Авторcтво: Белосеркович Наталия Валерьевна, Медведева Наталья Александровна, Сабирова Инна Михайловна, Шумская Елена Анатольевна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга |
В контексте современной философии образования родители выступают как полноправные субъекты образовательного процесса. Поэтому важнейшей задачей становится согласование между всеми воспитывающими взрослыми взглядов на цели дошкольного образования и организация совместной работы по личностному развитию ребенка. Одним из способов вовлечения родителей в партнерские отношения является семейный досуг, в том числе в формате городских образовательных путешествий и прогулок. В этом случае педагоги детского сада разрабатывают семейные образовательные маршруты и предлагают заинтересованным родителям реализовать их в формате досуговой деятельности выходного дня. Пользу от такой работы получают все участники образовательных отношений: ребенок получает возможность расширить свои знания и отточить умения, исследуя окружающие его объекты природного и культурного наследия; родители – поддержать своего ребенка в развитии и объединить семью интересным делом; педагоги – реализовать задачи базовых образовательных программ, по которым работает детский сад.
Приведем пример маршрутного листа одного из семейных городских путешествий по теме «Домик для Буратино и его друзей». Данный досуг проводится в пространстве города Пушкин. Выбор «героя» путешествия (Буратино) связан с тем, что в Пушкинском районе жил и творил автор произведения о «Золотом ключике» А. Толстой.
Адресная группа: дети старшей и подготовительной группы и родители.
Форма проведения: образовательная прогулка.
Идея маршрута: дом как отражение его функций.
Проблемный вопрос маршрута: можно ли по внешнему виду и внутреннему обустройству дома определить его предназначение?
Цель образовательного путешествия: создать условия для ознакомления детей с архитектурой зданий и их функциональной принадлежностью.
Задачи:
· помочь дошкольникам увидеть в хорошо знакомых объектах новое и неизвестное;
· развить умение ориентироваться в пространстве по упрощенной картосхеме;
· заложить основы исследовательской культуры (умение рассматривать, делать выводы на основе наблюдений и пр.);
· развивать у детей речевую активность, умение рассуждать;
· закрепить знания о правилах безопасного и корректного поведения в городском пространстве.
· воспитывать интерес к истории города Пушкина.
Предварительная работа:
· Чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого.
· Беседа с детьми о дружбе.
· Чтение энциклопедий, рассматривание альбомов по истории города, архитектуре.
· Краткое ознакомление с историей возникновения города Пушкина
Семейная образовательная прогулка.
Маршрутный лист
Уважаемые друзья.
А знаете ли вы, что в 2021 году исполнилось 85 лет сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»? Эта сказка была написана в Царском Селе, где тогда жил А. Толстой на ул. Пролетарская (ныне ул. Церковная). Мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие по улицам города Пушкина. Зачем спросите вы? А для того, чтобы узнать можно ли по внешнему виду здания и по его внутреннему обустройству, понять для чего оно предназначено. А в этом нам помогут герои сказки Буратино, Мальвина и Пьеро.
Итак, в путь!
1. Ваш путь следования отмечен на карте. Пройдите по этому пути. Найдите указанный дом.
2. Рассмотрите дом.
· Исследуйте здание снаружи и по возможности внутри. Какой он? Из каких частей состоит? Сколько в нем этажей, окон, дверей? Как этот дом украшен?
· Выясните, как служит это здание сегодня? Узнайте, а для чего дом строился изначально? Поменялось ли его назначение?
· Пофантазируйте, какой герой сказки о Золотом ключике мог бы оказаться в этом здании и при каких условиях (обстоятельствах). Соедините линиями картинки из сказки с подходящими зданиями.
3. Придя домой, пофантазируйте и придумайте свой дом для одного из героев сказки о Буратино, нарисуйте его и придумайте для чего он предназначен.
Информация для родителей.
«Вы живете в удивительном месте – Пушкине, городе с удивительными памятниками истории и культуры. Важной педагогической задачей, стоящей как перед ДОУ, так и перед родителями является формирование у ребенка собственного эмоционально-ценностного отношение к нашему городу. А для этого необходимо, чтобы ребенок взглянул на место своей жизни с необычной точки зрения и смог бы оценить свой город с иных ценностно-смысловых позиций. Предлагаем вам вместе с ребенком совершить путешествие, в ходе которого ваш ребенок сможет узнать много нового о тех объектах, которые он видит каждый день и порою не обращает на них никакого внимания. Объекты для исследования были выбраны такие, в которые можно войти внутрь. Возьмите с собой фотоаппарат и отправляйтесь в путь.
Начните свою прогулку от ресторана «Музей для друзей». В соответствии с картой дойдите до Дворца детского творчества, а затем к Дому молодежи.
Подойдя к каждому объекту, рассмотрите его. Спросите, что Ваш ребенок видит? Из каких частей состоит дом? Сколько в этом доме этажей, окон? Из какого материала сделан дом? Обсудите, что общего и чем отличается здание от раннее увиденного? Можно зайти внутрь здания и рассмотреть его внутреннее обустройство. Порассуждайте для чего предназначен этот дом? Почему ты так думаешь?
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).
Поделиться: