Авторcтво: Дрягина Юлия Анатольевна, учитель ИЗО ГБОУ школы №534 Санкт-Петербурга |
Тема урока: В бескрайнем море книг. Многообразие форм графического дизайна. Методическая разработка.
Класс: 7
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование художественных представлений о книге с точки зрения искусства дизайна, умений и навыков художественно-конструктивной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
· создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний о многообразии форм полиграфического дизайна, о приемах и принципах художественного оформления книги;
· сформировать представления об основных элементах книги;
· сформировать навыки работы в области макетирования;
· обучать приёмам и навыкам графического дизайна, на основе знаний классической и декоративной композиции в процессе изучения и освоения видов полиграфического дизайна;
· научить создавать макет разворота в полиграфическом дизайне;
Воспитательные:
· формировать навыки трудолюбия и усердия;
· воспитывать любовь и интерес к искусству, её истории и культуре; приобщение к конструктивным и изобразительным видам искусства посредством собственного творчества;
· формирование интереса к изучению предмета.
Развивающие:
· содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;
· развивать творческое воображение;
· приобщать учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;
· развивать логическое мышление и конструкторские способности;
1 Слайд
Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует?
Есть листок, есть корешок,
Но не куст то, не цветок.
Не имеет лап и рук,
Но приходит к нам, как друг!
На коленки тихо ляжет,
Обо всем вокруг расскажет.
Перед вами загадка. Кто может мне дать на нее ответ?
*отвечают*
Давайте проверим ответ.
2 Слайд
Ответ: КНИГА
Правильно. Умнички. Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок?
*Называют примерную тему, связанную с искусством изображения книги*
3 Слайд.
В бескрайнем море книг. Многообразие форм графического дизайна
Прекрасно. Теперь мы с Вами знаем, о чем с Вами будем говорить. Давайте посмотрим на вещи, которые я вам приготовила.
*Классу демонстрируются книга, буклет, календарь, листовка и т.д.*
Скажите, все, что у меня в руках, является книгой? Нет? Почему вы так считаете?
Потому что они разные по форме/размеру/содержанию/ и т.д.
Какая тогда цель нашего урока будет? Что мы с Вами должны сегодня узнать?
*узнать строение книги и нарисовать что-то из строения. Возможно, обложку*
4 Слайд
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с основными элементами строения книги и выполнить рисунок одного из элементов.
Для того, чтобы достичь необходимого результата, нам нужно составить с вами план работы. Итак, что мы должны узнать с вами на уроке? Обратимся еще раз к герою нашего урока. К книге. Каковы ее важные, отличительные черты?
*Проговаривают, ищут варианты. Составляется план работы*
5 слайд
ПЛАН УРОКА:
• Состав, строение книги
• Необходимое наполнение каждого элемента
• Принципы взаимодействия текста и иллюстрации
• Практическая работа
*Все пункты озвучиваются, сопоставляются с тем, что называли учащиеся*
Ну что ж, приступим к его выполнению.
6 слайд.
Элементы книги
7 слайд.
Переплет
Переплет - прочное покрытие издания, сложнее по строению, чем обложка.
8 слайд.
Обложка - это бумажное покрытие книжного блока (скрепленных страниц). Прочность зависит от типа выбранной бумаги
И обложка, и переплет содержат основные выходные данные о книге – название, автор, год издания, издательство.
9 слайд.
Форзац
Форзац - Бумажный лист, скрепляющий переплет со всем блоком страниц.
10 слайд.
Титульный лист и фронтиспис
• Титульный лист – это лист книги, на котором указываются основные данные: ФИО автора, название книги, том, место издания, издательство, год. Может сопровождаться рисунком.
• Фронтиспис – иллюстрация рядом с титульным листом, на котором изображается самое главное, что есть в книге. Это портрет писателя или поэта, изображение главного героя, карта, важный момент.
11 слайд.
Разворот
Разворот – это две развернутые страницы. Развороты бывают с различными вариантами размещения текста и иллюстраций.
Остановим свое внимание на развороте, так как развороты составляют большую часть состава книги. Напоминаю, что сегодня книгу мы рассматриваем не столько как носитель информации, сколько произведение искусства.
Я принесла вам книги “Красная шапочка” автора Шарль Перро. Произведение одно, но книги разных издательств и года выпуска. Что вы думаете о развороте? Какую книгу интереснее рассматривать? Почему?
*учащиеся ведут рассуждения. С помощью учителя подводим к соотношениям размеров текста и иллюстраций*
12 слайд
Мы с вами говорили о таких понятиях как виды равновесия объектов. Когда соблюдается равновесие объектов либо путем идеальной симметрии, либо путем динамического равновесия.
Этот принцип соблюдается при распределении масс текста и иллюстраций на развороте.
Книга – это составной продукт. Обложка, форзац, фронтиспис и титульный лист, развороты – все это отдельный продукты деятельности, которые в совокупности создают книгу. Поэтому он должны быть гармоничны между собой, объединены единым стилем, видом. Как нам сделать так, чтобы все они были сочетаемы между собой? Ведь если мы сразу их будем печатать, и они не будут подходить, много труда уйдет в пустую. Как этого не допустить?
*ЭСКИЗ СТРАНИЦ*
13 слайд.
Макеты полиграфического издания. При создании макета любого элемента книги должна присутствовать ГРАФИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА
(заглавие, иллюстрация, текст, выделенный шрифтом)
14 слайд.
Задание на урок.
Задание на 1 урок. Выполнить иллюстрированный макет разворота страницы книги “Волшебник изумрудного города”
Требования:
• Композиция в листе
• Аккуратность
• Горизонтальная ориентация листа
• Наличие полей
• Текст обозначается линиями
• Иллюстрация по содержанию книги выполненная в карандаше.
Вы можете выполнить разворот для любого эпизода книги. Сам изумрудный город, встреча Элли и Страшилы, знакомство с Железным дровосеком, Летучие обезьяны, как домик Элли уносит ураган. Это может быть портрет персонажа, пейзаж какого-нибудь запоминающегося вида, тематический натюрморт. В этом ваша фантазия абсолютно свободна.
*Проведение текущего контроля учащихся в процессе работы*
За 5 минут до конца занятия оповестить, что пора приводить работы в порядок и заканчивать. Проверить наличие подписи ФИО и класс.
Сдаем работы, вы сегодня большие умнички. Всем спасибо за урок.
Поделиться: