Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ВОЛОНТЕРЫ-ШКОЛЬНИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ЗООПАРКЕ: ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ «МАЛЕНЬКИЕ ОБИТАТЕЛИ БОЛЬШОГО МИРА!»
«Волонтеры (от англ. volunteer − доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности» [3, с. 121−124]. Современным молодым людям волонтерская деятельность становится все более понятной и близкой. Добровольчество – это способ выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать другим и находить самим себе поддержку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу [2]. Не случайно 2018 год был объявлен Годом добровольца (волонтёра) в России. Ленинградский зоопарк активно реализует просветительские программы - циклы занятий по разным темам, адаптированные под возраст слушателей. 25 ноября 2019 года, ученики 8-го класса помогли сотрудникам просветительского отдела Ленинградского зоопарка организовать и провести игротеку «Неожиданные открытия». Жуки, улитки, тараканы, палочники, многоножки – перечислять беспозвоночных существ можно очень долго, и все они не похожи друг на друга. Окунуться в огромный мир этих разнообразных и причудливых животных маленьким посетителям зоопарка и их родителям помогли сотрудники зоопарка и юные помощники-волонтёры – ученики ГБОУ школы № 482. Кондаракий Даниил и Пирогов Егор рассказали о насекомых. Класс насекомые самый большой и разнообразный. Видов насекомых больше 1 млн., а некоторые ученые предполагают, что большую часть видов еще предстоит обнаружить. Но даже 1 млн. – это 70% от всех видов живых существ. Многообразие насекомых поражает. Существует более 2 млн. видов насекомых, то есть больше, чем остальных видов животных вместе взятых. Даниил и Егор раскрыли ребятам причину этого многообразия. Насекомые имеют много преимуществ перед другими обитателями: небольшие размеры, прочный хитиновый панцирь, наличие крыльев, высокую плодовитость и сложный цикл развития, в котором личинка и взрослая особь не конкурируют друг с другом. Степан Савельев и Арсений Акулаев, провели игру «Ближайший родственник термита». Все ошибочно принимают муравья за родственника термита, по их внешнему сходству. А настоящей роднёй термиту приходятся богомолы и тараканы. Вместе со Степой ребята вспомнили, что термиты живут под землёй и не видят солнечного света. Что они едят древесину, а переваривать ее им помогают маленькие простейшие, живущие в их желудке. Такое отношение называется симбиоз. Термиты разрушают мертвую древесину и этим приносят пользу природе, но и человеческие постройки из дерева и мебель они также могут принять за пищу. Ибатуллина Амина и Медведева Александра в игровой форме рассказали об особенностях полихет – морских кольчатых червей. Эти черви чаще всего ведут донный образ жизни. Их тело состоит из колечек – сегментов. В каждом сегменте есть органы выделения, нервные узлы кровеносная система и половые клетки. А главное, что от каждого сегмента отходят лопастевидные придатки с щетинками – параподии, необходимые для движения. Девочки поделились интересными фактами из жизни морских полихет. Помпейский червь выдерживает температуру 800С. Он живет на дне Тихого океана рядом с гидротермальными источниками – черными курильщиками. Вернее, в раскаленном грунте находится его задняя часть в тонкой трубочке, а голова с жабрами высовывается в воду температурой всего 22 градуса. Спину помпейского червя сплошь покрывают симбиотические бактерии, которые образуют панцирь толщиной до сантиметра, защищающий его от перегрева. В Тихом океане живут глубоководные полихеты. Специфическая особенность этих червей – «бомбочки», прикреплённые к щетинкам у головы. При приближении хищника бомбочки отделяются от тела и начинают люминесцировать. Свечение длится несколько секунд и напоминает яркую вспышку, которая быстро гаснет. Рыбачек Анастасия, Зверева Ирина и Кваскова Ирина, рассказали о насекомых с полным и неполным превращением. У прямокрылых, к которым относится саранча и кузнечики, а также у тараканов, стрекоз, богомолов, уховерток, вшей, клопов и тли, развитие происходит с неполным превращением. Это означает, что из яиц появляются личинки – маленькие насекомые, внешне похожие на родителей. Они отличаются от взрослых только величиной, отсутствием крыльев, и неразвитостью половой системы. Личинки несколько раз линяют, до тех пор, пока не превращаются в половозрелых насекомых. Учащиеся рассказали об особенностях кузнечиков и богомолов. Оказывается, кузнечики – это живые «сейсмические устройства». С их помощью человек научился узнавать о приближающихся землетрясениях. Рядом с норками кузнечиков устанавливаются специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения в активности этих насекомых. Стрекотать умеют только самцы, а орган слуха у них расположен на передних лапках. Одним прыжком кузнечик преодолевает расстояние, превышающее длину его тела в двадцать раз. Богомол – это хищное и прожорливое насекомое. Завидев добычу, богомол быстро переходит в наступление, благодаря отличному зрению он никогда не остается голодным, к тому же это единственное насекомое, голова которого поворачивается на сто восемьдесят градусов. Имея грозное орудие в виде передних ног с шипами острыми как бритва и мощных челюстей, богомол способен выйти победителем даже в схватке с крупной добычей, такой, как лягушка, ящерица или даже мелкая змея. Он даже иногда нападает на ядовитых и токсичных насекомых. Может заживо съесть токсичную божью коровку или грозную осу, а также разобраться и с ядовитой чёрной вдовой. А назвал богомола так известный шведский естествоиспытатель Карл Линней. Когда этот учёный увидел насекомое, ему показалось, что оно общается с господом. Поэтому Линней решил назвать своё «открытие», как «религиозный пророк». Развитие насекомых с полным превращением. У насекомых с полным превращением личинки совсем не похожи на взрослых особей. У этих личинок отсутствуют сложные глаза, иногда нет и простых глазков, тело чаще всего червеобразное, отсутствуют усики, нет крыльев. Личинки и взрослые особи отличаются между собой строением ротового аппарата, они едят разную пищу. Эти личинки несколько раз линяют, активно питаются и растут. Достигнув предельных размеров, личинка превращается в куколку – еще одну стадию развития. Наконец оболочка куколки лопается, и из нее появляется взрослая бабочка. Волонтеры рассказали ребятам о стадиях развития бабочки монарх. Бабочки Монархи — рекордсмены в мире насекомых. Это единственные насекомые, способные преодолевать огромные расстояния в 4 тыс. км до мест своей зимовки в теплых странах. Это, как от Санкт-Петербурга до Мадрида. Эти яркие бабочки не нуждаются в маскировке, они наоборот предупреждают птиц о своей ядовитости. Во время перелёта на местах отдыха они покрывают деревья и горные участки, словно ярким ковром. Гусеница ест листья молочая и накапливает в своём теле яд, потом превращается в неподвижную куколку, где и происходит метаморфоз - превращение. Из куколки появляется бабочка, которая живет 6-9 месяцев. Пирогова Лиза помогла выстроить правильную цепочку развития коралловых полипов и медуз. Оказывается для них тоже характерно развитие с превращением и часть жизни кораллы свободно плавают в виде медуз, а медузы наоборот проводят в сидячем состоянии в виде полипов. Но это и не удивительно, ведь они родственники. Козин Иван, показал ребятам различных тараканов и научил простым способам определения их видового названия. Оказывается некоторые тараканы умеют летать, а некоторые – шипеть. И это далеко не все, чем ребята поделились с маленькими посетителями зоопарка. Волонтёры интерактивной программы «Маленькие обитатели большого мира»: Пирогов Егор, Пирогова Елизавета, Кондоракий Даниил, Акулаев Арсений, Козин Иван, Савельев Степан, Медведева Александра, Рыбачек Анаставия, Кваскова Ирина, Зверева Ирина, Ибатуллина Амина. Кураторы 8 в класса: Гаманькова Варвара Анатольевна, Кулешова Ирина Владимировна. Волонтерские программы школьников в Ленинградском зоопарке – эффективное и социально значимое средство познания окружающего мира и экологического просвещения. Литература 1. Аплевич О.А., Жадько Н.В. Школа волонтера. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с. 2. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennogo-rossiyskogo-obsch... 3. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 1997. Поделиться: |