Поиск по сайту

Неформальные модели развития профессиональной компетентности педагогов в области проектирования социокультурных практик школьников


Авторcтво: Бернатович Ирина Валентиновна, директор ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


      В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы подчеркивается необходимость обеспечения преемственности и непрерывности образования, мобильности и гибкости к повышению квалификации педагогов. Идея о непрерывном образовании появилась еще 100 лет назад, но новой реальностью в жизни нашего поколения она становится только сейчас. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога Элвина Тоффлера: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
      Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В связи с этим возникает необходимость использования наряду с формальными формами обучения педагогов (курсы повышения квалификации и переподготовки) неформальное и даже информальное образование.
      Под «неформальном образованием» мы будем понимать процесс получения новых знаний, который зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.
      «Информальное образование» – индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, сопровождающий его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общения, чтения, посещения театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотра СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства культуры в инструменты своего самосовершенствования.
Для развития профессиональной компетентности педагогов нам кажется необходимым отдавать предпочтение неформальным моделям обучения, опираясь при этом на опыт, полученный воспитывающими взрослыми в ходе повседневной жизни (информального образования).
       Методической темой работы нашей школы является использование социокультурных практик в учебно-воспитательном процессе. Поэтому разработка неформальной модели образования педагогов была содержательно связана с данной проблематикой.
       Стоит отметить, что проектирование социокультурных практик школьников – непростая задача, решение которой во многом зависит от профессионализма воспитывающих взрослых. Проектирование воспитательной работы в ОУ на основе социокультурных практик заставляет педагогов, прежде всего, пересмотреть свое отношение:
… к ученику как субъекту жизни, способному к саморазвитию и самоизменению;
… к воспитанию как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников;
… к образовательному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события;
… к себе как к посреднику между учащимся и окружающим миром, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей.
       Учителю (классному руководителю), реализующему практики, приходится освоить новые для себя роли. Отметим их.
 • Коуч (от английского «тренер»). Это человек, который помогает обучающемуся достичь некой жизненной цели. Роль педагога в социокультурных практиках заключается в том, чтобы создать условия для выявления и осознания детьми того, каких навыков им не хватает, наметить стратегии их личностных изменений на основе имеющихся внутренних ресурсов.
 • Тьютор. «Тьютор» (в переводе с английского означает «наставник, опекун») – это педагог-координатор. Он поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Основная задача педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых школьники смогут сами найти стратегии решения той или иной проблемы. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в планировании действий по самоопределению и самореализации, в анализе результатов работы.
 • Фасилитатор. Английское слово «facilitate» означает «облегчать, продвигать». В рамках социокультурной практики педагог призван создать благоприятную доброжелательную коммуникативную среду, позволяющую школьникам совершить процесс самопознания. Учитель-фасилитатор дает возможность каждому ученику быть услышанным: он принимает все высказанные детьми версии, если они доказаны, он не критикует озвученные школьниками идеи, он не дает указаний, что и как нужно сделать, он не высказывает собственное мнение. Его задача – организовать общение внутри детского коллектива таким образом, чтобы сами школьники, опираясь на имеющийся у них субъективный опыт и культурное наследие, смогли найти ответ на тот или иной обсуждаемый вопрос. С помощью специальных технологий, методов и приемов коммуникативного взаимодействия педагог-фасилитатор направляет работу детей, помогает им услышать друг друга, отрефлексировать все прозвучавшие мнения и точки зрения, следит за соблюдением учащимися сформулированных ими же правил работы.
 • Медиатор. Медиация – это технология решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны (медиатора). Культурное наследие, которое привлекается в ходе социокультурной практики как средство решения личной или социальной проблемы, в силу своей многозначности может порождать множество разных интерпретаций. Нередко в ходе практики учащиеся «сталкиваются друг с другом», пытаясь отстоять личностно значимую позицию. Неприятие другого может приводить к конфликтам. Вот поэтому педагог должен быть готов неназойливо и осторожно принимать участие в их решении.
      Социокультурные практики, помимо новых ролей, требуют от педагога еще и владения «надпрофессиональными» знаниями и умениями – в области смежных дисциплин: культурологии, социологии, арт-педагогики, психологии личностного роста. Методы и технологии, используемые в рамках данных научных сфер, становятся частью воспитательного процесса, придавая ему неформальный и внеаудиторный характер.
Требования к профессиональной компетентности педагогов, реализующих социокультурные практики, стали «точкой отчета» для проектирования содержания программы неформального образования воспитывающих взрослых.
      Проведя диагностические исследования, связанные с определением профессиональных дефицитов педагогов (как нашего ОУ, так и других школ Калининского района), мы выявили высокую потребность педагогического сообщества в овладении новыми профессиональными компетентностями. Мониторинг показал, что наиболее предпочтительными для коллег способами повышения квалификации являются:
 • обучающие вебинары;
 • мастер-классы коллег, в том числе с участием детей;
 • презентация реализованных социокультурных практик.
       Таким образом, были разработаны три модели неформального обучения педагогов методике организации социокультурных практик:
1 модель – цикл вебинаров под общим названием «Школа социокультурного проектирования», разъясняющие теоретические основы данной технологии через показ конкретных практических примеров;
2 модель – педагогический клуб «Лаборатория “Социокультурные практики школьников: проектируем, реализуем, осмысляем”»;
3 модель – Фестиваль социокультурных практик «Небываемое бывает».
Отметим, что все заявленные модели основываются на принципах добровольного и гибкого участия, живого общения с носителями методического знания и возможностью повторно освоить непонятные или пропущенные темы программы обучения.
     Раскроем обозначенные модели неформального образования подробнее.
      Цикл вебинаров «Школа социокультурного проектирования»
Данная модель реализуется с весны 2020 года. Цель вебинаров – расширение представлений педагогической общественности Калининского района о сути и особенностях проектирования социокультурных практик школьников.
Вебинары проводятся один раз в месяц в онлайн формате, записываются и выкладываются в открытый доступ для просмотра теми, кто не смог присоединиться к прямой трансляции. В ходе вебинара участники могут задать вопросы в чате или включив свой микрофон.
Проводят вебинары педагоги-практики ГБОУ СОШ № 136 Калининского района, имеющие опыт реализации социокультурных практик.
Каждая встреча посвящена одному из проблемных методических вопросов. Всего за время работы были проведены 11 вебинаров. Обозначим их темы:
  • Социокультурные практики в образовательном процессе: разбираемся в понятия (апрель 2020);
  • Социокультурные практики в образовательном процессе: зачем они школе? (май 2020);
  • Этапы проектирования и реализации социокультурных практик (июнь 2020);
  • Особенности проектирования социокультурных практик для учащихся разных возрастов (сентябрь 2020);
  • Типология социокультурных практик: попытка классификации (октябрь 2020);
  • Педагогические технологии, методы и приемы выявления личностно значимых для школьников проблем (ноябрь 2020);
  • Педагогические технологии, методы и приемы вовлечения школьников в социокультурные практики (декабрь 2020);
  • Педагогические технологии, методы и приемы работы с культурным наследием (январь 2021);
  • Педагогические технологии, методы и приемы организации коллективной и индивидуальной рефлексии в ходе социокультурных практик (март 2021);
  • Как организовать систему воспитательной работы ОУ на основе социокультурных практик? (апрель 2021);
  • Социокультурные практики в цифровой образовательной среде: из опыта работы ОУ № 136 Калининского района (май 2021);
  • Управление воспитательным процессом в ОУ: локальные акты, помогающие организовать социокультурные практики (июнь 2021).
Запись всех вебинаров доступна на официальном сайте школы в разделе «Инновационная деятельность РОП».
                     Педагогический клуб «Лаборатория “Социокультурные практики школьников: проектируем, реализуем, осмысляем”».
      Данный педагогический клуб из-за ограничений связанных с пандемией короновирусной инфекции пока функционирует только внутри ГБДОУ СОШ № 136 Калининского района. Однако в дальнейшем мы намерены пригласить в него других педагогов, работающих в ОУ Калининского района.
      Педагогическая лаборатория «Социокультурные практики школьников: проектируем, реализуем, осмысляем» представляет собой неформальные встречи педагогов, в рамках которых с помощью общего мозгового штурма создаются проекты социокультурных практик для воплощения их в учебно-воспитательном процессе. Так, педагогами нашей школы в совместной деятельности были разработаны и реализованы такие практики как «ИгроМир», «Модный дом 136» и другие.
      Таким образом, неформальное обучение происходит в процессе непосредственной профессиональной деятельности учителя, когда теории и идеи входят в образ мышления педагога в рамках педагогической работы. Включаясь в новую для себя деятельность по проектированию социокультурных практик школьников как нетрадиционной формы воспитательной работы, учитель начинает понимать, что такое «социокультурная практика», в чем ее отличие от проекта, как организовать социокультурную практику, какой результат можно получить, как можно достичь определённых целей образования и воспитания более эффективным способом. Только опыт дает педагогу чёткость суждений, необходимую для принятия решений, развивает эмоциональный интеллект, чтобы выслушивать и использовать конструктивную критику нашей деятельности, а также стойкость и упорство для преодоления неудач.
         Фестиваль социокультурных практик «Небываемое бывает».
      Помимо собственных наблюдений и размышлений при проектировании и организации социокультурных практик, появляется множество возможностей получать знания опосредованно – наблюдая и анализируя действия и стиль других, то есть, обучаясь у других. Поэтому силами двух учреждений – Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и ГБОУ СОШ № 136 Калининского района – был инициирован и проведен в ноябре 2020 года Первый Фестиваль социокультурных практик «Небываемое бывает».
      Миссия Фестиваля – создание условий для внедрения социокультурных практик в воспитательную и учебную работу образовательных организаций Санкт-Петербурга.
Этот фестиваль адресован учащимся 1-11 классов, педагогам и социальным партнерам образовательных учреждений города. В нем участвуют детско-взрослые команды, успешно реализовавшие ту или иную социокультурную практику.
      Выбирая формат нашего мероприятия, мы сознательно отказались от идеи проводить его как педагогическую научную конференцию или семинар, как детский конкурс или соревнование. Педагогический коллектив школы 136 и сотрудники кафедры культурологического образования АППО рассматривают его
- как пространство неформального общения педагогов, учащихся, социальных партнеров,
- как площадку для представления лучших социокультурных практик, реализованных в ОУ;
- как образовательный класс, где участники могут провести мастер-классы по технологии организации социокультурных практик друг друга
- как проектную мастерскую, в которой участники могут совместными усилиями придумать идеи для новых социокультурных практик.
      Именно поэтому был выбран формат Фестиваля. С латыни. «festivus» переводится как «праздник», «праздничный». Фестиваль - это массовое празднество, радостное событие, связанное с показом (или смотром) определенных достижений. В нашем случае – социокультурных практик.
      Главными принципами организации Фестиваля являются: свобода, спонтанность, общение и игра. По нашим замыслам Фестиваль представляет собой набор мероприятий различного типа – дискуссионных клубов, мастерских, лекций, встреч с социальными партнерами, игротек и т.д., касающихся сути социокультурных практик и технологий их реализации. Их выбор, а значит определение своего фестивального маршрута, остается за участниками.
      Мы долго не могли найти название нашему фестивалю. Нам хотелось, чтобы оно было «петербургским» (было бы связана как то с нашим городом) и «говорящим» (то есть отражало суть социокультурных практик). Название фестиваля «Небываемое бывает» подсказали сотрудники кафедры культурологического образования АППО.
«Небываемое бывает» – эта фраза была выбита на одной из медалей, учрежденной основателем Санкт-Петербурга Петром I. Царь приказал создать ее в память о знаменательной победе, которую одержала русская армия в устье Невы. 18 мая 1703 года две русских роты на 30 лодках смогли захватить два крупных шведских корабля – 8-пушечную шняву «Астрильд» и 10-пушечный галиот «Гедан». Эта победа на море казалась фантастической, что и было отражено в надписи на памятной медали, который были награждены солдаты и офицеры. Со временем эта фраза превратилась в крылатую. Сегодня ее смысл мы объясняем так: то, что считалось невозможным, стало фактом. Это в какой-то мере отражает особенность организации социокультурных практик: практика – это всегда что-то новое, непривычное; идеи практик вначале кажутся нереальными и фантастическим, а при их реализации возникает множество трудностей и преград. Преодолевая страхи и внешние барьеры, обретая новые знания и опыт, участники стараются сделать «невозможное» фактом культурной и социальной жизни.
      Мы планируем проводить Фестиваль ежегодно в дни осенних каникул. На первом Фестивале, который прошел в дистанционном режиме, были представлены несколько удачно реализованных социокультурных практик ОУ не только Калининского района, но и других административных районов.
      Подводя итог, хочется заметить, что обозначенные в статье модели неформального образования воспитывающих взрослых не являются исчерпывающими. И школа № 136 Калининского района, имеющая статус «районной опорной площадки» по теме «Социокультурные практики школьников как инструмент обновления воспитательной работы ОУ», продолжает искать новые формы повышения квалификации педагогов без отрыва от их практической деятельности.
      В заключение хочется пригласить всех заинтересованных лиц к сотрудничеству по конструированию социокультурных практик школьников и неформальному развитию профессиональной компетентности педагогов.

                                       Список литературы

1. Миронова Н. В. Образование как сфера созидания и самосозидания человека: учебное пособие. – Чита, 2010.
2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
3. Лыкова И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. [Электронный ресурс] // Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sushchnost-kulturnyh-praktik-i-ih-znachenie-dlya-razv... (дата обращения: 30.04.2020).
4. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. – 2017. – № 2. – С. 269-280.
5. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 30.04.2020).
6. Каминская Н. Д., Эртман Е. В., Кавера В. А. Особенности социокультурных практик в условиях вуза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2018. - № 4. - С. 279-289
7. Комиссарова Т. С., Каминская Н. Д., Эртман Е. В. Развитие социокультурной активности студентов: творческие практики в образовательном пространстве вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. – № 2. – С. 278–290.
8. Миннехаметова И. М. Социально-культурные практики как средство формирования профессионально-значимых качеств аниматора: автореферат диссертации ... канд. пед. наук. – Казань, 2013.
9. Гребенникова В. М., Игнатович В. К., Игнатович С. С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – т. 7. – № 5. – ч. 1 – с. 207 – 213.
10. Мониторинг «Социокультурные практики как инструмент обновления воспитательной работы ОУ» [Электронный ресурс] // Сайт ГБОУ СОШ № 136 Калининского района. Инновационная деятельность. РОП. - URL: http://136school.edusite.ru/magicpage.html?page=2043 (дата обращения: 30.04.2020).

Поделиться: