Поиск по сайту

Методические материалы школы, обеспечивающие качество образовательных результатов


Авторcтво: Змеева Инна Владимировна, учитель химии, МБОУ «СОШ№7» г. Ревда Свердловской области


      Практическая деятельность – это именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и применять знания по предметам естественнонаучного цикла в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.

      Практическая деятельность учащихся, на наш взгляд, – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет нам наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и практические способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Практическую работу я провожу как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения практической работы определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, (решение качественных задач, самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций).

      Для освоения навыков практической работы на уроках основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности, мини сочинениях высказывают своё мнение.

Для того, чтобы данный процесс был эффективен нужно, чтобы ученик хотел проводить практическую работу и умел это делать.

      В рамках проекта - «Экологическая станция как муниципальный ресурс развития естественнонаучного образования школьников» - в рамках реализации мероприятия «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» мы разработали программы ВУД «Основы агрохимии» и «Основы экологии и ландшафтный дизайн», технологические карты экскурсий, методические рекомендации для проведения лабораторных и практических работ естественнонаучного цикла, на которые были получены рецензии, преподавателей Екатеринбургских вузов.

Цель: обеспечить методическое сопровождение обучения учащихся практическим навыкам на предметах естественнонаучного циклов.

Задачи:

·                    изучить современную литературу по данной теме;

·                    разработать программы, экскурсии, рекомендации для практических и лабораторных работ.

Разработали программы внеурочной деятельности по основам агрохимии и ландшафтному дизайну. Имея свою теплицу, мы сможем научить учащихся правильно перемешивать почту, определять кислотность и состав почвы. Узнать больше про удобрения и как лучше и правильно их распределять. На курсе ландшафтного дизайна ребята узнают приёмы ландшафтного дизайна, зонирование, типы и устройства цветников.

Так же мы разработали тематические экскурсии на СУМЗ, НЛМК, в лесничество. Ребята не просто являются пассивными слушателями, а заполняют технологические карты, которые мы разработали для каждой экскурсии.

Разработали мы и методические рекомендации для лабораторных и практических работ естественнонаучного цикла по предметам «Химия», «Биология», «География». Рекомендации состоят из нескольких разделов: организация и проведение практических работ, организация и проведение лабораторных работ, структура проведения лабораторных работ и практических занятий, также разработаны рекомендации для обучающихся.

В предлагаемых материалах даны понятия лабораторным и практическим занятиям, рассмотрены их основные дидактические цели, формируемые умения и навыки, содержание. Раскрыта структура проведения лабораторной работы и практического занятия. Выполнение учащимися лабораторных работ и практических занятий направлено на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин естественнонаучного цикла.

      В приложении к рекомендациям приведены примеры практических работ по химии, биологии, географии прикладного характера. И самое важное наше приобретение, это школьный дендрарий. Для каждого растения разработан QR- код, по которому учащиеся смогут узнать возникновение названия дерева, латинское название, ботаническое описание, распространение в мире и история разведения.

      Мы очень надеемся, что все наши разработки помогут нам продолжить качественное экологическое воспитание наших учащихся и учащихся ГО Ревда, повысить качество преподавания предметов естественнонаучного цикла.

Список используемых источников

1.      Габриелян О.С.Химия 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.- 6-е изд., стер.- М.: «Дрофа», 2006г.-362с.

2.      Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Г.Е. Рудзитис.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2017г.-224с.

3.      Рудзитис Г.Е. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Г.Е. Рудзитис.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2016г.-223с.

4.      Рудзитис Г.Е.Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 11-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2007г.-192с.

5.      www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

6.      www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

7.      www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

8.      www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

9.      www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

10. www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

11. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

12. www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»). www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

13. https://edu.mob-edu.ru


Поделиться: