Авторcтво: Палачева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ Борисоглебская СОШ №2, посёлок Борисоглебский Ярославской области |
Представленное занятие является одним из вариантов мероприятий, способствующих речевому развитию дошкольников. Основная цель – привлечь внимание детей к звучащему слову, сформировать понимание, что каждое слово имеет свой смысл, что иногда за очень знакомым словом скрывается его неизвестное значение. Дети на занятии были активны, с интересом включались в предлагаемые обсуждения, отвечали на вопросы и сами их задавали. Одной из задач занятия было – создать условия для активного речевого общения, где ребёнок выступает в роли полноправного собеседника. Как показало занятие - детям это нравится.
Здесь можно кратко отметить, кто из детей был наиболее активен при обсуждении, как дети помогали друг другу при ответах, спорили.
Еще одной задачей данного занятия было помочь детям раскрыть смысловое значение слов: «весна» и «звук». Предложенные детям задания – изобразить слово при помощи цвета, формы, ритма рисунка, были для детей достаточно сложными, но интересными. Включение воображения, творчества помогло детям прочувствовать смысл слов «весна» и «звук», их значение для человека и передачи его настроения.
Очень значимым, с нашей точки зрения, является то, что работа над словом затронула эмоции ребенка, помогла выявить им оттенки настроения героев рассказа – Синички, авторов и исполнителя песни о весне, их собственное отношение к весне и ее звукам, когда они рисовали свои ассоциации по теме занятия и собирали их под названием «Наше весеннее настроение».
Надеюсь, что теперь дети будут более внимательны к произносимым словам, будут стремиться выяснить и понять, что обозначают слова, которые они слышат при чтении книг, в повседневной жизни, будут их грамотно и ответственно их использовать в своей речи.
А это и является одной из задач корнеслова, которую мы можем решать с детьми дошкольного возраста.
Интерес к слову, к своей речи – что может быть важнее?
Непосредственно образовательная деятельность на тему «Весна идёт – весне дорогу!»
(методическая разработка).
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно – эстетическая, социально - коммуникативная.
Тип НОД: интегрированная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативно - речевая, двигательная, музыкальная, продуктивная.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Материал и оборудование:
Дидактический наглядный материал, аудиозапись звуки весеннего леса, фонограмма песни …, музыкальные инструменты, мольберт, краски, карандаши.
Цель НОД: привить интерес к слову, к открытию и пониманию смысла слов и образных выражений.
Педагогические задачи:
- вызвать чувство любования красотой родной природы;
- обогатить представление детей, о том, что слово имеет возможность воплощения через образ, цвет, звук; каждое слово звучит и имеет своё значение;
- познакомить детей со смысловым понятием слов: звук, весна.
- формировать способность вслушиваться в слово, его звучание;
- закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы, поддерживать тему разговора;
- закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
- развивать творческое мышление и выражение «слова» в звуке, рисунке.
Предполагаемый результат:
- обогатилось представление детей, о том, что слово имеет возможность воплощения через образ, цвет, звук; - закреплены навыки устной речи; обогатился речевой словарь;
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель и дети «кучкой» проходят в зал, здороваются с членами жюри. В зале фоном звучит музыка весеннего леса, педагог тихо, загадочно предлагает детям пройти и присесть на ковёр.
Воспитатель: проходите ребята, но только очень тихо присаживайтесь на ковёр – полянку. Дети слушают звуки.
Музыка постепенно затихает, и звучат вопросы педагога, мотивирующие детей на предстоящую деятельность.
Музыка затихает, и педагог сразу начинает петь весеннюю песенку.
«Весенняя песенка» на мотив попевки «Андрей – воробей»
Весна пришла, солнца свет принесла
Побежали ручьи, прилетели грачи.
Звенит капель: дзинь – зи –лень, дзинь – зи – лень
Просыпается лес, полон дивных чудес.
Зажужжали шмели, распустились цветы
Все птахи поют, нас в гости зовут.
Весна пришла радость всем принесла!
Вопросы к детям: что вы слышали? (пауза, жду ответов от детей). Какие голоса? А мой голос слышали?
Наводящие вопросы: А звуки капели? А жужжание шмеля? А шелест нежных первых листочков? А капельки дождя? (говорить только после ответов детей ).
Как вы думаете, где мы? Ответы:…..лес, парк, природа.. Воспитатель: да, мы в лесу. А вы знаете, что в лесу все звуки слышатся по-другому? Как вы думаете почему? Ответы:…..Воспитатель: я свами согласна и не согласна. А что такое звук? Что обозначает слово звук? Ответы: ….если молчат помочь вопросами. Воспитатель: Я открою вам секрет, слово звук произошло от слова звать. Как мы обращаемся друг к другу? Дети: по именам. Правильно когда называют наше имя, мы откликаемся на него, отзываемся. Каждое имя звучит. Также и в природе всё имеет своё неповторимое звучание, которое ни с чем другим спутать невозможно.
Какие созвучные слова со словом звук можете назвать? Ответы: …звенит, созвучный, звучать, стук…спросить, а в чём смысл слова (дети могут подбирать рифму или однокоренные).
Воспитатель: ребята, а почему именно весной столько разных звуков в природе, в лесу? Ответы:… Воспитатель: Конечно, природа радуется пробуждению после долгой и холодной зимы и веселиться. Человек, тоже неотъемлемая часть природы и как всё живое радуется тёплому весеннему солнцу, слушая пение птиц, созерцая появление маленьких листочков, радостно улыбается и на сердце становиться весело. Можно даже так сказать: «…И тает лёд и сердце тает».
Ребята я сейчас предложу два утверждения, а вы попробуйте выбрать на ваш взгляд правильное.
Весна это – холод, замирание, покой. Или весна это - тепло, пробуждение, веселье?
Ответы:
Осмысление слова весна.
Ребята, а кто может исходя из нашего утверждения, предположить, почему весну называют весной? Ответы: она красивая, всё распускается, с приходом тепла все веселятся..
Воспитатель: Вы правы, дети. Но давайте попробуем разобраться повнимательней. Всё в живой природе имеет способность к продолжению жизни. Дети появляются от родителей, птенцы от родителей птичек, листок из почки, росток из корешка, так и у слов ребята, тоже есть родители. Слово весна появилось от слова весёлый. Все в природе веселятся и радуются с приходом тепла. А давайте послушаем, какие звуки нас окружают сейчас?
Трудно найти такого человека, который бы не любил весну. Писатель В.В. Бианки наверное лучше чем остальные люди понимал природу и писал о ней. Хотите заглянуть в волшебный весенний мир природы, о котором писал Виталий Валентинович? Ответ: да.
Воспитатель на фоне музыки весны эмоционально читает отрывок из рассказа «Синичкин календарь» отрывок из текста «Май» В.В. Бианки.
Воспитатель: Однажды Виталию Валентиновичу Бианки посчастливилось понаблюдать жизнь птички синицы. И он написал об этом весёлый рассказ. А садитесь – ка на палас , закройте глазки и постарайтесь узнать, что услышала синичка.
……Тут и начался лесной праздник.
Засвистал, защёлкал в кустах Соловей.
В каждой луже урчали и квакали лягушки.
Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала Кукушка.
Друг Зиньки – Дятел-Красношапочник – и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь.
А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.
Зиньке всё было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми.
Воспитатель: Ребята, кто услышал, как зовут главную героиню синичку? Ответ: Зинька.
Как вы думаете , почему автор назвал её именно так? Произнесите слово Зинька медленно и вслушайтесь, какие звуки вы слышите? Ответы: Зинь – ка, зинь,зинь – это звуки колокольчика или капелек. Чему радовалась Зинька? Ответы: теплу, солнышку.
Воспитатель: Что услышала синичка? Если детки затрудняются, то используем наводящие вопросы. Например: какие звуки издавал дятел? Ответ: барабанил. А как веселился соловей? Ответ: свиста, щёлкал и т.д. Что выражают эти слова? Ответ: звуки веселья и радости.
Воспитатель: включить фоном звуки леса. А куда ребята, нас звали эти звуки? Ответы: в лес….остаться в лесу.
Воспитатель: у весны множество звуков, они бывают разными. А у звука может быть форма? А какого цвета звуки весны? Ответы: Это и пение птиц, и голоса различных насекомых, звуки весенней грозы и много других. Весна яркая: зелёная жёлтая, голубая… А что нужно сделать, чтобы не забыть лес? Ответ:.. А как можно запечатлеть лес? Ответ: сфотографировать, нарисовать.
Воспитатель: только давайте усложним задачу, попробуем нарисовать не сам лес, а звуки весеннего леса! Нарисуйте то, что вы услышали в песне, рассказе, в природе, когда отдыхали с семьёй. Звуки быстро появляются и быстро исчезают, будем рисовать в быстром темпе, чтобы не опустить звук.
Звучит музыка, дети рисуют за столами стоя. Материалы для работ на выбор.
По мере окончания работы воспитатель спрашивает детей о том, что они нарисовали и сразу размещает работы на столе в ряд. Вопросы: Какой нравится звук, какой не нравится? Какой цвет нравиться или не нравится? Какие линии используешь?
Воспитатель: ребята, что вы чувствовали, когда рисовали? Кого представляли? Зачем вы рисовали звуки весны? Ответы: чтобы не забыть, чтобы найти звуки природы…
Когда ваши работы высохнут, мы соберём их все вместе и создадим маленькую книжечку. Только как бы нам её назвать? Ответы: весна, радость.. Воспитатель: А может «Звуки весны?»
Воспитатель: На ваших картинах яркая весенняя природа, радующиеся взрослые и дети, птицы, насекомые… но они молчат, давайте попробуем добавить весенние звуки, создадим весеннее настроение к нашим иллюстрациям.
Игра в оркестре: для этого ребята создадим маленький оркестр, выбирайте инструменты, которые на ваш взгляд подходят для озвучивания вашей работы и вставайте в последовательности расположенных иллюстраций.
Далее дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, которые , по их мнению подходят для озвучивания. Идёт экспромт, воспитатель по очереди называет работу и описывает то, что на ней и дети добавляют музыкальное сопровождение. Звучит также минусовка «звуки природы».
Например: первая работа Маши, голубое небо, солнце, деревья с маленькими зелёными листочками. Я говорю: «Наступила весна, солнышко с каждым днём всё веселее светит» ребёнок играет на металлофоне и т.д. со следующими работами.
Воспитатель: как музыкально и весело у нас получилось озвучить наши работы, оказывается, весь наш мир пронизан звуками, только немножко нужно прислушаться, быть зорким и уметь подмечать то, что вокруг нас. Каждая ваша картина прозвучала!
Итог работы игра на эмоциональное сближение и знакомство с понятием звук под музыку.
Воспитатель шёпотом подзывает детей.
- Ребята, идите- ка сюда. Давайте подарим друг другу звук, у каждого он свой неповторимый. Каждое имя звучит. Также и в природе всё имеет своё неповторимое звучание, которое ни с чем другим спутать невозможно. Представьте, что у каждого в ладошках притаился звук весны. Передайте из ладошки в ладошку свой особенный весенний звук. Я дарю Мише звук лучистого солнышка, а какой звук подаришь ты Миша Маше?
Я подарю Маше пение соловья и т.д. Взять последнего ребёнка за ручку и предложить подарить звуки радости , которая собралась в его ладошках , взрослым.
Воспитатель: Ребята, мы смогли сегодня увидеть звуки весны в красках? А услышать в звуках? Подарки подарили? И совсем не заметили, как опять очутились в городе. А сейчас звуки весны зовут нас на прогулку. Мы пойдём искать звуки города, нам стоит только быть очень внимательными и тогда удивительный мир откроется нам!
- У меня к вам только последний вопрос. А какие бывают звуки? А бывают приятные и неприятные? А бывают добрые и злые? А радостные и тревожные? Ответы: да.
Воспитатель подводит детей к выводу: вот так и каждое наше слово может огорчить, а может и порадовать. Давайте будем внимательны к словам, которые произносим. Каждое слово имеет свой смысл. Будем говорить больше весёлых, радостных и добрых слов и наш мир обязательно станет ещё прекраснее. А сейчас идём на прогулку!
Поделиться: