Авторcтво: Иванова Юлия Гарриевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №108 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Дени Дидро
Расскажу вам о некоторых педагогических идеях, приемах, позволяющих поддерживать и развивать столь естественную и увлекательную тягу к рисованию у детей раннего возраста.
Каков же психологический смысл интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок раннего и младшего возраста?
Так известный петербургский психолог М.В. Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» формулирует, что «на примере раннедетских рисунков взрослый может наглядно увидеть последовательность фаз строительства детской умозрительной картины мира. Умозрительной — т.е. обобщающей достигнутое собственным умом понимание того, как устроен мир. Это понимание ребенок воплощает в своих рисунках и тем самым дает нам возможность хотя бы частично увидеть результаты грандиозной работы, невидимо совершающейся в его душе». Итак, накапливая свои представления о мироустройстве ребенок изо дня в день совершает все новые и новые открытия. Давайте кратко проследим главные из тех, что фиксирует его рисунок.
Этапы нормативного развития рисунка.
Как известно, первой стадией детского рисования являются графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или другой инструмент на поверхности листа бумаги, стола, стены и т.п. . Это точки, пятна, линии разной формы. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Ребенок с большим удовольствием испещряет листы бумаги «каряками-маряками» [1]. Некоторые авторы выделяют этот период, как доизобразительный, длящийся до 2,5 - 3 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ребенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».
Постепенно у ребенка появляется возможность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными. И наконец, появляется образ предмета, непроизвольно возникающий из каракулей и подсказанный только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, – называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» – ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко… Конечно, «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения, но новое в нем – это отношение к рисунку самого ребенка [2].
В 3–3,5 года ребенок переходит к следующему периоду – изобразительному. Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий. Стадия примитивных изображений (3–5 лет). У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похожих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходящие линии, а также рот. «Это мама и Таня», – говорит ребенок. Так в рамках данной стадии дети рисуют головоногов (человек представлен только двумя элементами: головой и ногами) [2].
Далее будет прослеживаться стадия схематических изображений (5 лет) и стадия правдоподобных изображений
(с 5,5 лет), стадия реалистичного изображения (6 лет), но это уже рисунки детей не рассматриваемого нами в этой статье возраста.
О развитии детского рисунка можно рассказать еще очень и очень многое: и то как ребенок осваивает понятие «край бумаги», и как начинает определенным образом организовывать пространство листа бумаги, выделяя линию «земли», линию «неба» и о выборе цветовой гаммы и т.д. Не углубляясь в дальнейшие подробности развития детского изобразительного языка, отметим только, что у нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи значимой информации при помощи рисунка.
И все-таки необходимо особо подчеркнуть основной психологический вывод, высказанный Осориной М.В.: «Подавляющее большинство взрослых не понимает того, что ребенок строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не его зримый аналог. Для них является важной внешняя похожесть рисунка на то, что видят наши глаза. Взрослым не нравится, что ребенок рисует «идею» неба, «идею» земли при помощи условной линии или полосы, не так, как они видны в натуре или привычно изображаются на рисунках взрослых людей… Таким образом, взрослые подталкивают ребенка к тому, чтобы он рисовал в соответствии с принципами построения изображений, свойственными культуре взрослых, хотя эти принципы достаточно долго остаются чужеродными психической организации ребенка и внутренне ему непонятны. Тем самым взрослые заметно обедняют детское рисование, лишая его наиболее высокой, «мироустроительной» функции, а детское творчество — внутренней самостоятельности».
Учитывая вышесказанное, мы как педагоги и родители обязаны личные усилия отдельного ребенка в попытках моделировать мир, пополнить техническими навыками и умениями. Поэтому далее обсудим вопросы педагогического руководства изобразительной деятельностью ребенка.
На занятиях по изобразительной деятельности дети 2-3 лет учатся рисовать и лепить, узнают, как с помощью карандаша, кисти, комка глины можно получить простейшие изображения.
Педагог прежде всего, предлагает детям рассматривать доступные их пониманию произведения изобразительного искусства: картинки с отображением явлений природы в разное время года, иллюстрации в книгах, книжках-игрушках, в которых дан художественный образ персонажей (например, русские народные сказки с иллюстрациями Ю.Васнецова). Педагог принимает активное участие в процессе рассматривания, помогая ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Дети знакомятся с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре на деревянной лошадке-качалке, любуются нарядным сарафаном на матрешке и т.д. Воспитатель стремится вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку [3]. Благодаря тому, что дети постепенно приобретают художественный опыт в процессе восприятия понятных, доступных произведений искусства, их собственная изобразительная деятельность обогащается. Они быстрее учатся «читать» свои рисунки, замечают очертание линий, форм, сочетание цветовых пятен.
Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать, лепить. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что для раннего возраста особенно характерны индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.
Основное место среди методов обучения в первой младшей группе занимает сотворчество воспитателя с детьми. Например, педагог создает на больших листах панораму осенних деревьев, сказочного ночного леса, изображение елки, домов и т. д.[5] Дети дополняют эти картины тем, что рисуют листья, снег, огни. Процесс сотворчества полезен для художественного развития маленьких детей, так как дает им возможность воспринимать явление в двух планах: незаконченное и окончательное. Второй вариант представляет особую значимость для развития эстетического восприятия, т.к. при участии детей на небе «зажглись огни», на деревьях «распустились листья», «на земле «выросли цветы» [4].
Нужно также отметить, что малыши в 3-4 года осваивают технические навыки: учатся правильно держать карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать рукой. Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время рисования. В первой младшей группе нет занятий аппликацией, но мы предлагаем детям раскладывать на фланелеграфе силуэты знакомых персонажей, из частей составлять изображение предметов, несложные композиции («домик с елочкой», «зайчик под елкой», «тележка» и т.д.). Это подготовит малышей к аппликации.
Обучение проходит в игровой форме, которая помогает воспитателю поддержать интерес к изобразительному виду деятельности. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования, лепки. Образ для них становится живым. Малыши подражают гудку машины, разговаривают с воображаемым зайчиком, угощая его вылепленными морковками, дети рисуют для ежиков грибы и яблоки.
Нужно отметить, что рисование красками (гуашь) в младшем дошкольной возрасте является приоритетным, так как цветовые пятна создают цветовую гармонию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно-синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветом мазков создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней» [4].
Начиная с первой младшей группы, рисование, лепка имеют место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Во время прогулок малыши рисуют на земле, лепят из глины, создают с помощью форм постройки из песка. Эта деятельность обогащает опыт каждого ребенка, способствует приобретению новых знаний об окружающей действительности. Важно, чтобы этот процесс проходил не только в детском саду, но и в семье. Именно поэтому я знакомлю Вас с особенностями педагогического руководства рисованием, лепкой в нашем детском саду, чтобы помочь Вам организовать подобную деятельность и в семье.
Использованная литература:
-
М. В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Издательство "Питер", 2000г., 2е издание
-
И.А. Шляпникова. «Проективные методы психодиагностики». Издательство ЮУрГУ, 2005г.
-
Т.Г. Казакова. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006г.
-
Т.Г. Казакова. «Развивайте у дошкольников творчество». Издательство «Просвещение», 1985г.
-
Т.И. Гризик. «Маленький помощник». Издательство «Просвещение», 2013.
Поделиться: