Поиск по сайту

Интеграция уроков ИЗО и технологии – средство воспитания творческой, всесторонне развитой личности


Авторcтво: Жданова Татьяна Владимировна, учитель ИЗО, Свирид Нила Васильевна, учитель технологии ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Преподавание изобразительного искусства на основе межпредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся.

Именно на уроках изобразительное искусство есть возможность создать условия для сохранения интереса к учебной деятельности. Разнообразие изучаемого материала, применение разных художественных техники и материалов, способствует увлеченной работе обучающихся на уроках.

     Основная цель современного воспитания – это воспитание творческой, всесторонне развитой личности.

Интеграция уроков изобразительного искусства и технологии способствует формированию познавательного интереса учащихся к целостной картине мира. На таких уроках учащиеся могут на практике применить знания из разных областей для решения одной задачи.

     Народные промыслы России отражают особенные черты и традиции русской национальной культуры. Разделам народные промыслы России отведено много места в общеобразовательных программах по изобразительному искусству и технологии. Изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства народов России формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Демонстрирует органическую связь с трудом, бытом и природой.

     Цель интеграции уроков изобразительного искусства и технологии – способствовать воспитанию гармонично развитой личности. На таких уроках можно воздействовать на учащихся всем комплексом фольклорных средств. При знакомстве с творчеством народных мастеров мы не только рассматриваем и запоминаем характерные особенности их изделий, но и сами можем попробовать себя в роли творца. Здесь приобретается не только опыт работы. Учащиеся проникаются уважением к своему народу, гордостью за свою национальную культуру.

     Одна из задач интегрированных уроков ИЗО и технология – это допрофессиональная подготовка. Знакомство с различными технологиями направляет учащихся к осознанному выбору профессионального направления.

     Проведение интегрированных уроков изобразительное искусство и технология позволяет соединить получаемые знания в единую систему. На таких уроках ребята учатся сопоставлять декоративные и художественные образы. Они анализируют, рассуждают и приобретают опыт владения специфической терминологией. Благодаря таким урокам знания становятся прочными и хорошо осознанными.


Тема урока: «Образ птицы в народном искусстве».

Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства.

Цель урока

Способствовать расширению познавательных интересов учащихся к декоративно – прикладному творчеству.

Задачи урока

Образовательная – продолжить совершенствовать навыки работы в преобразовании материала в продукт труда, осознанно подбирать необходимые к обработке материалы для работы в соответствии с поставленной задачей, отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность.

 Развивающая - совершенствовать образное мышление, творческую фантазию и воображение, расширять художественный кругозор, эстетическое восприятие действительности.

Воспитательная - воспитывать уважение к народным традициям, истории родного края, способствовать патриотическому воспитанию учащихся формировать ответственное отношения к учению, интерес к предметам технология и изобразительному искусству.

Формы, методы обучения

Фронтальная, индивидуальное обучение, групповая форма.

Методы: лекционный, беседа, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемый результат обучения

Личностные УУД: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, традиционным ценностям народов России. Осознание возможностей самореализации и адаптации в будущей профессиональной деятельности. Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. Развитие качеств личности: целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.

Познавательные УУД: для решения учебной задачи уметь самостоятельно находить и отбирать необходимую информацию из справочников, интернет ресурсов, преобразовывать информацию из одной формы в другую: обобщать информацию текстового материала при построении диалогов.

Коммуникативные УУД: четко и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою, организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления, составлять план выполнения учебной задачи под руководством учителя, оценивать ход и результаты выполнения учебной задачи, анализировать успехи и недостатки проделанной работы.

Предметные УУД: совершенствование практических умений использовать полученные знания, развитие умений преобразования материала для решения практических задач с помощью применения различных технологий.

Межпредметные связи: история, технология, искусство, литература.

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация.

Для учащихся: Инструкционные карты, шаблон, карандаш, линейка, ножницы, клей, цветная бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, карточки-задания.

Ресурсы  

1.Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова «Технология»: 6 класс: учебник / М.: Просвещение, 2021.

2. Шпикалова, Т. Я.Изобразительное искусство. 5-9 классы: программы общеобразователь­ных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2015.

3. Шпикалова, Т. Я.Изобразительное искусство: учебник для 6кл. общеобразоват. Учреждений.Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвеще­ние, 2015.

4. http://wikipedia.org/wiki-свободная энциклопедия «Википедия»;

Структура урока

1. Организационный момент. Приветствие (2 мин).

2. Актуализация знаний (5 мин).

3. Усвоение новых знаний (15 мин).

4. Практическая работа (15 мин).

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

(8 мин).

6. Информация о домашнем задании.

Уборка рабочих мест. (2 мин).

 

Содержание этапов урока

 

 

Этапы урока

 

Учитель

 

Ученики

Организационный момент

Слайд 1

Учитель ИЗО

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам пришли гости – поприветствуем.

Учитель технологии

Сегодня наш урок необычный. Мы будем проводить урок технологии и изобразительного искусства вместе.

Настраиваются на урок. Проверка организации рабочего места.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Слайд 2

На доске слайд презентации. На

слайде изображение птиц в разных видах ДПИ.                               

- Ребята, чем могут привлекать эти изображения?     

- Что общего в этих работах? Какой образ их объединяет?

- Кто же создал эти прекрасные работы?

- Молодцы!

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какой будет тема нашего урока? 

Слайд 3       

- Какие задачи на уроке мы можем с вами поставить?

- Ребята, что означает образ птицы в русском народном искусстве?



Обучающиеся выдвигают варианты ответов: (Красивые, ярки...)

 

Обучающиеся (Образ птицы)

 

Обучающиеся (народ, творческие люди)

 


 

Обучающиеся (Образ птицы в народном искусстве)

Обучающиеся (познакомиться с образом птицы, научиться создавать птицу)

      (счастье, любовь, благополучие)

Усвоение новых знаний.

Практическая работа

 

Учитель ИЗО

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а .

Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!

Этот образ может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несёт с собой людям счастье, свет, удачу.

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить:

в вышивке Слайд 4

                                                    

в народных промыслах гжели Слайд 5

хохломы   Слайд 6

 

городецкой росписи Слайд 7

дымковской игрушке Слайд 8

птицы – свистульки филимоновские игрушки Слайд 9

Изображали птиц на предметах быта: прялках разделочных досках Слайд 10

Щепную деревянную птицу стали делать на Руси еще более трёхсот лет назад.

Птица счастья издревле была хранительницей семейного счастья и благополучия у русских людей.

Изготавливается этот оберег обязательно из дерева, так как дерево несёт с собой положительную энергетику. Слайд 11

 

Учитель технологии

- Ребята, на занятиях по ВНД мы с вами тоже обращались к образу птицы. И даже провели исследовательскую работу на эту тему.

      Слайд 12

- Посмотрите на слайд с работами. 

-Девочки, поделитесь пожалуйста результатами своей работы.

-Милана, покажи нам свою работу и расскажи, что узнала нового.

- Саша, Даша, Ульяна, поделитесь интересной информацией.

 

 

Учитель ИЗО

- Ребята, эти птицы несут людям добро, радость и утешение.

Что мы можем сделать своими руками, чтобы сберечь счастье в наших семьях, чтобы царил мир, благополучие, любовь?

 

- Как вы понимаете это слово (оберег)?

 

КАРТОЧКА 1 (Приложение 1)

- Ребята, прежде чем мы продолжим урок, давайте проведём итог проделанной работы. Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах.

Объяснение работы с карточкой

Слайд 13

- Посмотрите на слайд и установите соответствие. 

Обратите внимание на критерии оценивания.

Всё верно – 5

1 ошибка – 4

2 ошибка – 3

-Ребята, выполняйте работу.


Поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. 

 - Ребята, были ли трудности при выполнении этой работы?

Собрать карты у учащихся.

   Молодцы, ребята!

 

Физкультминутка.

- Ребята, вы, наверное, устали. Облокотитесь пожалуйста, на спинку стула, закройте глаза. Закрытыми глазами поводим вправо, влево. Откройте глаза. Продолжим нашу работу.

 

Учитель технологии

- Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою   птицу-оберег из доступного нам материала.

 

- Ребята, нам для работы потребуется: ткань, нитки, любой наполнитель, ножницы, карандаш и линейка.

 

Инструктаж ТБ. (работа с ножницами)

- Прежде чем мы с вами приступим к выполнению работы, вспомним технику безопасности.

- Как правильно пользоваться ножницами?

 

- Ребята, обратите внимание на таблицу с критериями оценивания. Постарайтесь соответствовать им в работе. 

Слайд 15

Учитель зачитывает критерии

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.  

- Девочки, у вас на столах лежат технологические карты с поэтапным выполнением работы.  

- Давайте рассмотрим. (Приложение 2)                                                                                                                                                 

Учитель поясняет ход работы.

Слайд 16 -21

- Ребята, есть ли у вас вопросы?

- Можете приступать к работе.

Учитель может давать советы по ходу урока.

 

 

Обучающиеся рассказывают о птицах славянской мифологии и представляют свои творческие работы.

 

Феникс. (Милана) Эта легендарная птица обладает способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. И она издавна является олицетворением бессмертия и вечной молодости, обновления и возрождения природы и человека.

Алконост. (Саша Д.) Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы.

Но самое удивительное, что есть в этой птице, - это чудесный завораживающий голос, приводящий людей в полный восторг. Услышав пение Алконоста, они забывают про все на свете. Это светлая птица, несущая людям добро, радость и утешение.

Гамаюн-птица. (Даша) Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть.

Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.

Жар-птица (Ульяна Г.) Этот персонаж весьма часто встречается в славянских сказках - птица со сверкающим золотым оперением и хрустальными глазами.

Даже одно ее перышко приносит людям счастье. Жар-птица прекрасно поет, но только не в плену, разговаривает человеческим голосом, может исполнять желания.

В саду она охраняет яблоню с золотыми яблоками, ими она и питается.

Обучающиеся рассказывают о птицах славянской мифологии и представляют свои творческие работы

 

 

 

 

Обучающиеся (сделать своими руками оберег)

Учащиеся выдвигают варианты ответов:     (Предмет, способный, по суеверным представлениям, охранять от разных бедствий……)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют задание в парах.

Меняются ответами по заданию и выполняют взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся проговаривают правила безопасной работы с ножницами.

 

 

 

           

Обучающиеся работают самостоятельно.

Итоги урока. Рефлексия

Учитель ИЗО

- Сегодня на уроке мы сотворили маленькое чудо своими руками!

– Символ добра, мира, любви!

- Бережно возьмите птицу своими руками и покажите нам.

- Ребята, мы достигли цели нашего урока?

- Справились ли мы с задачами, которые поставили?

 

- Ребята, мы делали совершенно одинаковых птичек, но у всех они получились разные.

- Какие они?

- Расскажите о них?

- Что было трудным в этой работе?

- Где можно применить опыт, полученный сегодня на уроке?

 

Учитель технологии

- Ребята, можете взять свою работу   домой. Пусть этот оберег поселится у вас дома, будет оберегать ваши семьи.

 

- Ребята, вы молодцы! Вы все прекрасно справились с заданиями и заслужили самых высоких отметок!

Мы думаем, что работая над оберегом, вы стали:

 

«Добрее сердцем,

Теплее душой,

Возвышеннее духом”.

 

-Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

Обучающиеся представляют свои работы.

Обучающиеся рассказывают о своих птицах, о проделанной работе

 

 

 

 

(можно научить свою младшую сестрёнку, сделать обереги для всей семьи…)

Информация о домашнем задании.

Уборка рабочих мест.

Учитель технологии

- Ребята, на переменке распределитесь на три группы и придумайте название своей группе!

 

              Урок окончен!

Обучающимся выданы материалы для оформления таблички с названием группы.

 

 

 

 

                                                                                                                                (Приложение 1)

 

КАРТОЧКА 1

Ф.И. ______________________________________________________

Проверка знаний

(Установить соответствие.)

 

Критерии оценивания.

Всё верно – 5

1 ошибка – 4

2 ошибка – 3

 

 

№ Изображения

Название промысла

1

Дымковская игрушка

2

Филимоновская игрушка

3

Хохлома

4

Гжель

 

                                                                                                                          

 

                                                                                                                           

 

 

                                                                                                                    (Приложение 2)

 

 

Практическая работа

«Птица-оберег»

 

 

Время выполнения - 15 мин.

Материалы и инструменты: квадрат ткани (12 см на 12 см), нитки, любой наполнитель (ветошь, синтепон, вата), ножницы, карандаш, линейка.

Практическое задание:

Изготовить подвесной оберег «Птица».

   Критерии оценивания

 

1.      Стороны квадрата из ткани должны быть ровные, соответствовать размерам (12 см на 12 см).

2.      Качественное крепление нити.

3.      Аккуратность выполненной работы.

4.      Соблюдение правил безопасной работы.


Приложение 3. Презентация "Образ  птицы в народном творчестве"

Приложение 4. Звуковое сопровождение "Птицы. Весна"

  


Поделиться: