Поиск по сайту

Формирование у дошкольников ценностного отношения к природному и культурному наследию парка «Сосновка» посредством семейных исследовательских прогулок


Авторcтво: Санжилова Наталья Бадмаевна, Смирнова Ольга Леонидовна, Шувалова Екатерина Юрьевна, воспитатели ГБДОУ детского сада № 93 комбинированного вида Санкт-Петербурга


       Культурно-образовательная практика «Прогулки в Сосновку на новый лад» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 5 семейных образовательных прогулок в лесопарк. Парк Сосновка для прогулок выбрана не случайно: он расположен недалеко от детского сада и района проживания наших воспитанников и является не только любимым местом отдыха, но и естественной развивающей средой, позволяющей сформировать у ребенка ценностное отношение к природному и культурному городскому наследию. Кроме того, и это очень важно, это место хранит память о днях блокады Ленинграда и дарит нам возможность познакомить детей с героическими страницами истории нашего города.

       Поэтому освоение природного и культурного наследия лесопарка Сосновка проходит по двум тематическим направлениям:

·                   «Наша гордость» – изучение парка как природного объекта;

·                   «Наша память» – как места памяти о подвиге Ленинградцев в Великой Отечественной войне.

       Участники практики «Прогулки в Сосновку на новый лад», используя подготовленные педагогами маршрутные листы, в течение года совершают прогулки в Сосновку, в ходе которых осваивают объекты парка, ищут ответ на проблемный вопрос, выполняя творческие и исследовательские задания.

 

Таблица № 1. Содержание цикла семейных прогулок

«Наша гордость»

«Наша память»

Семейная прогулка 1. «Неизвестное в известном»

Формат: семейная «фотоохота» (арт-практика).

Время проведения: сентябрь.

Возраст: 5-7лет.

Цель: формирование у дошкольников представления о понятие «лесопарк».

Ключевой вопрос: что будет, если объединить лес и парк?

Итоговый продукт: фотографии из Сосновки для изготовления коллажа.

Семейная прогулка 1. «Вслед за виляющим хвостиком»

Формат: исследовательская семейная прогулка.

Время проведения: январь.

Возраст: 5-7лет.

Цель: формирование у дошкольников представления о том, что даже животные могут стать героями.

Ключевой вопрос: зачем человеку собака?

Итоговый продукт: фотографии у памятника; материалы для книги «Как животные помогали человеку

во время войны».

Семейная прогулка 2. «Идем в гости…в парк»

Формат: исследовательская семейная прогулка.

Время проведения: октябрь.

Возраст: 5-7лет.

Цель: формирование представления об экосистеме лесопарка, освоение правил поведения в парке как объекте природного наследия.

Ключевой вопрос: кто и как живет в парке Сосновка?

Итоговый продукт: коллекция природного материала для поделок, материалы для книги «Правила поведения в лесопарке».

Семейная прогулка 2. «Защитникам ленинградского неба»

Формат: исследовательская семейная прогулка.

Время проведения: май.

Возраст: 5-7лет.

Цель: формирование уважительного отношения к подвигу летчиков, чувства гордости за подвиг, который совершили Ленинградцы в годы Блокады.

Ключевой вопрос: Кто и как защищал наш город во время Блокады и Великой Отечественной Войны?

Итоговый продукт: детские работы, фотографии, книга памяти.

Семейное путешествие 3. «Физкульт-привет из Сосновки»

Формат: семейный спортивный челлендж.

Время проведения: конец октября.

Возраст: 5-7лет.

Цель: развитие физического здоровья дошкольников посредством семейных спортивных прогулок в парке.

Итоговый продукт: видео материалы, содержащие комплекс спортивных упражнений.

 

 

       В рамках данной статьи из цикла прогулок «Наша гордость» более подробно остановимся на семейном путешествии «Идем в гости…в парк», из цикла «Наша память» – на прогулке «Вслед за виляющим хвостиком».

       Следует отметить, что все семейные маршруты реализуются в рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» (автор – Шейко Н. Г., Коробкова Е. Н.), нацеленной на освоение старшими дошкольниками историко-культурного наследия Санкт-Петербурга. Одно из занятий по данной программе связано с расширением представлений детей о многообразии петербургской природы. Исследуя ближайшее к детскому саду природное окружение, воспитанники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: как в городе появилась природа, в каких формах существует и зачем она городу? Семейное образовательное путешествие «Идем в гости…в парк» помогает исследовать детям такую форму существования природы в городе как «лесопарк».

        Совершив эту прогулку, дети:

·                   узнают, что такое лесопарк;

·                   исследуют растительный и животный мир парка;

·                   составят книгу правил поведения в природе.

Этот опыт, универсален, и его можно применить в любом городском парке.

Ход образовательной работы

Цель: формирование представления об экосистеме лесопарка, освоение правил поведения в парке как объекте природного наследия.

Ключевой вопрос: в ходе путешествия дети с родителями отвечают на вопросы – «Кто и как живет в парке Сосновка?».

Предварительный этап образовательной работы.

       С помощью мультимедийной техники организуем в детском саду рассматривание картин О.Б. Богаевской «Гости День Рождения!» и Г. Травникова «Гости». В форме фасилитированной дискуссии обсуждаем содержание. Задаем вопросы открытого типа, принимаем все версии детей, если они доказаны, перефразируем ответы. Рассуждаем, как надо себя вести в гостях. Подводим детей к выводу, что в каждом доме, кроме общепринятых норм поведения, могут быть свои правила, и их надо соблюдать. Предлагаем детям, пойти в гости в Сосновку и выяснить, как нужно вести себя там.

                                                    Семейная прогулка «Идем в гости…в парк». 

                                             Родителям выдается маршрутный лист (см. ниже).

Маршрутный лист семейного образовательного путешествия.

Юные петербуржцы и уважаемые взрослые! Любите ли вы ходить в гости? Уверенны, что да! Вас ждет в гости гостеприимный дом – Сосновка. Пойдем? Пойдем!

Гуляя по парку, порассуждайте:

- Как выглядит дом Сосновка?

- Есть ли в нем потолок, пол, стены? Какие они?

- Каждый дом имеет свои правила и традиции. Приходя в гости, надо соблюдать те правила, которые в этом доме заведены. Какие правила в этом доме? Заходя в Сосновку, посмотрите, есть ли информация, как вести себя в парке? Если такие правила есть - изучите и обговорите их, а если нет, вспомните, как себя надо вести в похожих местах.

- Гуляя по парку старайтесь придерживаться этих правил. Будьте внимательны, возможно, в пути, вы найдете новые.

Уважаемые взрослые, создавайте такие ситуации, которые помогут ребенку исследовать, изучить растительный и животный мир парка, ответить на вопросы:

- Кто и как живет в этом доме?

- Что можно принести в подарок жильцам этого дома в следующий раз?

Во время прогулки соберите коллекцию листьев, плодов, веточек… Они пригодятся вам для изготовления поделки. Если вам повезет встретить обитателей Сосновки: насекомых, птиц, диких животных, сфотографируйте и зарисуйте их в рамке.

Итоговый этап образовательной работы.

        В группе рассматриваем принесенные детьми фотографии и рисунки. Из них оформляем фотоколлаж «Жители Сосновки – наши друзья». Обсуждаем, какие правила поведения они узнали, и удалось ли им придерживаться этих правил. Создаем книгу «Правила поведения в лесопарке». Исследуем принесенный природный материал, выполняем поделки.

        В рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» в преддверии праздника Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы раскрываем тему «Петербургская память» и рассказываем о мужестве и стойкости жителей осажденного Ленинграда.

        Семейное образовательное путешествие «Вслед за виляющим хвостиком» помогает осознать многообразие форм сохранения памяти о блокаде в Санкт-Петербурге.

        Совершив эту прогулку, дети:

·                   расширят свои представления об истории самой трагической страницы из жизни города;

·                   откроют для себя то, что героями достойными памяти могут быть не только люди;

·                   смогут объяснить, почему подвиг героев запечатлен в памятниках;

·                   приобретут опыт рассматривания скульптуры.

Ход образовательной работы:

Цель: формирование у дошкольников представления о том, что даже животные могут стать героями.

Ключевой вопрос: зачем человеку собака?

Предварительный этап образовательной работы.

        В преддверии праздника Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы вместе с детьми читали и обсуждали рассказы о блокаде, слушали песни, смотрели мультфильм «Воробышек», созданный современными школьниками об испытаниях, выпавших на долю маленькой девочки в блокадном Ленинграде, знакомили с презентацией «Была война, была блокада». Искали ответы на вопросы: Что такое подвиг? Кто может совершить подвиг? Нужно ли знать и помнить о подвигах, которые совершались во имя победы? Как город хранит память о героях совершавших подвиги во время блокады?

Основной этап образовательной работы.

                                      Семейное путешествие «Вслед за виляющим хвостиком».

Маршрутный лист семейного образовательного путешествия:

Юные петербуржцы и уважаемые взрослые, вновь приглашаем вас на семейную прогулку в Сосновку. Главный вопрос, на который мы предлагаем вам ответить в ходе прогулки: зачем человеку собака?

Конечная цель нашего маршрута – Памятник военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта.

Уважаемые взрослые, двигаясь в сторону памятника, обратите внимание ребенка на то, что Сосновка – это любимое место прогулок не только жителей нашего города, но и их питомцев. Обсудите с ребеноком:

- Какие домашние любимцы гуляют со своими хозяевами в парке?

- Как они себя ведут?

- Как себя ведут их хозяева?

- Согласитесь ли Вы, что сегодня собака для человека прежде всего друг?

Подойдя к памятнику, рассмотрите его. Помогите ребенку исследовать памятник и найти ответы на вопросы:

- Кому поставлен памятник?

- Когда?

- Почему именно здесь?

Познакомившись с памятником, согласитесь ли вы, что собака не только друг, но и помощник, который, служа человеку, становится настоящим героем?

Завершите свое путешествие акцией возложение цветов к памятнику.

На прощание сделайте фотографию для семейного альбома.

Информация для взрослых, которую можно раскрыть ребенку у подножия памятника.

       В годы войны, когда Родина находилась в опасности, на ее защиту становились не только люди, но и животные, которые проявляли чудеса преданности, отваги, смекалки и истинного геройства. Животные становились героями. Легендарный пес Джульбарс нашел почти 7.5 тысяч мин! Он участвовал в параде Победы и был награжден медалью «За боевые заслуги». Чтобы увековечить память о подвигах животных ставят памятники. Есть такой памятник и в Сосновке… В страшные военные годы в парке находилась засекреченная школа-питомник служебного собаководства. В которой дрессировали собак для санитарной, истребительной службы и службы связи. Это был первый в стране научный центр обучения собак. На базе этой школы был организован инженерно-саперный батальон. Этот батальон любовно называли «Девичьей командой», ведь он стал первым и на тот момент единственным в мире, где наравне с мужчинами служили женщины. Девушки вместе со своими преданными четвероногими помощниками спасли сотни тысяч жизней бойцов и жителей блокадного Ленинграда.

       Уважаемые родители, рядом с человеком через всю войну в боевом строю шли животные: собаки, лошади, верблюды, ослики, лоси, северные олени, дельфины, голуби, кошки. Сделайте выбор и составьте короткий рассказ о том, как животное помогало людям на войне.

Итоговый этап образовательной работы.

        Рассматривание и обсуждение всей группой фотографий, сделанных у памятника военным дрессировщикам и служебным собакам.

        Слушаем рассказы детей, составленные дома. Собираем рассказы в книгу «Как животные помогали человеку во время войны».

        Как видно из описания маршрутных листов двух семейных прогулок, а также предварительной и итоговой работы в ДОУ, культурно-образовательная практика строится на учете субъектной позиции дошкольника, использования развивающих методов и приемов, ориентированных не столько на расширение краеведческого знания, сколько на развитие мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций и универсальных учебных действий (исследовательских умений).

Список литературы: 

1.                Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.

2.                Материалы сайта: https://artchive.ru/artists/15708~Ol'ga_Borisovna_Bogaevskaja/works/512189~Gosti_Den'_rozhdenija?ysclid=l3daapiuec

3.                Материалы сайта: https://www.travnikov.ru/al-skaz/skaz16.jpg

 


Поделиться: