Поиск по сайту

Народные праздники в детском саду


Авторcтво: Каплунова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга



Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Их содержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторического прошлого. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, наши дети должны быть участниками традиционных праздников на Руси.

Свойство народных праздников - это осмысление событий из жизни народа, природы и духовной истории. Все это делает их незаменимым и важным в воспитательной работе с детьми. Дошкольники, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и красоты.

Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия.

Очень важным для духовно-нравственного воспитания в нашем детском езду является проведение календарных праздников: осенью - «Осенины», «Ярмарка», «Посиделки»; зимой - «Рождество», «Святки», «Масленица»; весной - «Встреча весны» («Жаворонки»), «Пасха»; летом - «Праздник русской березки» (Семик - Троица).

Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа.   

Хочется рассказать подробнее о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.

«Осенины»

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с бабьего лета (с 14 по 27 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень праздником урожая. С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. 14 сентября по церковному календарю значится как Семин день (первые осенины). Затем шли Вторые Осенины. Они совпадают с днем Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Этот день отмечался праздником урожая, играми и песнями. На Воздвижение (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка капусты, устраивались вечерки с пирогами. С Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) заканчивались осенние хороводы, начинались посиделки. «Посиделками» называли сбор парней и девушек в осенне-зимний период, которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову.

«Пришли Святки - запевай Колядки!»

При проведении праздника «Пришли Святки - запевай Колядки!» дети не только вволю повеселятся, но и познакомятся с древним обрядом колядования. Время от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. В старину по вечерам дети ходили по домам и пели особые песни-колядки. Ходили группами, наизнанку надевая зимнюю одежду, разукрашивая лицо, изменяя при пении и обрашении к хозяевам голоса – чтобы не узнали. Заходили в дом только к знакомым, выпрашивая угощение:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, лепешками, со свиными ножками!

Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!

Подавай да не ломай, а по целому давай:

С луком, с перцем, с комариным сердцем!»

1.JPG

Хозяева никогда не выгоняли детей и угощали всех, кто приходил – пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся». Такое весёлое передвижение детворы от дома к дому, с пением и просьбами об угощении называют обрядом колядования. В старину он был самым любимым развлечением детворы среди других зимних забав.

Проводя предварительную работу, мы разучиваем святочные песни, колядки, частушки, игры и хороводы. Объясняем значение слов коляда (от лат. «выкликать»), колядка (короткая песня величально-поздравительного характера), колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слова овес, сеять; песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье). Дети совместно с воспитателем могут изготовить рождественский подарок для гостей – коляду.

«Как на масляной неделе из трубы блины летели!»

Масленица – наиболее любимый праздник детворы: шумный, весёлый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т.е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? По древнему календарю Масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. Отсюда и вывод – блины должны быть обязательно, и чем больше, тем лучше. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.

2.JPG

«Встреча весны»

На празднике «Встреча весны» водят хороводы и поют песни о весне, повторяют заклички, прибаутки: «Зима на исходе, весна на пороге». Детям рассказывают, что 13 марта день Василия – капельника, так как уже со всех крыш сосульки плачут; а 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния, день равен ночи. (12 часов день, 12 часов ночь). Дети обращались к солнышку: «Гори, солнце ярче. Лето будет жарче. А зима теплее. А весна милее».

«Пасха»

Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. В проведении этого праздника и других, нам активно помогают педагоги фольклорного ансамбля Глеб Анатольевич Артеменко и Татьяна Геннадьевна Удалова.

3.JPG

«Семик»

Семик – один из самых главных праздников земледельческого календаря. Его ещё называют Праздник русской берёзки Он приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, праздник прославляющий красоту зеленеющей природы.

. На Руси этот праздник отмечали весело.

Главный атрибут этого праздника – берёза. На Семик украшают березу, завивают из веток венок, вешают ленты и приговаривают: «Вьют венки на все праздники на духовные, на венковые!» Поют песни о берёзке, водят хороводы, играют в народные игры. А в Троииин день девушки шли развивать березу, целовались сквозь веночки, гляделись в них, обменивались платочками, колечками, то есть - кумились (становились кумушками).

При организации праздников соблюдаются следующие принципы, которые характерны для русского досуга: это душевное возвышение и единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка: он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Радостная атмосфера детских праздников создаёт благоприятный климат в детском коллективе. Способствует развитию эмоциональной сферы, вызывает удовольствия и побуждает детей к общению с «прекрасным», формируя культурные интересы и потребности. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами.

Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры русского народа. Поэтому необходимо постоянная работа воспитателей и музыкального руководителя в этом направлении для гармоничного воспитания наших детей.

4.JPG

Литература

1.       Погодина С. В. Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников. Дошкольное воспитание 2015 г.

2.       Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. Мозаика- Синтез 2005 г.

3.      Кулолаева О. А. Золотые зернышки. Методическое пособие по духовно- нравственному воспитанию дошкольников. 2005 г.


Поделиться: