Поиск по сайту

Просветительский проект «Университет педагогических знаний»


Авторcтво: Белик Надежда Николаевна, почетный гражданин Нижегородской области, руководитель городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова», г. Нижний Новгород


        Мы и наши дети развиваемся в мире серьёзных, ранее не так остро ощущаемых, экономических, политических, нравственно-этических, социокультурных проблем, которые всё решительнее влияют на судьбы людей, на вектор развития государств, и прежде всего, на образование и семью, так как мир состоит из детей и родителей. Мы все чьи-то дети, и мы родители, прародители наших детей, внуков, правнуков. Значит, равнодушных людей, не заинтересованных в строительстве будущего мира, просто не может быть. Именно поэтому образование становится магистральной линией развития страны.
       Президентом России в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года главным пунктом обозначено: «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ в сфере образования: — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; — обеспечить воспитание гармонично-развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России исторических и национально-культурных традиций».
      Теперь, когда решающую роль в жизни начинает играть информационное поле, цифровые технологии, которые «вбирают» ребёнка в свой мир, мы должны быть готовы к тому, чтобы противостоять агрессивному и даже аморальному влиянию, которое обрушивается на неокрепшую, неустойчивую психику и сознание ребенка. Мы вынуждены искать новые подходы, создавать новые технологии и методики, думать о качестве реализации и продуктивности этих технологий. Потому что качество — это не количество воспитательных воздействий, принятых мер и проведённых на должном уровне мероприятий. Качество — это смысл усвоенных в результате воздействия ценностей, которые способствуют вызреванию лучших качеств личности, самостроительству и самореализации ее в деятельности. Качество — это прежде всего продуктивный итог в соответствии с поставленными целями. Качество — это всегда воспитание, преобразование к новому содержанию личности, коллектива, в целом воспитательного процесса, а также новому содержанию управления процессом воспитания. Качество — это, прежде всего, воспитание внутриличностных изменений в ребенке.
      Современная политика государства в системе образования (как обучения, так и воспитания) пытается привлечь семью учащихся к реализации воспитательной работы. Но в отсутствие методического сопровождения данное партнерство скорее является вынужденным, формируемым только на основе общих мероприятий, в которых родители и дети являются объектами воспитательного воздействия. МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» еще в 70-е годы прошлого века был удостоен диплома I степени ВДНХ за организацию педагогического всеобуча и создания родительского движения «Родительский патруль».
       На основе имеющегося опыта в 2001 году при поддержке департамента образования города Нижнего Новгорода в целях укрепления института семьи, сохранения межпоколенных связей, возрождения лучших традиций семейного воспитания была создана инновационная программа педагогического просвещения родителей «Университет педагогических знаний».
       Еще 20 лет назад в научной среде и практике возникло понимание необходимости адресной поддержки не только дисфункциональных семей, но в первую очередь — демонстрации опыта лучших семей, где сохранены традиции воспитания, где основа взаимодействия поколений — уважение, общая история, общее дело. К сожалению, связь семьи и школы в 90-е годы ослабла: родители все чаще стали устраняться от задач воспитания, полагаясь на школу. Одновременно в школе происходил масштабный процесс модернизации, смена кадрового состава и образовательных стандартов. В итоге к 2001 году только 46% классных руководителей владели понятием «система воспитания», могли выстроить работу с детьми и родителями класса в интересах ребенка.
       В 2001 году было открыто первое направление — «педагогический факультет», направленное на повышение квалификации классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе школ (руководитель — Николина В.В., д.п.н., проректор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»).
       Постепенно целевая аудитория расширилась: постоянными слушателями стали председатели родительских комитетов классов и школ, методический корпус системы образования. В 2004 году для родительской общественности создано направление «Осознанное родительство» (руководитель — Свадьбина Т.В., д.ф.н.), в рамках которого действовал открытый лекторий по наиболее актуальной тематике: общение с подростками, профилактика употребления психоактивных веществ, осознанное отношение к семье и браку. С 2009 года в рамках этого направления начали работу секции «Отцовство» и «Материнская школа», слушателями которых созданы «Городской совет отцов» и «Ассоциация матерей», проводятся ежегодные смотры и конференции.
       С 2011 года для решения прикладных задач воспитания открыто направление «факультет психологии» (руководитель — Сорокоумова Г.В., д.п.н.): основным контингентом слушателей стали педагоги-психологи и социальные педагоги школ, задачей которых стала разработка диагностического инструментария для оценки и коррекции результатов реализации систем воспитания (разработка систем мониторинга, анкетирования, тематических опросников и так далее). В 2017 году была проведена курсовая подготовка педагогов-психологов, с 2018 года открыта «Школа начинающего психолога» для молодых специалистов.
       С 2015 года по просьбам родителей создано направление дошкольного воспитания (руководитель — Пермовская О.С., к.п.н.) для председателей родительских советов МБДОУ, старших воспитателей в целях формирования единого воспитательного пространства «детский сад — школа».
       Для привлечения родительской общественности к взаимодействию в процессе воспитания с 2001 года интеграция наиболее важных направлений работы осуществляется на базе радиоэфира ВГТРК «Нижний Новгород» в рамках тематической передачи «Родительское собрание». За период реализации программы «Университет педагогических знаний» проведено более 150 программ в прямом эфире. По материалам работы лаборатории издается информационный вестник, электронная версия вестника размещается на сайте ДДТ им. В.П. Чкалова. Издаются методические и информационно-аналитические сборники, учебные пособия для различных категорий слушателей. Преподавание ведется на базе ДДТ им. В.П. Чкалова, школ города Нижнего Новгорода ведущими специалистами нижегородской высшей школы и Нижегородского института развития образования (26 кандидатов и 15 докторов наук).
      Какова цель этой разноплановой просветительской работы? Необходимо помочь ребенку в строительстве гармоничной душевной среды, понимания жизненных смыслов, которые помогут самостроительству личности. Очевидно, что без овладения новыми профессиональными компетенциями в рамках требований новых стандартов и нового времени не может быть речи о новом результативном качестве воспитания. И это новое качество должен создавать значимый взрослый — родитель, классный руководитель, учитель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования. Именно они, благодаря любви к любому ребёнку, педагогическом опыту и знаниям, постепенно убеждают ребёнка в необходимости принятия лучших образцов высокой культуры, всеобъемлющего интеллектуального наполнения, нравственных правил, гуманистического духа, мировоззренческого сознания и ощущение себя гражданином земли, страны, в которой живёт, которая и есть его Родина.
       Чему мы пытаемся научить современных родителей? Как правило, мы стараемся осветить в практике работы факультета семейного воспитания насущные запросы, поступающие от самих родителей, а также показать возможные пути для сотрудничества с учреждениями сферы образования, культуры, общественными организациями. И самый главный вопрос, который задает и себе, и специалистам лаборатории обычный родитель — что именно я делаю «не так»? Можно вспомнить Л.Н. Толстого, который говорил о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но тем не менее, вместе с готовыми к диалогу родителями возможно обобщить наиболее частые проблемы и вместе найти оптимальные решения, определить наиболее типичные ошибки воспитания и способы их преодоления.
       Да, семья — это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь — детей. Тем не менее, существует и ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях, обусловливая трудности осуществлении семьей ее воспитательных функций трудности: — разрыв соседских, а нередко и родственных связей; — большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка — на работе и в семье; — дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение; — жилищные и материальные затруднения.             Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы: — неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств; — недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия; — недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.
       Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания — гипер-опека («потворствующая гипер-протекция», или воспитание по типу «кумир семьи»). В результате у ребенка возникает потребность быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, в нем воспитывается уверенность в своем блестящем будущем. Когда этого не случается, дети пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами, либо считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. Ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей. У ребенка развивается так называемая «выученная беспомощность» — условно-рефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые.
        Важную роль в формировании данного типа воспитания играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей (согласно исследованиям психологов и врачей, матери больше склонны опекать детей), многие из которых выросли лишенными тепла и любви. Они полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но, когда «перегибают палку», возникает чересчур заботливое отношение к ребенку. Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в сокровище — мерило родительского престижа. Иногда гиперопека родителей мотивирована тревогой из-за собственного одиночества и навязчивой потребностью в психологической защите, скорее себя, чем ребенка. Гиперопека может возникать в результате каких-то психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной потребности матери в зависимом положении ребенка.
        Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — нередкое явление в неблагополучных семьях. В основе жестокости родителей могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего жестокие родители являются жертвами собственных представлений. Обычно жестоко обращаются с детьми родители, которым не под силу воспитание своих детей. Если проследить цепь событий, ведущую к жестокому обращению, можно обнаружить такие типичные эпизоды: ребенок делает что-то, что родители считают проступком, он может плакать в то время, когда отец смотрит телевизионную передачу, ребенок учиняет беспорядок в своей комнате, тогда как мать гордится идеальным порядком в доме, малыш всего лишь испачкал брюки, в то время как мать приравнивает это к непослушанию и нечистоплотности, или он играет на улице с друзьями и приходит домой позже назначенного срока. Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступления» только против системы ценностей его родителей. Стороннему наблюдателю то или иное нарушение может показаться мелким, но в представлении родителей оно представляет большую опасность, и они считают необходимым реагировать с применением физической силы. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, учтивость и так далее) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих гиперреакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком.
        В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого другие члены семьи проецируют все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и в итоге он становится объектом агрессии членов семьи. Часто вспышки жестокого поведения бывают вызваны критической ситуацией в семье или стечением трудных семейных обстоятельств. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть кого-либо из близких, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важное для взрослого, который отчаянно нуждается в утешении. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что в раннем и дошкольном возрасте дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимости новых действий, инертности временных нервных связей. Основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребенка чаще всего в так называемые критические (кризисные) периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической и духовной структуре формирующейся личности. Чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникновения напряжений и деформаций в психическом и нравственном развитии ребенка, необходимости в силовых методах воспитания.
        Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, до 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к детям, хотя и заботятся о них, тем не менее, имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.
        Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку, получила название гипоопеки или гипопротекции. В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, одиночество и беспомощность в преодолении трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке со стороны родителей, легко бы справился. Крайней формой проявления гипоопеки является отсутствие всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в кризисных семьях).
        Особого внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются: ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются ни его огорчениями, ни обидами, ни успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, о том, что родители не только не любят его, но и тяготятся им. Ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты и на него сыплется град замечаний и упреков, иногда родители прибегают к физическому насилию. Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые, несообразительные, ленивые, противопоставляют их другим, они могут вырасти робкими, забитыми, неуверенными в себе, с пониженной самооценкой, это помешает им впоследствии раскрыть свои способности. При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, может замедлиться их психическое развитие. Кроме того, если ребенку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится на этом пути со значительными трудностями.
       Способность к эмоциональному отклику формируется с первых месяцев жизни, и, естественно, особая роль в этом принадлежит родителям, которые должны научить ребенка радоваться и огорчаться, сочувствовать и сопереживать.
       Вторая группа педагогических ошибок родителей — недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать изменения в психике ребенка в обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма.
       В начале младшего подросткового возраста у детей формируется чувство «взрослости», представление о себе как о человеке, имеющем право на собственное суждение, инициативу, независимость. Переход от младшего школьного возраста к подростковому столь стремителен, что родителям нелегко уловить изменения в психике ребенка, и они продолжают его опекать и контролировать. Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на его увлечения. Естественно, что неуважение к личности подростка способствует отчуждению от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию.
      К типичным ошибкам относится нетерпимость родителей к разнице в темпераментах между ними и детьми. Родители жалуются на медлительность детей. Чаще всего такие жалобы исходят от матерей с динамичной и сильной нервной системой. Если ребенок унаследовал флегматичный темперамент отца (у взрослого мужчины он является признаком основательности), то для матери-сангвиника, подвижной и быстрой, это может быть причиной постоянного раздражения.
      Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу. Существует мнение, что в ребенке все от природы — и с этим ничего не поделаешь. Проявления характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склонны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, агрессивными, обидчивыми. Свои убеждения родители подкрепляют аргументами, что в одной и той же семье растут совсем разные дети. Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.
      Третья группа педагогических ошибок родителей — недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка. Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Только при условии единства подходов школы и семьи к вопросам воспитания, формулирования универсальных требований к ребенку мы сможем побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт. 

Поделиться: