподготовку кадров,
● “разбегание” профессиональных траекторий педагогов в условиях мультиплицирования форм и видов деятельности,
● необходимость формирования горизонтальных связей между педагогами,
● неоднородность состава профессиональных компетенций для различных категорий педагогических работников,
● разностью уровня фактической подготовки педагогов к различным видам деятельности.
Одной из центральных проблем текущего этапа модернизации внутрифирменной системы повышения квалификации является высокий уровень отторгаемости педагогами инноваций и радикально новых видов деятельности. Это очень хорошо видно на примере использования педагогами ДОТ. Абсолютное большинство педагогических работников сегодня уже вполне уверенно владеют электронной почтой и ведением записей в социальных сетях. Умеют накапливать в социальных сетях электронные ресурсы (музыку, видео и др. типы файлов). Но совершенно не используют и не умеют применить имеющиеся компетенции в практике своей работы.
Стратегии модернизации системы повышения квалификации
При модернизации системы ПК в основу были положены три основных стратегии:
● стратегия “китайского” экспорта знаний,
● стратегия эксплуатации “звёзд”,
● стратегия воспитания инновационного типа поведения.
Стратегия “китайского” экспорта знаний
Суть данной стратегии проста. В условиях дефицита ресурсов, как временных, так и финансовых, невозможно в сжатые сроки отправить всех, кому необходимо повышение квалификации на курсы, проводимые внешними организациями. Следовательно, необходимо отправить на курсы тех, кто сможет усвоить основной массив знаний, а затем ретранслировать его педагогическому коллективу.
Стратегия эксплуатации “звёзд”
Мы уже говорили о том, что педагог, в силу своей консервативности, с трудом присваивает новые знания. Вторая проблема состоит в том, что коллеги, существенно продвинувшиеся на пути освоения информационно-коммуникационных технологий, воспринимаются менее образованными коллегами как выскочки. Это обусловлено тем, ИКТ-компетентность всё ещё не рассматривается большинством педагогов как необходимая часть профессиональной компетентности. В этих условиях администрация образовательной организации должна продемонстрировать педагогическому коллективу значимость опыта “звезд” для повседневной практической деятельности и встроить этот опыт в систему повышения квалификации.
Стратегия воспитания инновационного типа поведения
Выравнивание компетентностного фона педагогического коллектива невозможно без активного участия в процессе каждого педагогического работника. Для этого во внутрифирменную систему повышения квалификации должны быть встроены механизмы, инициирующие применение полученных знаний каждым педагогом в практической деятельности. Поскольку приобретение новых компетенций лежит за пределами уже реализуемых педагогических функций, то их практическая реализация воспринимается педагогами как инновационная деятельность. Для администрации ОО важно выстроить инновационный процесс в школе таким образом, чтобы обеспечить непрерывный цикл инновационной деятельности, формируя тем самым инновационный тип поведения каждого педагога.
Механизмы модернизации
В составе модели организации дистанционного обучения в школе описана подсистема “Повышение квалификации” (см. рис. 1). Полностью модель приведена в пособии “Модель системы дистанционного обучения”, также представленного в составе инновационного продукта.
Рис. 1. Система повышения квалификации
Практическая реализация представленной подсистемы модели требует выработки механизмов и выбора соответствующих инструментов. Учитывая всё вышесказанное, определим в качестве основного механизма обретения профессиональной компетентности педагога, индивидуальную траекторию профессионального саморазвития.
Траектория профессионального саморазвития педагога
Траектория профессионального саморазвития педагога - это совокупность организационных и педагогических условий, выраженных в комплексе мер и мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональных компентентностей педагогического работника в зависимости от фактического текущего уровня компетентности, образовательных возможностей и образовательных потребностей.
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога в ОО должно быть реализовано сегодня в соответствии с нижеприведенным алгоритмом действий:
1. Выявление совокупности магистральных компетентностей педагогических работников, необходимых для реализации инновационного потенциала ОО.
2. Сегрегация педагогического коллектива на группы в соответствии с творческой активностью - выявление тьюторов (экспертов).
3. Планирование потоков профессиональной переподготовки и повышения квалификации потенциальных тьюторов во внешних организациях.
4. Организация передачи опыта, полученного тьюторами в ходе профессиональной переподготовки, и опыта “звёзд” через систему внутрифирменного повышения квалификации.
