Авторcтво: Русанов Николай Валерьевич, педагог дополнительного образования, Толчельникова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга |
В Доме детского творчества «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга уже более 20 лет работает студия журналистики «Репортер». За эти годы она претерпевала изменения. Менялись преподаватели, корректировалась структура студии и учебные программы. Но оставалось неизменным то, что школьники района и города получали базовые знания по журналистике и выпуску газеты. Они учились отстаивать свое мнение, ставить проблемы, задавать собеседникам интересные и неожиданные вопросы, работать в команде, добиваться результата, выпускать учебную газету, участвовать в творческих конкурсах и постигать основы профессии.
Несколько лет назад студия «Репортер» стала называться медиастудией. Она работает в рамках Опорного медиацентра «ЛУЧ» ДДТ «Юность» и включает в себя две учебные программы, два объединения: «Основы журналистики и литературного творчества» (педагог – Марина Валерьевна Толчельникова) и «Выпуск газеты» (педагог – Николай Валерьевич Русанов).
Каждый из педагогов играет свою роль, обучает школьников определенным навыкам. Но по-настоящему выиграть можно только вместе. Вместе работать на общий результат и вместе делать процесс обучения полезным и увлекательным. И здесь уже не обойтись без наставничества. Им пронизана вся работа по созданию дружной команды учащихся, которая не только осваивает теорию, но и занимается выпуском учебной газеты, постигая профессию журналиста на практике.
Наставничество – важная составляющая учебного процесса. Оно непрерывно реализуется не только между учащимися (от 10 до 18 лет), но и между педагогами медиастудии «Репортер».
Марина Валерьевна Толчельникова:
- «Выпуск газеты» - предмет деятельности Николая Валерьевича, во многом перекликается с моим предметом, потому что журналистика не существует вне практики, без работы над газетой, без редакционной спешки, без дедлайна. В то же время он дает детям знания основ графического дизайна, навыки фотошопа. Как обработать фотографии? Как сверстать макет газеты, грамотно расположив текстовые и графические материалы? Но и его предмет невозможен без знаний основ построения текста. Как сочинить яркий выигрышный заголовок, который обеспечит 50% успеха материала? Как разбить текст на разделы? Каковы законы каждого из жанров?
Преподаю в ДДТ «Юность» уже более 10 лет. До этого имела большой опыт в журналистской и литературной работе. Окончила факультет журналистики ЛГУ, сотрудничала в качестве корреспондента с городскими и районными изданиями, а также публиковала свою прозу и поэзию, в 2008 году вступила в Союз писателей России. В студии «Репортер» начала свой путь с преподавания курса «Основы стилистики русского языка». Будущим журналистам очень важно грамотно излагать свои мысли, владеть всем арсеналом языковых средств, допускать как можно меньше стилистических ошибок в своих текстах (сегодня эти знания школьники получают в медиастудии «Репортер» уже в рамках предмета «Основы журналистики и литературного творчества»).
В те времена и пришел ко мне на занятие 13-летний Николай Русанов - любознательный, романтичный и немного застенчивый юноша, который любил слушать дождь и мечтать. Однако это не помешало ему быстро определиться с выбором жизненной цели. Я чувствовала в нем целеустремленность и талант, но тогда я еще не знала, что когда-нибудь буду работать с ним в тандеме. И не только я буду обучать его тонкостям языка и особенностям репортажа или очерка, но и он будет учить меня современным компьютерным технологиям и секретам верстки газеты.
На первоначальном этапе взаимодействия использовалась «классическая» модель наставничества: опытный педагог и молодой специалист. Исходя из исследований рынка труда в медиа-сфере, можно сделать вывод о том, что процесс передачи профессиональных знаний сводится к обучению базовым приемам сбора и обработки информации, а также возникновения страха конкуренции у старшего поколения. Есть риски возникновения конфликтов и непонимания к относящихся к опыту старших коллег. Но, мы постарались отбросить все сомнения. Ведь главное – создать сильную команду, которая работает сообща, в содружестве и объединена общей идеей. К тому же у более опытного (старшего) поколения уже развит навык анализа информации, умение «читать между строк», в копилке прочитанного огромное количество материала.
Николай Валерьевич Русанов, руководитель объединения «Выпуск газеты» медиастудии «Репортер»:
- В восьмом классе я решил записаться в студию журналистики «Репортер» ДДТ «Юность». Мне нравилось то, что журналистика охватывает множество жизненных сфер и позволяет значительно расширить круг общения. В студии, помимо работы с текстами, я освоил компьютерный дизайн, обработку фотографий, создание макета газеты. Стал лауреатом журналистских конкурсов, активно участвовал в выпуске учебной газеты. «Юность» помогла мне определиться с выбором будущей профессии — понять, что издательское дело — моё призвание.
После школы поступил в Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. На вечернем отделении по специальности «Журналистика» в тот год было всего пять бюджетных мест. Прошел. Помогли занятия журналистикой и собранное благодаря им богатое портфолио. Ещё студентом вернулся в ДДТ «Юность», но уже как педагог, и стал вести занятия по программам «Настольные издательские системы» и «Выпуск газеты». Поначалу было страшновато выступать в роли педагога перед учащимися, которые практически - твои ровесники. Только с опытом удалось обрести уверенность в себе, завоевать авторитет у своих учеников, не переставая, при этом, учиться у них, прислушиваться к их идеям, а также перенимать опыт и прислушиваться к советам более опытных коллег.
С течением времени взаимодействие наставника и наставляемого переросло в действительно сильный тандем - наша поначалу маленькая команда росла, приходили новые педагоги в коллектив, с которыми мы совместно с Николаем Валерьевичем готовы делится знаниями и опытом.
Так как у Николая Валерьевича все же основным направлением работы и предметом преподавания является «Выпуск газеты», он делал упор на развитие своих узкопрофессиональных компетентностей. Для этого он изучает специальную литературу, проходит онлайн курсы, и по графическому дизайну, и по журналистике.
Николай Валерьевич Русанов, руководитель объединения «Выпуск газеты» медиастудии «Репортер»:
Занимаясь с подростками, стараюсь минимизировать скучную теорию, отходить от традиционных форм обучения. Для этого постоянно разбавляю теорию практическими заданиями в игровой форме. Объясняя материал, использую наглядные средства: презентации и видеоматериалы. Для закрепления знаний провожу викторины и даю различные задания. Даже такое, казалось бы, теоретическое занятие, как изучение истории журналистики, становится для ребят практическим: каждой команде по жребию достается определенная эпоха, начиная с древних времен, и ребятам необходимо создать макет газеты, таким, каким бы он мог выглядеть в то время.
На сегодняшний день уже Николай Валерьевич обучает и помогает совершенствовать образовательный процесс не только у Марины Валерьевны, но и у многих других педагогов Дома детского творчества «Юность». Он проводит мастер-классы, обучающие семинары по современным цифровым технологиям. На примере журналистики Николай Валерьевич объясняет сложный материал проецируя его на другие сферы деятельности и направления работы.
Учебная газета «18 минус» - наше общее детище. Результат работы двух объединений, составляющих одно целое. Вот почему нам так важно учиться друг у друга, прислушиваться к подсказкам и советам, не обижаться на замечания.
Работая над учебной газетой медиастудии «Репортер», можно себя реализовать в самых разных направлениях. Журналистика — это ведь не только сбор материала и написание текстов. Это редакторская и корректорская работа. Это и фотография, и веб-дизайн, и верстка.
Кроме того, наша деятельность включает в себя участие в журналистских и литературных конкурсах, где также можно проявить свои способности.
Наставничество и непрерывная работа в тандеме позволяет нам быть в курсе того, чем живут наши общие ученики, что их интересует. Вместе мы стараемся способствовать тому, чтобы наши ребята стали по-настоящему творческими личностями и понимали свои жизненные цели.
Литература
- Дистерло Г.В. Соответствие современного журналистского образования запросам потенциальных работодателей // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. №4 (27). С. 82-88.
- Батышев С.Я. Основы педагогической деятельности наставника / С.Я. Батышев. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
Поделиться: