Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Учёт этнокультурных особенностей детей при реализации программы воспитания ДОУ
Россия – многонациональная страна. Сохранение согласия и мира между населяющими её народами можно назвать одним из важнейших условий существования и развития всего государства. Это требует от каждого россиянина владения культурой межнационального общения. Культура межнационального общения – это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Воспитание соответствующего качества является основной его практического применения, и всё-таки главным фактором реализации культуры межнационального общения остается понимание собственно этнокультурных особенностей народов, населяющих Россию. Культура межнационального общения предполагает знание национальной специфики собеседников и готовность её учитывать в общении, готовность и умение общаться с представителями разных культур, а также деликатность и терпимость во взаимодействии с представителями других национальностей в различных жизненных ситуациях. К сожалению, в силу отсутствия генерального вектора изучения указанной специфики и культур в рамках получения педагогического образования, многие работники дошкольных образовательных учреждений испытывают трудности в процессе реализации программы воспитания применительно к детям, представляющим малочисленные народы нашей страны. Этим продиктована актуальность ознакомления и даже изучения особенностей национальной культуры в воспитании детей разных народов России. Рассмотрим этнокультурные особенности некоторых народов. Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывают такие ценные качества, как гуманность, стыдливость, свободолюбие, гордость, милосердие, достоинство, почтение к старшим. Семейное воспитание и его духовно-нравственный характер особенно ярко проявляются в такой традиции чеченцев, как гостеприимство – образец уважения к людям. Принцип максимальной адаптации в реальной жизни является фундаментальным для воспитания в современной чеченской семье. Сущность его состоит в том, что ребенок, как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. Все необходимое в жизни дети познают и приобретают в процессе повседневного участия в работе, для них не существует каких-то специальных «тепличных» условий. Этническая основа жизни людей, связанная со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них, составляется нормами и нравственными ценностями, которые являются частью специфики семейного воспитания чеченской народной педагогики. Эта специфика, в свою очередь, являет собой гуманные методы педагогического воздействия, а именно: развитие человечности, способствование проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключает подавление, телесные наказания, унижение достоинства личности ребенка. В случае непослушания ребенка даже грубый окрик осуждается общественным мнением и воспринимается как оскорбление. Нельзя не отметить и особую черту чеченского воспитания – консерватизм: стремление придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Якутам свойственно воспитывать у своих детей трудовую смекалку, находчивость и выносливость. Навыки, связанные с производственной жизнью и семьей, дети приобретают довольно рано. К детям старшего возраста родители относятся как к равным, с большим доверием. На старших сыновей и дочерей возлагаются также обязанности по воспитанию малышей. Авторитет детей в семье может повыситься в зависимости от их успехов в промыслах и других трудовых занятиях. Среди якутов широко распространены различные наставления для детей: не приставай к незнакомому человеку, не обижай сироту, не вмешивайся в разговор старших, не смейся над престарелыми и калеками, у матери бери теплоту, а у отца – советы. Якуты высоко ценили и ценят чистоплотность и аккуратность в быту. Честность также издавна считается одной из отличительных особенностей якутов. Няни и бабушки в якутских семьях пользуются непререкаемым авторитетом и уважением как воспитатели и наставники. Как и у других народов, у якутов прародители, наравне с матерями, делят между собой основную воспитательную миссию. Если говорить о формах воспитательной деятельности, значительное место в якутских семьях отводится играм. Большинство родителей рассматривает игры не как простую забаву, но как занятие, которое имеет воспитательное и оздоровительное значение для детей. Особенное внимание придается подвижным играм, в частности национальным видам спортивных игр. В самобытной якутской народной педагогике издавна предусмотрены меры поощрения и наказания, выполняющие роль активных методов воспитания. Поощрение для детей предусматривалось за аккуратность, хорошее поведение и качественное выполнение поручений. Устная похвала, устное поощрение в присутствии других детей, братьев или сестер, с вручением подарков, и похвала при родственниках применялись в качестве основных видов поощрения. Наказание же, как мера воздействия, применялось за нарушение норм поведения, порядка, за невыполнение поручений. Иногда детям указывались их промахи как наедине, так и в присутствии родных и товарищей. Для чукчей, особенно для кочевых представителей народа, не существует понятия «мой ребенок». Все дети для них общие. Что касается традиционных семей, мужчина в них играет не такую активную роль, потому что из мальчиков обычно стараются растить воинов-добытчиков. Однако, вместо охоты, современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Основу же воспитания издавна составляла трудовая подготовка детей и подростков. Очень рано, уже начиная с шести-семи лет, дети, как правило, должны были выполнять повседневные бытовые обязанности в быту. Мальчики учились кормить домашних животных, пользоваться ножом, с детских лет их приучали переносить стужу, сутками находиться и в пургу, и в дождь. Девочек очень рано приучают к ведению хозяйства. По существу их детство кончается в восемь-десять лет, и далее они уже становятся постоянными помощницами матери в домашнем хозяйстве, в том числе в уходе за младшими братьями и сестрами. Основными нормами и правилами воспитания детей в татарских семьях издавна являлись, прежде всего: человечность, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твердая рука, решающее слово в семье, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, взаимоуважение между родственниками в семье. Власть отца являлась также решающей в воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи. Девочек учили быть покорными мужу, а мальчиков – внимательности и доброте по отношению к жене. На сыновей также возлагались надежды как на опору в старости и на глав хозяйства, ведь в татарских семьях принято опекать и содержать престарелых родителей. В отношении же современных семей любовь к детям до сих пор является важной педагогической проблемой, вызванной большим числом ошибок в воспитании со стороны взрослых. В татарской семье всегда было принято окружать ребенка теплом и любовью, однако культа ребенка у них никогда не существовало. В татарской народной педагогике, как и у многих других народов, признается особая роль матери, однако авторитет отцов остается беспрекословен. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Буряты очень любят и заботятся о своих детях, относятся к ним исключительно мягко, но требуют беспрекословного послушания. В бурятских семьях никогда не наказывали и не били своих детей. Жизнь и быт у бурятов всегда регулировался исторически сложившимися обычаями и традициями, а наиболее важными регуляторами семейного воспитания являлись взаимоотношения между родителями, между родителями и детьми, между семьей и близкими родственниками, которые обеспечивали необходимое и полноценное развитие ребенка. Все необходимые знания, умения и навыки для последующей активной самостоятельной жизни дети получали внутри семьи. Также устанавливались обязанности детей, по отношению к их родителям: быть достойными наследниками, исполнять обязанности, возложенные на них родителями, помогать родителям, чтить память родителей после их смерти. Не признавать и оставлять своих родителей в старости порицалось и считалось самым большим людским грехом. Буряты создали целый пласт устных дидактических произведений, учитывающих все физиологические и умственные особенности детей разного возраста. В семьях нанайцев издавна в обязательном порядке существовало понятие о трудовых обязанностях детей. Дочери начинали помогать матери уже с трехлетнего возраста, и со временем должны были научиться секретам приготовления национальной еды. У карелов народные представления о ценности семьи и детей в целом всегда совпадали с православной семейной этикой, и нашли свое отражение в обычаях и традициях. Детей – «Божьей благодати» – в семье всегда было много, а их воспитание осуществлялось посредством семейных обрядов и обычаев в соответствии с национальным идеалом, который включал в себя следующие стремления: вырастить здорового красивого ребенка, воспитать его трудолюбивым, добропорядочным человеком, сохраняющим отцовские и материнские традиции. Ещё одной важной причиной для продолжения формирования собственной культуры межнационального общения, безусловно, является её тесная связь с толерантностью. На современном этапе развития общества существует необходимость формирования культуры толерантности, в том числе у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Так, активное применение педагогами ДОУ основ культуры межнационального общения на практике, при взаимодействии с детьми, позволит расширить реализацию программы воспитания до формирования культуры толерантности, позволяющей привить детям любовь к людям всех окружающих их национальностей и сохранить мир и согласие между ними.
Литература [1] Моисеенко М.В. Этика межнационального общения и специфика работы в интернациональном коллективе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия – 2016 – № 3 – 19-24 с. [2] Саракаева А.Х. Влияние ценностей семейной культуры чеченцев на воспитание подрастающего поколения // Научные ведомости – 2010 – № 2 (97) Выпуск 15 – 318-321 с. [3] Ертышонкова Е.С., Шабурова О.А. Традиции воспитания нанайских детей. URL: [https://scienceforum.ru/2013/article/2013006222] (дата обращения: 30.04.2022) [4] Интернет-журнал Золотая Орда. Семейные ценности у бурят. URL: [https://zolord.ru/articles/177] (дата обращения: 30.04.2022) [5] Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта. URL: [https://www.familyland.ru/library/diplom/diplom_229.html] (дата обращения: 30.04.2022) [6] «Республика». Уроки карельского. Дети. URL: [http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/deti-lapset/] (дата обращения: 01.05.2022) [7] Шаповал В.С. Этнопедагогическая система воспитания якутских детей. URL: [ppt-online.org/84265] (дата обращения: 01.05.2022) [8] Культура, обычаи и традиции чукчей. URL: [https://7kul.ru/traditsii/obryady/kultura-obychai-i-traditsii-chukchej] (дата обращения: 01.05.2022) Поделиться: |