5. Планирование участия педагогических работников в инновационной деятельности ОО.
6. Планирование диссеминации опыта инновационной деятельности через участие в профессиональных конкурсах и публикации результатов работы.
7. Приведение компетентностей отдельного педагога в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога, целями и задачами инновационного развития ОО.
8. Формирование электронного портфолио педагогического работника.
Практическая реализация первого пункта предложенного алгоритма осуществляется посредством: составления технологической карты ключевых компетентностей, мониторинга фактического уровня компетентностей педагогов, мониторинга потребностей профессионального саморазвития педагогических работников. Второй пункт алгоритма формализуется через изучение потребностей профессионального саморазвития и анализа результатов инновационной деятельности в предшествующий период. Реализация пунктов 3-6 предложенного алгоритма возможна, например, через систему коллективного планирования в облачных технологиях. В этом случае формируются следующие среднесрочные календари:
● Календарь обучения тьюторов,
● Календарь внутрифирменного повышения квалификации,
● План-график инновационной деятельности педагогического коллектива,
● Календарь профессиональных конкурсов,
● Календарь предъявления передового педагогического опыта.
Реализация восьмого пункта алгоритма возможна средствами АИС, используемой в ОО, в соответствии методикой аттестации педагогических работников принятой в регионе.
Рис. 2. Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога средствами ИКТ.
В результате реализации предложенного алгоритма, при совмещении вышеописанных календарей формируется долгосрочный перспективный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога, определяющий функциональную занятость педагогического работника в коллективе и формирование горизонтальных профессиональных связей.
Рис. 3. Пример “Календаря профессионального саморазвития” педагога.
Особо следует отметить необходимость закрепления предложенной технологии на уровне локальных актов ОО: Положение о профессиональном саморазвитии педагога, Положение о составе ЛИКС, Положение о функциональной занятости педагогических работников.
Необходимо также закрепить данную деятельность педагогических работников в положениях эффективного контракта.
Инструменты модернизированной системы повышения квалификации
Как уже было сказано, важную роль в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога играет процедура определения ролей отдельных педагогов в системе внутрифирменного повышения квалификации в соответствии с текущем уровнем компетентности и индивидуальными образовательными возможностями.
Обучение групп учителей происходит на разных уровнях сетевого взаимодействия педагогов. На рис. 2. “Функциональная схема трёхуровневого обучения” показана взаимосвязь уровня развития педагога и его роли во внутрифирменной системе повышения квалификации.
Рис. 2. Функциональная схема трёхуровневого обучения
Проанализировав уровень сформированности информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу о необходимости модернизации системы повышения квалификации в школе. Основной целью модернизации системы является выравнивание компетентностного фона педагогов и принцип деятельности педагога: «учить, обучаясь».
Как уже было сказано выше, центральное место в формировании системы занимает информационная среда школы. Для её использования в качестве системной основы внутрифирменной системы повышения квалификации необходимо произвести следующие действия:
● выбрать среду коллективного взаимодействия,
● выбрать (создать) инструменты для мониторинговых процедур,
● установить состав ролей в системе ПК,
● определить формы методической работы и механизмы реализации ролей.
Среда коллективного взаимодействия
В качестве среды коллективного взаимодействия нами была выбрана облачная среда Google. Для осуществления взаимосвязи и взаимообучения с использованием ресурсов календаря, электронных таблиц, форм и других инструментов Google всем учителям было поручено зарегистрироваться в системе Google. Данный шаг регламентировался приказом по школе “О внедрении модели дистанционного обучения” (приложение № 1 “Локальные акты”).
Инструменты для мониторинговых процедур
Для проектирования мониторинговых процедур и создания соответствующих им инструментов необходимо определить сначала общий перечень требуемых компетенций и ранжировать его в соответствии с целями развития образовательной организации на текущем этапе. Основой для проектирования мониторинговых процедур стал состав компетенций, определенный Профессиональным стандартом педагога. Профессиональный стандарт педагога определяет профессиональную ИКТ-компетентность как “квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно”. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
Содержание компонентов ИКТ-компетентностей
Общепользовательский компонент
● Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
● Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
● Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
● Клавиатурный ввод. Аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
● Навыки поиска в Интернете и базах данных.
● Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
● Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
○ Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
○ Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
● Организации образовательного процесса:
○ выдача заданий учащимся,
○ проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
○ составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
○ дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
● Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
○ ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
○ следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
○ используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
● Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
● Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
● Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
● Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
● Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
● Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
● Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
● Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
● Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
● Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
● Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
● Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
● Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.
● Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
● Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
● Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
○ литературные тексты и экранизации,
○ исторические документы, включая исторические карты (все предметы).
● Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
● Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
● Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
● Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
● Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Формирование перечня ключевых компетенций
На основании процитированного перечня ИКТ-компетенций был составлен перечень ключевых компетенций, формализованный в целях измерения как совокупность практических навыков (см. таб. 1).
Таблица 1. Ранжированный перечень ключевых компетенций.
№
|
Наименование
|
Ранг
|
1
|
Создание, редактирование и форматирование различных типов документов в прикладных средах
|
|
1.1
|
умение редактировать и форматировать текстовый документ
|
|
1.2
|
умение пользоваться встроенными средствами проверки орфографии
|
|
1.3
|
умение внедрять в текстовый документ графические, звуковые и видео объекты.
|
|
1.4
|
умение организовывать связи внутри документа и между документами, автоматическое оглавление текстового документа
|
|
1.5
|
умение редактировать и форматировать электронную таблицу, автоматизировать вычисления
|
|
1.6
|
умение строить и оформлять диаграммы в электронных таблицах
|
|
1.7
|
умение создавать презентацию, настраивать её показ и анимацию слайдов
|
|
2
|
Организация дистанционного взаимодействия
|
|
2.1
|
Умение создавать, отправлять и получать сообщения средствами электронной почты
|
1
|
2.2
|
умение создавать и настраивать блог, размещать в нём сообщения и комментарии
|
3
|
2.3
|
умение редактировать страницы сайта, вставлять на страницы различные объекты (рисунок, таблица, гиперссылка и др.)
|
4
|
2.4
|
умение создавать и настраивать сайты
|
5
|
2.5
|
умение пользоваться программами видеосвязи для проведения занятий, в т.ч. организовывать виртуальный рабочий стол
|
2
|
2.6
|
умение создавать и редактировать отдельные элементы курса в системе ДО Moodle
|
6
|
2.7
|
умение создавать и редактировать курсы в системе ДО Moodle
|
7
|
2.8
|
организация хранения файлов средствами облачного сервиса и настройка доступа к ним
|
2
|
3.
|
Планирование и управление занятостью
|
|
3.1
|
умение использовать сервис “Календарь” для создания совместных событий, расписаний и пр.
|
|
3.2
|
умение использовать геоинформационные системы (Google-карты, Яндекс карты, 2ГИС и т.п.) для планирования маршрутов (необходимо при участии в выездных семинарах, конференциях, при внешнем обучении, при использовании социокультурных городских пространств)
|
|
3.3
|
умение использовать сервисы онлайн заметок (Listik.ru, Goolink.ru; miniplan.ru и т.п.)
|
|
3.4
|
умение пользоваться доступными мобильными приложениями-планировщиками
|
|
3.5
|
умение использовать сервисы контроля времени (таймеры, секундомеры, программы контроля монотонности и др.)
|
|
4.
|
Использование и проектирование ЭОР
|
|
4.1
|
умение использовать отдельные задания готовых курсов ДО для организации обучения
|
|
4.2
|
умение экспортировать готовые курсы ДО на виртуальную площадку школы
|
|
4.3
|
экспертиза готовых курсов ДО на соответствие рабочей программе
|
|
4.4
|
создание видеоурока
|
|
4.5
|
умение проектировать интерактивные дидактические материалы
|
|
4.6
|
создание интерактивных дидактические материалов средствами различных технологий
|
|
4.7
|
создание отдельных заданий средствами различных сервисов (тест, тайм-лайн, профиль в соцсетях и пр.)
|
|
4.8
|
умение проектировать и создавать КИМы в соответствии с требованиями ФГОС к готовым дидактическим материалам
|
|
5.
|
Организация профессионального взаимодействия
|
|
5.1
|
участие в коллективном редактировании документов
|
|
5.2
|
совместное ведение блогов и сайтов
|
|
5.3
|
участие в сетевых профессиональных сообществах
|
|
5.4
|
участие в виртуальных экспертных группах
|
|
5.5
|
организация сетевых профессиональных сообществ
|
|
5.6
|
тиражирование собственного опыта средствами ИКТ
|
|
Значение поля “Ранг” в таб.1 измеряется по 7-ми балльной шкале и чем меньше значение, тем выше приоритет освоения. В каждой школе и набор ключевых компетенций, и ранговое значение для каждой из них должны определяться в зависимости от целей и задач развития, а также актуального состояния электронного образовательного пространства школы. В таб.1, в качестве примера приведены ранговые значения для раздела 2 “Организация дистанционного взаимодействия”. Как мы видим наиболее приоритетным является освоение каждым педагогом навыков работы с электронной почтой и средствами удаленной видеосвязи. Это обусловлено спецификой работы надомного отделения с группой детей с ОВЗ. В другой образовательной организации ранговые значения могут отличаться от приведенных.
Следует отметить, что достижение некоторых компонентов общепедагогической ИКТ-компетентности возможно только лишь в условиях достаточной технологической базы (соответствие требованиям ФГОС) (широкополосный интернет, доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды) и сильной мотивации педагога.
Реализация мониторинговых процедур
Проведение мониторинга педагогов осуществлялось с целью оценивания общепользовательского и общепедагогического (частично) компонентов ИКТ-компетентности посредством анкетирования с использованием форм Google “Диагностика ИКТ-компетентности педагога” и тестирования “Оценка ИКТ-компетентности педагогов”, реализованного в формате практической работы на компьютере. Оценивались умения: работать с компонентами пакета MS Office (Word, Excel, PowerPoint); общаться в соцсетях и профессиональных сообществах, обмениваться электронными письмами; отбирать и использовать в педагогической практике готовые ЭОР, создавать собственные; дистанционно поддерживать учебную деятельность; формировать электронное портфолио (своё и учащегося).
Состав ролей в системе ПК
Сегрегация педагогов (по результатам мониторинга) осуществлялась по двум признакам: уровень обученности и роль в системе ПК.
По уровню обученности весь педагогический коллектив был разделён на 3 основные группы: учителя высокого, среднего и низкого уровней информационной компетентности с возможностью последующего перехода из одной группы в другую.
Был определён следующий состав ролей: тьютор, звезда, наставник, ученик.
Тьютор - педагог, сопровождающий процесс достижения требуемого уровня ИКТ-компетентности и создающий для этого необходимые условия.
“Звезда” - педагог-новатор, самостоятельно добившийся значимых результатов в практическом применении ИКТ-компетенций и транслирующий свой опыт.
Наставник - педагог, осуществляющий присмотр за практическим применением знаний, полученных в результате повышения квалификации для реализации педагогических функций.
Ученик - слушатель.
Один и тот же педагог может совмещать в своем лице несколько ролей, например, “Тьютор-Звезда”, “Звезда-Наставник”, “Тьютер-Звезда-Наставник” или “Наставник-Ученик” (являясь наставником над слушателями, обладающими низким уровнем ИКТ-компетентности, и повышая свою профессиональную ИКТ-компетенцию под руководством “Тьютора-Наставника”, перенимая опыт “Звезды”). Роль “Звезда-Ученик”
может показаться необычной, но и новатору всегда есть чему поучиться.
Реализация описываемой системы повышения квалификации в нашей школе осуществлена посредством выделения из среды педагогов экспертной группы, в которую вошли педагоги, обладающие весьма высоким уровнем профессиональной ИКТ-компетентности; разработано “Положение об экспертной группе”. Состав ролей в экспертной группе и функционал каждой их них определены в таблице “Функции экспертной группы”, приведенной ниже.
Таблица 2. Функции экспертной группы.
Подгруппа
|
Функционал
|
Координатор
|
Осуществляет взаимосвязь всех участников дистанционного обучения, планирует и контролирует процесс ДО.
|
Эксперт -предметник
|
Педагог, осуществляющий проведение внутрикорпоративного обучения, проверяющий соответствие ресурсов сегментации учащихся и их уровня обученности, оценивает важность ресурса.
|
Модератор
|
Проверяет корректность наполнения матрицы образовательных ресурсов; актуальность ссылок; орфографических режим; соответствие ресурса кодификатору.
|
Тьютор
|
Обеспечивает повышение общего уровня ИКТ компетентности педагогов
|
Рекомендации по обучению
Для подготовки перечисленных специалистов педагогам высокого уровня ИКТ-компетентности (экспертам) рекомендуем дополнительно пройти внешнее обучение (АППО; СПбЦОКОиИТ; ИМЦ и т.д.).
Обучение учителей со средним и низким уровнем ИКТ-компетентности, согласно “Трёхуровневой системе повышения квалификации”, осуществляется своими силами: педагогами с высоким уровнем ИКТ-компетентности, согласно “Календарю внутрифирменного повышения квалификации”. В “Календаре…” назначаются дата и время консультаций, мастер-классов и семинаров по программе повышения квалификации, сроки проведения самоанализа, промежуточного и итогового мониторинга ИКТ-компетентности педагогов, по результатам которых слушатель может быть переведен в следующую компетентностную категорию.
Если ОО на своей базе разворачивает систему дистанционного обучения, то при определении временного интервала осуществления внутрифирменного повышения квалификации следует руководствоваться пособием “Модель системы дистанционного обучения” (диаграмма Ганта - модуль “Управление персоналом”: формирование графика внешнего обучения тьюторов, формирование внутришкольного графика мероприятий ПК, реализация программы повышения квалификации, самоанализ; промежуточный мониторинг компетенций).
Основные формы методической работы
Для достижения целей модернизации системы повышения квалификации необходимо интегрировать запланированные мероприятия в систему методической работы школы. В план работы методических объединений должны быть включены следующие направления работы, с последующей их детализацией (см. пособие “Модель системы дистанционного обучения”. Диаграмма Ганта) на уровне мероприятий:
● отбор и экспертиза ЭОР,
● создание инструментов планирования совместной деятельности (календарей и расписаний),
● проектирование траектории профессионального саморазвития педагога,
● формирование ЛИКС педагога,
● мониторинг фактического уровня педагогических компетенций,
● выравнивание компетентностного фона педагогического коллектива,
● ретрансляция извне нового знания,
● формирование инновационного типа поведения педагогов,
● взаимообучение.
Основными формами методической работы, направленными на развитие ИКТ компетентности педагогов, и реализации на практике заявленных направлений являются:
▪ постоянно действующий вебинар по вопросам внедрения ФГОС и повышения ИКТ компетентности;
▪ постоянно действующие онлайн семинары-практикумы;
▪ организация индивидуальных и групповых консультаций, в том числе онлайн консультации;
▪ мастер-классы;
▪ открытые уроки;
▪ мероприятия по формированию внутрикорпоративных стандартов (ЛИКС педагога, номенклатура курса ДО, функциональные обязанности педагога ДО и пр.,
▪ прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников (внешнее и внутреннее);
▪ проведение открытых мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов,
▪ виртуальные совещания.
Результаты модернизации системы повышения квалификации
Результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, умение работать в команде и самое основное - способность педагогов качественно подготовить и провести дистанционный урок, использовать электронные ресурсы. Результаты коллективной подготовки педагогов имеют отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и школы в целом. Оценка результатов подготовки педагогов на рабочем месте имеет то преимущество, что информация собирается из различных источников и эффективность подготовки в целом оценивается больше практическим путём, чем теоретически.
Подготовленный педагог способен:
▪ Интегрировать готовые учебные, методические и иные материалы в состав информационной среды учреждения.
▪ Обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой обучения в рамках реализации ФГОС.
▪ Формировать ресурсную базу.
▪ Применять широкий спектр инструментов дистанционного обучения
▪ Использовать все многообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное или групповое обучение.
▪ Обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ-технологии
Использованные источники:
1. Дмитренко Т.А., Богданова Л.В Модель повышения квалификации различных категорий педагогических работников на основе дистанционного обучения. Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
2. Лопужина Е.В. Возможности сайта «школа дистанционного обучения Курортного района в системе повышения квалификации педагогов в области ИКТ” Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
3. БариноваТ.П. КазаковаВ.Н. КарюкинаС.В. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде. Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том IV Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
4. Ключева Е.Е, Савицкая Г.С. Повышение квалификации педагогов через сетевые проекты и тренинги Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том III Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
Поделиться: