Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Электронные образовательные ресурсы как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории
. «Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на: • овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ». Бесспорно, одним из эффективных средств при формировании таких умений организации системно-деятельного подхода в образовательном процессе выступают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе способствует интенсификации учебного процесса, его оптимизации, повышению интереса учащихся к изучению предмета, реализации идеи развивающего обучения, увеличению объёма самостоятельной работы. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, как при объяснении нового материала, сопровождая урок анимированными рисунками и картами, так и при закреплении и повторении знаний, включая в урок тренажеры. Существуют различные классификации электронных образовательных ресурсов: • по типу среды распространения и использования: интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»; • по виду содержимого контента—электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы; • по реализационному принципу—мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения; • по составляющим входящего контента—лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://schoolcollection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Существуют три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля. Курсы истории Древнего мира, Средневековья, Новой и Отечественной истории в электронных учебниках представлены в широком информативном спектре — энциклопедические сведения, документальный и источниковый аппарат, насыщенный глоссарий, контрольный блок. Обучающихся сначала опрашиваю по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала обучающиеся парами садятся у компьютера, начинают работать со структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. С помощью ЭУ выполняются практические задания, осуществляется поиск информации для ответа на проблемный вопрос. Например на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Батыево нашествие на Русь» я применяла электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI в.», изд. Просвещение, которое можно скачать также по ссылке http://catalog. prosv.ru/item/6593. Учащиеся работали с интерактивным атласом приложения, после чего полученные знания применили в печатных контурных картах, закрепляли и проверяли знания в тренажерах. Фактологический материал был закреплен при помощи онлайн-платформы Lecta (https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/1019418– 10 (Монгольское нашествие на Русь-Хронология) — Расположить в хронологической последовательности исторические события, https://reader.lecta.rosuchebnik. ru/read/1019418–10 (Монгольское нашествие на РусьКарта) — Расставить на карте даты военных походов монголов). Данные задания можно выполнять как отдельным учащимся на интерактивной доске, так и в парах за компьютерами в компьютерном классе. При изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» (5 кл.) на этапе актуализации знаний учащиеся выполняют практический модуль «Древнейшая Греция». Модуль позволяет закрепить осмысление темы «Древнейшая Греция». Работа подобного рода вызывает у учащихся особенный интерес, так как эти задания можно выполнять на интерактивной доске SmartBoard (сенсорный экран), самостоятельно «перетаскивая» объекты, в данном случае, на карте, при выполнении интерактивного тестирования можно видеть результаты своей работы. Электронные образовательные продукты не занимают большую часть урока, а наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, например, во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ запустив, сконструированную модель. В условиях реализации ФГОС ученик сталкивается с большим объёмом информации, которую предлагает учитель или добывает сам ученик. Задача учителя состоит в выборе оптимальной формы представления данной информации. На своих занятиях я использую разные приемы визуализации, которые помогают: поддержать познавательную деятельность; • увидеть ранее скрытый смысл; • изменить перспективу видения и найти новую точку зрения; • запомнить информацию. В настоящее время задача учителя не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Библиографический список. 1. Вольнова С., Медников Н. Творчество на экране // История.— 2008. — № 5. С. 36–39. 2. Гукова В.В. и др. История. 5–11 классы: технология современного урока.—Волгоград: Учитель, 2009. 3. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История. 5–8 классы: интерактивные методы преподавания.—Волгоград: Учитель, 2010. Поделиться: |