Авторcтво: Дудина О.В., педагог дополнительного образования, педагог-организатор, Никитина Ю.А., педагог дополнительного образования, Шастин Я.А., концертмейстер ГБУ ДО ДДТ «Современник» |
Знакомство с народными инструментами, помимо приобретения новых знаний, несёт в себе расширение общекультурного кругозора слушателя. В последние годы прослеживается интерес к русской народной культуре: как к песенной, так и инструментальной, поэтому проект «Где музыка льётся, там веселей живётся», знакомство с русскими народными музыкальными инструментами» является актуальным и востребованным. Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре через знакомство с русскими музыкальными инструментами и устным народным творчеством привело к созданию и реализации данного проекта.
Вид проекта
По тематике: информационный.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный, реализуется в течение одного учебного года.
Целевая аудитория:
- учащиеся ансамбля русской песни «Перезвон» ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга
- учащиеся ДДТ «Современник»
- учащиеся начальных классов школ №№ 453 и 483, 494 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- воспитанники детского сада № 67 Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель проекта: приобщение детей и подростков к русской народной музыкальной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта:
- познакомить детей и подростков с русскими народными музыкальными инструментами, историей возникновения и развития, со звучанием инструментов
- найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации
- формировать эстетический вкус детей и подростков
- развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух
- закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, свистульки, колокольчики)
- воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке
Актуальность проекта - сохранение русской народной музыкальной традиционной культуры в современных условиях.
Методы обеспечения:
- познавательно-игровые занятия
- игра на музыкальных инструментах
- музыкально-дидактические игры
- познавательные беседы
- постановка музыкальной сказки
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
- создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов);
- беседы о русских народных музыкальных инструментах;
- прослушивание произведений для народных инструментов;
-формулирование проблемных вопросов;
-выдвижение гипотез;
- планирование работы.
2. Реализация проекта:
Теоретическая часть.
Составление плана деятельности:
- сбор сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации;
- создание презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
- знакомство с художественными произведениями, в которых есть информация о русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);
- демонстрация звучания русских народных музыкальных инструментов;
- составление рассказов об истории этих инструментов;
- подбор музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- подбор упражнений для развития мелкой моторики рук;
- подбор музыкального репертуара для совместной игры на музыкальных инструментах.
Практическая часть:
- сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет);
- показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты»;
- беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах);
- игра на музыкальных инструментах;
- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук;
- игра на музыкальных инструментах в оркестре.
3. Заключительный этап:
- обобщение и систематизация полученных знаний
- проведение заключительного мероприятия с просмотром презентации о деятельности проекта, совместное музицирование на русских музыкальных инструментах, театрализация музыкальной сказки.
Заключение.
Реализация проекта «Где музыка льётся, там веселей живётся», знакомство с русским народными музыкальными инструментами» обнаруживает эффективность и востребованность как для участников проекта, учащихся ансамбля «Перезвон», так и для учащихся школ и воспитанников детских дошкольных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга. Благодаря данному проекту, учащиеся могут прикоснуться к традиционной русской музыкальной инструментальной культуре, узнать историю народных инструментов, услышать их звучание и самостоятельно музицировать на народных музыкальных инструментах.
Литература
1. Банин А.А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции. Музыкальная фольклористика. Вып. 3. - М., 1986.
2. Белов В. Очерки о народной эстетике. – М.: Молодая гвардия, 1989.
3. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - М.: Советский композитор, 1986.
4. Вертков К. Русские народные инструменты. - Л.: Музыка, 1975.
5. Из истории развития народных музыкальных инструментов на Руси. – М.: Пресс, 1998.
6. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления - М.: Эксмо, 2010.
7. История русской музыки: В 10 т. Т. 1. Древняя Русь XI—XVII веков / Ю. В. Келдыш. - М., 1983. С. 66-67.
8. Казаринова А.В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе. – М.; Музыка, 1999.
9. Колчин Б.А. Коллекция музыкальных инструментов древнего Новгорода // Новые памятники и открытия. - М., 1974. С. 185-186.
10. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре/ В. Мироманов. – М., 2003.
Поделиться: