Авторcтво: Гришко Лариса Владимировна, воспитатель ГБДОУ детского сада №119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
«Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и реализована педагогической практикой…»
Л.Н. Павлова
Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто период раннего детства недооценивают, а работу воспитателей в группах раннего возраста считают «работой с горшками». Думаю, это точка зрения не самых компетентных людей. Ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.
В последнее время мы все чаще слышим понятие «успешный человек». Что подразумевают под ним? Конечно, совокупность определенных знаний и умений немаловажна, но это не главное. Наверное, под успешностью понимают умение принимать нестандартные решения, находить выход из трудных ситуаций, быть предприимчивым и уверенным в своих силах. Первоисточником успешности можно считать тот уровень развития, которого ребенок сможет достичь в первые годы жизни, научившись взаимодействовать с окружающим миром и понимать его закономерности. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. И особая роль в этом отводится нам, педагогам дошкольных учреждений.
Психологи и педагоги отмечают, что на этапе первых трех лет жизни ребенка сенсомоторное развитие имеет приоритетное значение. Именно оно является базисом интеллектуального развития. Сенсомоторная потребность, то есть потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
На третьем году жизни более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом, использование кнопок, молний, пуговиц на игровых пособиях. То есть развивается мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни, в том числе мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Очевидно, что невозможно нарисовать желтое солнышко или «нарядить» новогоднюю елку на панно, повесив на пуговицы красные, желтые, синие шарики, без активной помощи пальчиков. Также сложно себе представить любую игру детей раннего возраста без «включения» их общей двигательной активности. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в движении в большой мере определяет прогресс развития функций мозга ребенка. Понятия «сенсорное развитие» и «моторное развитие» тесно связаны друг с другом, поэтому я говорю именно о сенсомоторном развитии ребенка. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Думаю, с уверенностью можно сказать, что ранний возраст – это «золотая пора» сенсомоторного воспитания.
Конечно, в магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры для сенсомоторного развития детей раннего возраста, и мы с коллегой тоже приобретаем некоторые из них. Но мне кажется то, что сделано своими руками, особенно любимо малышами. Пригодится все: оставшиеся от предыдущих «творений» клубки и клубочки ниток, тесьма и ленточки «допотопных» времен, «бабушкина» вата, залежавшиеся кусочки ткани, кнопки всевозможных размеров, «ненужные» и нужные пуговицы. Вспоминаю и благодарю родителей, с помощью которых я собирала и копила это «богатство», из которого «рождаются» необычные игрушки, панно, пособия. Они наполнены нашим теплом, вниманием, заботой; глубоко и ясно выражают идею, которую мы хотим донести детям.
Изготавливая свои пособия, я стараюсь создавать условия для интенсивного накопления детьми разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре и, одновременно, развития мелкой моторики. Включая в наши игры элементы двигательной активности, мы способствуем и физическому, и умственному развитию детей.
Как показывает практика работы с детьми раннего возраста, малышей часто знакомят всего с тремя-четырьмя цветами или формами и требуют обязательного их называния. Я полностью согласна с мнением Л.А. Венгера, Л.Н. Павловой: «Такая практика мало способствует сенсорному развитию детей, не соответствует их психофизиологическим возможностям». Ведь окружающий мир многообразен, многоцветен, и тем восхитителен и заманчив. Мы не можем и не вправе изолировать детей от этого многообразия, сужать их представления о мире только потому, что наши дети – раннего возраста.
Создавая панно или какое-то иное дидактическое пособие, я стараюсь сделать его так, чтобы оно привлекало внимание детей, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции. Таким образом, те игры на сенсомоторное развитие, которые я предлагаю детям, помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом.
Каждый день, каждую минуту мир расширяет перед детьми свои горизонты. Накапливая впечатления об окружающем, вместе с малышами мы ежедневно отправляемся в увлекательное и полезное путешествие в мир природы (наши прогулки), с которым их необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться. Ежедневно мы с детьми наблюдаем за изменениями природы. А в группе ребята с удовольствием вспоминают о проведенной прогулке, о том, что им больше всего понравилось, что запомнилось. На красочных панно малыши с удовольствием отображают те изменения в природе, которые они заметили на улице: изменилась окраска листьев на деревьях или листики совсем опали; увидели ли они цветущие деревья или на них уже созрели яблочки (на территории нашего детского сада, действительно, «живут» любимые воспитателями и детьми яблоньки). Ярко ли светило солнышко, а, может, шел дождь? Видели ли мы на небе облака, и какого они были цвета, формы? После зимней прогулки, мы с удовольствием вспоминаем, что снег был мокрый, и мы весело лепили снеговика. А потом, в группе, с интересом пытаемся «слепить» снеговика на панно, сравнивая и подбирая «снежные комы» нужного размера.
Летом вместе с детьми мы наблюдаем и восхищаемся красотой цветов, уточняя их цвет и размер; с помощью наших пальчиков «высаживаем» их на «зеленую полянку». А потом все вместе любуемся результатом своего творчества, отмечая как бережно надо относиться к природе, не рвать и не мять траву, цветы… Накапливая представления о цвете, мы восхищаемся таким природным явлением, как радуга и отображаем его на красочной ширме. Рассматривая и играя в группе с сороконожкой из обыкновенных пуговиц, подобрав к ее цветным ножкам тапочки нужного цвета или прикрепив на крылышки божьей коровки красивые яркие пятна (отмечаем форму пятен и цвет), мы решаем не только задачи сенсомоторного развития. Одновременно дети понимают, что не надо бояться насекомых, наоборот, ими нужно любоваться, оберегать; но… не брать в руки. «Хотите лучше рассмотреть – приближайтесь очень осторожно, потихоньку, не обижая и не мешая маленькому существу». А познакомиться поближе мы можем в группе, рассматривая жучка, бабочку, гусеницу на нашем игровом панно.
В зависимости от возраста малышей, особенностей их развития, настроения я стараюсь корректировать содержание наших игр. Это позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к малышам, но и вносит дополнительную новизну, интерес в наше общение.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»
В.А. Сухомлинский
Вместе с нашими малышами мы любуемся красотой природы; играя, создаем красоту; радуемся тому, что мы видим и можем создать. Иными словами, творим и вместе развиваемся. Именно вместе, потому что и я многому научилась и продолжаю учиться у моих малышей. Ведь это они подтолкнули меня к тому, чтобы мое увлечение рукоделием превратилось в наше совместное творчество. Сам процесс изготовления пособий, панно, игрушек от размышления над идеей до пришивания последней бусинки, доставляет мне колоссальное удовольствие. Конечно, это занимает много времени и требует большого труда, определенных умений. Но, я думаю, результат стоит того. Наблюдая за каждым из моих малышей, я стараюсь придумать такие «игрушки», предлагать им такие игры-задания, которые могли бы вызвать у них радость, восхищение, удивление; заинтересовать их, а это, конечно, и есть главное условие успешности нашей с ними деятельности.
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность»
Б.П. Никитин
Каких результатов мы достигли? Наверное, самое главное – это эмоциональный отклик на нашу деятельность, который мы видим и со стороны детей, и со стороны родителей, и наш собственный. И через этот отклик мы развиваемся и развиваем наших детей, в том числе их сенсомоторные способности - определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.
Надеюсь, что тот багаж опыта, который накоплен моими малышами за время нашей совместной деятельности, будет служить им прочной основой для их дальнейшего развития в детском саду, дома, в школе. А ведь это и есть наша конечная и самая главная задача – всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
«Все солнца Вселенной,
Все звезды ее,
Легкость эфира,
Гладь океанов
И ласку Земли
Сложим в едином
Порыве любви
И сердце свое
Принесем на ладонях
К подножию детской судьбы»
Л.Н. Павлова
Литература
1. Афанасьева И.П. «Маленькими шагами в большой мир знаний». Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005. – 128с.
2. Широкова Г.А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». Диагностика. Игры. Упражнения. Серия «Школа развития». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. – 256с.
3. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2000. – 152с.
4. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с.
5. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» - Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007. – 32с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208с.
7. Демина Е.С. сост. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»: Учебно-методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
8. Павлова Л.Н. «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста»: Практическое пособие - Москва: Айрис-пресс, 2006. – 208с.
Поделиться: