Поиск по сайту

Эффективные инструменты для формирования экологической культуры обучающихся: игровые методы в экологическом воспитании


Авторcтво: Мячина Елена Ивановна, педагог дополнительного образования, Егорова Алла Ивановна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье приводятся успешные эколого-образовательные практики, реализуемые на основе проектной деятельности (воспитательный проект «Стань частью решения, а не проблемы!»)  и использовании игровых методов в художественно-прикладном отделе Центра творчества и образования. Особое внимание уделяется организации экологических квизов.

Ключевые слова: экологическое воспитание, культурное и природное наследие, экологическая культура, воспитательный проект, экологическая игра,  квиз.

         В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Основой развития общества будущего должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно формировать с детства. Важно именно сейчас привлечь внимание детей к проблемам экологии, воспитывать в них бережное, вдумчивое, заботливое отношение к природе; формировать ответственную позицию за будущее своей страны и планеты в целом. И, конечно, развивать навыки взаимодействия в коллективе, умение объединяться и договариваться для совместного решения проблем.

        1 января 2025 года в России началась реализация нового нацпроекта «Экологическое благополучие», который пришел на смену проекту «Экология». Его цель – сохранение и восстановление окружающей среды для улучшения экологического благополучия [2]. Реализация федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодёжь и дети» ставит актуальные задачи использования в образовательных программах культурного и природного наследия народов России и реализации образовательной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей [1].

В этой статье мы хотим поделиться опытом того, как мы подходим к решению этих вопросов в Центре творчества и образования Фрунзенского района.

        На протяжении ряда лет в художественно-прикладном отделе Центра творчества и образования (ЦТиО) Фрунзенского района реализуется межстудийный воспитательный проект «Стань частью решения, а не проблемы!». Он задумывался, как система мероприятий для привлечения внимания детей к проблеме сохранения природных богатств нашей Родины. Основная особенность проекта заключается в комплексном подходе к формированию представления об экологической культуре личности, которая служит одной из основ общечеловеческих ценностей.

Цель проекта: воспитание осознанного ответственного бережного отношения детей к природному наследию России. Достижение цели определялось решением следующих задач: формирование представлений о проблемах окружающей среды родного края и планеты в целом; стимулирование детской инициативы в решении экологических проблем; развитие навыков ответственного поведения, способствующих сохранению природы; формирование умения детей привлечь внимание окружающих к экологическим проблемам через выполнение творческих работ, практическую деятельность; развитие навыков командной работы и сотрудничества.

В процессе реализации нашего проекта мы выявили наиболее эффективные подходы: актуализация уже имеющихся знаний у детей, дополнение их новой информацией, вызывающей эмоциональный отклик; мотивация детей к сохранению окружающей среды.

Традиционно в коллективах отдела проводятся мероприятия, посвященные экологическим датам, таким как: «Всемирный день моря», «Международный день птиц», «Международный день Земли». Эта воспитательная практика включает в себя множество методов и приёмов. К ним относятся экологические акции («Творим красоту» по посадке цветов вокруг ЦТиО, «Создай кормушку для друзей!», создание листовки «Обращение к жителям планеты» и др.), интерактивные беседы («Море в опасности», «Сохраним природу – сохраним себя!» и др.) экологические игры-квизы («По морям, по волнам», «Привет, пернатые!», «День Земли»), игровые программы («Птицы и фольклор» и др.), выставки творческих работ («Мусорные шедевры» и др), тематические инсталляции в оформлении холлов ЦТиО («Наш день птиц» и др), мастер-классы и творческие мастерские, виртуальные выставки и другие увлекательные мероприятия.

       Так, например, в коллективах отдела в сентябре ежегодно проводится «Неделя моря». Ребята вместе с педагогами рассуждают о значении моря в жизни человека, говорят о проблемах, связанных с экологией мирового океана, размышляют о последствиях бездумного отношения людей к природным ресурсам. На занятиях дети выполняют творческие работы на морскую тему. Лучшие работы становятся экспонатами выставки «Море зовет» и инсталляций в холлах ЦТиО. В день открытия выставки проводится межстудийный экологический квиз «По морям, по волнам».

Не секрет, что для ребенка любого возраста самым увлекательным видом деятельности остается игра. Особенно интересным нам показался формат экологической игры – квиза.

       Квиз – это командная интеллектуальная игра, в которой участники за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из самых разных сфер знания. Такие игры наилучшим образом способствуют повышению интереса к экологии, развитию навыков командной работы, усвоению информации и применению полученных знаний на практике. Игра проводится с использованием компьютерных технологий и предполагает наличие разноплановых раундов.

Как же организовать экологический квиз? Подготовка к игре требует не малых усилий, со стороны организаторов. На просторах Интернета представлено множество информации на эту тему. Анализируя ее, мы пришли к выводу, что секреты успеха проведения подобный игры, кроются в соблюдении следующих условий:

-       актуальность темы;

-       четко продуманный план и подробно прописанный сценарий;

-       динамичность проведения игры;

-       наличие визуального материала и реквизита;

-       наличие интересных фактов о простых понятиях;

-       разнообразие тематики вопросов;

-       разноплановость раундов.

Кроме того, очень важно правильно сформировать состав команды. Любая командная интеллектуальная игра по факту является мозговым штурмом, т.е. в команде должны быть: генераторы идей – самые эрудированные участники; критики – дети с критическим и логическим мышлением; логики – дети с логическим и аналитическим мышлением. Следует отметить, что капитаном может быть не обязательно самый эрудированный участник команды, а самый коммуникабельный, который может правильно вести обсуждение. При разработке плана игры мы уделяем особое внимание разнообразию раундов и их соответствию возрасту аудитории. В квизе для детей 7–10 лет, посвященном «Дню птиц», мы использовали такие раунды, как «Верю – не верю», «Узнай птицу», «Самые-самые», «Вопросы от блондинки», «Птичьи разговоры», а также «Птицы и фольклор». Игра началась с демонстрации презентации «По страницам Красной книги». Она наглядно и красочно обозначила проблему сохранения птиц. Участники узнали о редких и исчезающих видах, их уникальных особенностях и причинах сокращения численности. Чередование серьезных и шутливых раундов позволило нам поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес участников на протяжении всей игры. Для младших школьников мы старались подбирать задания, которые не только проверяли их знания, но и развивали логику, внимание, наблюдательность, умение делать выводы. Например, отыскивая правильный ответ в раунде «Верю-не верю» дети узнавали о той пользе, которую птицы приносят человеку. Вопросы от «блондинки» включали забавные и неожиданные задания, которые заставляли участников не просто весело провести время, а задуматься. Использование аудио- и видеоматериалов в раунде «Птичьи разговоры» помогло детям услышать голоса птиц, увидеть их в среде естественного обитания и лучше понять их особенности. В раунде «Птицы и фольклор» мы рассказывали интересные истории, вспомнили приметы и пословицы, связанные с птицами, что позволило детям узнать больше о культурном наследии и природе. Такой подход к организации игры делает её увлекательной и познавательной, а также способствует развитию у детей любви к природе и животному миру.

        Наши экологические квизы, включают в себя вопросы о биологическом разнообразии морских и наземных экосистем, о проблемах загрязнения окружающей среды, о мерах по сохранению природных ресурсов и т. д. Прежде всего, поднимаемая проблема должна быть понятной, значимой и близкой для ребенка, вызывать у него желание решать ее. Особым образом составляются и вопросы к игре. Они имеют характер практических кейсов, основанных на реальных фактах и событиях. Это делает игру актуальной и интересной для участников, позволяет познакомить детей в игровой форме с национальными проектами России по экологии. К подготовке вопросов часто привлекаются дети и родители под руководством наставников. Во вступительной части ведущие знакомят детей с историей возникновения праздника и с проблемой, на решение которой он направлен. Они актуализируют знания о значении окружающей среды и её обитателей в жизни человека, о последствиях в живой природе, вызванных бездумными действиями людей. В помощь приходит демонстрация небольших просветительских видеофрагментов. Так, например, проблема загрязнения морей наглядно показывается в ролике «Мусорное пятно». Подобные демонстрации неизменно вызывают интерес и яркий эмоциональный отклик у детей.

       Чтобы стимулировать у участников интерес к деятельности, один или несколько раундов наших экологических квизов имеют характер практической игры. Например, в квизе, посвящённом Дню Земли, детям предлагалось, от имени Департамента природопользования и охраны окружающей среды, составить памятку для пользователей об экономии воды дома. Задание дети выполняют на «фирменном бланке», разработанном специально для этой игры. В конце же, после проверки выполнения задания, озвучивается реальная листовка, выпущенная подобным департаментом города Москва. Такой подход позволяет детям ощутить себя в реальной ситуации, понять, что их усилия имеют практическое значение.

       В игре «Определи срок разложения» участники приглашаются в исследовательскую лабораторию, где получают «кейс» — пакет с образцами мусора. Их задача — определить сроки разложения каждой категории отходов и заполнить таблицу. В ходе игры участники делают для себя настоящие открытия, так как большинство из них никогда не задумывались о том, что обычная пластиковая бутылка остаётся в неизменном состоянии в земле до 400 лет, а памперсы не разлагаются до 500 лет. Эта игра всегда проходит с большим оживлением и энтузиазмом.

       В финале таких квизов особое внимание уделяется эмоциональной рефлексии участников. Так, участникам квиза «По морям, по волнам» предлагается после прочтения сказки «О нефтяной рыбке» составить мини-листовку с обращением к жителям планеты от имени обитателей водных ресурсов. Свои воззвания участники пишут на флажках или фигурках рыбок, которые затем становятся частью общей инсталляции, размещённой в холле ЦТиО. В финале квиза, посвящённого Дню Земли, участники совместными усилиями, выполняя игровые задания, выводят «Формулу осознанного потребления».

      В чем же выражается результат использования игровых подходов в экологическом воспитании?

 - Ознакомление с проблемами окружающей среды: дети получают знания о причинах загрязнения и важности сохранения природных ресурсов.

 - Формирование ответственности: дети осознают свою роль в защите планеты и понимают, что будущее зависит от каждого.

 - Сплочение коллектива: квизы помогают создать позитивную атмосферу, развивают навыки командной работы и сотрудничества.

 - Получение новых знаний: дети узнают о биоразнообразии и важности его сохранения.

 - Приобретение практических навыков: они учатся сортировать мусор, экономить ресурсы, сажать растения, строить кормушки и создавать просветительские материалы.

 - Укрепление семейных ценностей: практика способствует семейному общению и сотрудничеству.

      Эффективность практики оценивается на основе анализа результатов мероприятий. Мы анализируем количество участников, их интерес к выполнению заданий, а также уровень эмоционального отклика. Кроме того, мы проводим анкетирование и опросы участников. Интересной формой обратной связи оказалось интервью участников. Особое внимание уделяется отзывам родителей, поэтому были разработаны анкеты и для них. Это позволяет лучше понять, как наши практики влияют на формирование у детей чувства ответственности и экологической культуры. Такая система оценки позволяет постоянно совершенствовать наши практики и делать их более эффективными и интересными для участников.

      Проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся при подготовке и проведении мероприятий проекта. Прежде всего, это большая трудоемкость. Подготовка к проведению таких мероприятий требует от организаторов значительных усилий по разработке дидактических материалов и затрат времени. Использование игровых методов в экологическом воспитании может стать эффективным способом формирования экологической культуры и ответственности у обучающихся. Однако важно помнить, что это лишь один из подходов, который должен быть адаптирован под конкретную аудиторию и выбранную форму мероприятия. 

      Участие в таких играх не только развивает у детей навыки командной работы, критического мышления и креативности, но и воспитывает в них ответственное отношение к природе, стремление к её защите. Практическая направленность квизов делает их интересными и полезными, превращая обучение в увлекательное приключение, которое помогает формировать экологическую культуру с самого раннего возраста.

Литература

1.                 Национальный проект «Молодёжь и дети» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/914/about/

Национальный проект «Экологическое благополучие» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/rugovclassifier/91

Поделиться: