Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ РЕГИОНА»
«Человек + природа = единство» – уравнение с одним правильным ответом для любого временного периода. Доказать эту истину помогает экологическое воспитание. «Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе», – гласит экологический словарь. Иными словами, экологически образованный человек понимает, что природа – такое же живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны [1]. Представим ситуацию: малыш идет по улице с мамой, доедает печенье и выбрасывает яркую цветную обертку на тротуар. Все мы не раз становились очевидцами подобной картины, но равнодушно проходили мимо с мыслью: «другой человек поднимет, не страшно». Но даже эта мысль возникает не у всех. «Слишком преувеличено, брошенный ребенком фантик ничего не значит, нет гарантии, что из-за этого малыш всю жизнь будет воспринимать мир с точки зрения «взять как можно больше от природы и ничего не сделать для нее в ответ», – скажете вы. Мелочи конечно. Но весь наш огромный мир складывается из подобных мелочей. «Человечество погибнет не от атомной бомбы или бесконечных войн, эпидемий. Оно похоронит себя под горами своих собственных отходов и мусора», – сказал Нильс Бор, лауреат Нобелевской премии по физике. Лишь от нас зависит, исполнятся это пророчество или нет [1]. Недаром известный ученый упоминает события, влияющие на количественный состав населения. Пугающая закономерность, но если населения становится меньше, то природа ощущает себя гораздо лучше. Представьте, что европейское население сократится вдвое, а это повлечет за собой снижения числа автомобилей и иного транспорта, в свою очередь уменьшается количество выхлопных газов. Экологические форумы дают нам информацию о том, на что влияют соединения газов: на жизнедеятельность растений, на состав осадков, которые после попадают в почву, а из нее в культурные растения, употребляемые человеком и животными. Так может во избежание гибели человечества стоит задуматься о влиянии населения на экосистему мира? Учащиеся нашей гимназии решили провести исследования с вычислениями, как же количество населения Европы повлияет на состояние окружающей среды. Фактором, влияющим на человечество, стала пандемия XXI века – вирус COVID-19. На данный момент известны показатели европейский стран по погибшим в результате пандемии. Так как исследовательская работа планируется на 2020/2021 учебный год, данные будут собираться учащимися осенью 2020 года. Текущие цифры по населению Европы сообщает нам сайт Сountrymeters.info. На момент вычислений учащимся нужно взять приблизительное число жителей Европы (сейчас это 744,79 млн. чел). Далее всемирная энциклопедия Wikipedia.org позволяет оценить масштабы смертности в пределах всего мира, но для исследования нам нужна лишь Европа. Нынешние показатели представлены на картинке (рисунок 1). Рис. 1. Карта мира вспышек COVID-19. Общее число смертей на душу населения в период 4-7 апреля 2020 года [4] Так как сложно найти точные данные по числу погибших, мы решили взять среднее значения. К примеру, на сегодняшний день в Европе наблюдается смертность от COVID-19 около 100 смертей на 1 миллион жителей в среднем. Соответственно от общей численности региона это составляет 74479 человек. Следующий этап нашей работы – это вычисление автомобилизации европейского населения – числа автомобилей на 1000 жителей страны. Эти данные информативно представлены на изображении (рисунок 2). Рис. 2. Карта данных ООН об автомобилизации населения Европы [2] Средний показатель по европейскому региону – 550 автомобилей на 1000 человек. В свою очередь, каждый автомобиль выбрасывает следующее число отходов в год: 135 кг CO, 25 кг NO, 20 кг CH (углеводороды), 4 кг SO2, 1,2 кг твердых частиц и 8 кг бензапирена [5]. Итого выходит 193,2 кг выхлопных отходов в год. Теперь следует посчитать, сколько выхлопа мы получаем в год от всего населения Европы и от сократившегося в результате пандемии. Если учесть, что сейчас 744,79 млн. человек в регионе, то автомобилей на них приходится приблизительно 409,63 млн. В случае снижения численности населения на число погибших от вируса (а это около 75 тыс. человек) количество транспорта снижается до 409,59 млн. Если 1 автомобиль выбрасывает в год 193,2 кг отходов, то вычисляем соответственно: при полном населении Европы отходов в год будет 79140516 тонн; при сократившемся населении – 79132788 тонн. Разница в показателях равна почти 8 тонн. На первый взгляд цифра кажется незначительной, но стоит учесть, на что влияют выхлопные газы в природе. Вспомним, что входит в состав выхлопных газов автомобиля (рисунок 3). Рис. 3. Химический состав выхлопных газов [3] Для расчетов учащиеся берут лишь токсичные компоненты (в примере выше взяты диоксид углерода, углеводород, двуокись серы, бензапирен, оксид азота и часть твердых частиц). Находясь в городской среде, мы обращаем внимание на влияние данных веществ на окружающую экосистему. В первую очередь страдают растения. Токсичные компоненты попадают внутрь листьев и стебля. В итоге близ автомобильных дорог мы видим увядшие, пожелтевшие растения. Их процесс дыхания нарушается. Вспомним также круговорот воды в природе. Влага на поверхности земли под действием температуры испаряется. Проходя через поток воздуха, она насыщается токсичными веществами. В нижних слоях атмосферы происходит конденсация воды, и она выпадает в виде осадков на поверхность земли. Эти осадки становятся кислотными, а выпадающий снег темного оттенка. Вся жидкость уходит в почву, и таким образом мы получаем плодородный слой, насыщенный кислотами. В сельском хозяйстве вблизи больших городов выращивают кормовые культуры, богатые токсичными веществами. Так получают отравления животные и люди. Это лишь часть влияния выхлопов на природу. Стоит помнить, что наша цель не снизить количество населения, а уменьшить число автомобилей на дорогах и защитить окружающую среду от их воздействия. В период пандемии почти во всех странах Европы приняты меры самоизоляции граждан. Число машин на дорогах города значительно ниже. При этом выходящие на улицу люди имеют при себе респираторы и защитные маски, что также является защитой от вредных веществ. В период спокойной эпидемиологической обстановки в мире также нужно придерживаться определенных мер относительно транспорта в городе. При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зеленых овощах и зеленом чае, а также в семечках, и пить больше воды, так как она способствует детоксикации. Так как выхлопные газы способствуют снижению количества кислорода в крови и мешают нормальному газообмену, следует выводить организм на полезные прогулки в пригород или в удаленный от дороги парк, чтобы получить порцию свежего воздуха. В последние годы ведется активная разработка биологических видов топлива, электромобилей и возможных модификаций двигателя, что позволит отказаться от углеводородного “корма” автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов. В завершении исследования учащиеся получат более точный результат на основе новейших данных. Будет более подробно изучено влияние автотранспорта на окружающую среду и меры его снижения. Учащимся предстоит самим решить главный вопрос – стоит ли уменьшать численность населения, или достаточно ввести ограничения по количеству автомобилей и мер экологически безопасной жизни в городе. Литература 1. Все о воспитании и образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://activityedu.ru. 2. Канал Infostat [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/infostat. 3. Официальный сайт Tion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tion.ru/blog. 4. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. 5. Справочник химика 21 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chem21.info. Поделиться: |