|
Педагогический конкурс методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной»: достижения и инновации
Авторcтво: Зайцева Елена Васильевна, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, Пармузина Татьяна Александровна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга, Пискарева Татьяна Сергеевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Педагогический конкурс методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной» организован кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. Он был направлен на выявление и обобщение передового педагогического опыта в сфере проектирования семейного досуга с использованием образовательных ресурсов городской среды. Одной из важных задач конкурса, согласно Положению, являлось обнаружение инновационных подходов к проектированию дидактических материалов для родителей, обеспечивающих эффективное общение с ребенком в процессе освоения культурного наследия Санкт-Петербурга. Члены жюри конкурса, проанализировав работы участников, определило круг инноваций и достижений, полученных в рамках тематики конкурса.
Представить результаты анализа было решено в вопросно-ответной форме, как это принято при анкетировании.
Таблица №1.
Достижения и инновации, выявленные в ходе конкурса «Нескучный выходной»
Вопросы
|
Точка зрения жюри
|
Какие новые (нетрадиционные для системы дошкольного образования) городские пространства были предложены для совместного семейного досуга?
|
В представленных на конкурс методических разработках были предложены родителям и детям для исследования, игры и творчества разнообразные городские места. Это не столько привычные достопримечательности исторического центра города (такие как Петропавловская крепость, Медный всадник, Летний сад, Русский музей, Елагин остров), сколько
- объекты ближайшего окружения ребенка (например, «Колокол мира» в парке академика Сахарова, «Памятник учителю» на ул. Учительской, фонтан «Мир детям у торгового центра «Гранд Каньон» и пр.) и
- объекты, тематически близкие дошкольникам (например, памятники на игровых площадках, Музей теней, контактный зоопарк «Курочка Ряба», театр Карлсон-Хаус).
Некоторые участники Конкурса посмотрели на городские пространства с неожиданной стороны, выявив новые аспекты знакомства с ними детей. Например, семейный досуг в Российском этнографическом музее был ориентирован не на изучение той или иной народной культуры, а на формирование у детей представления о счастье и его символах. Обычный магазин у дома, в который ходит семья, стал местом логопедических игр членов семьи. А семейная прогулка по саду Академии художеств и Румянцевскому саду – основой для размышлений о том, как пространство и наполнение садов-парков-скверов определяет наше поведение в них.
|
Какие новые проблемы были предложены дошкольникам для решения во время культурно-образовательных практик?
|
Многие методические разработки имеют свой проблемный вопрос, на который пытались дать ответ участники образовательных практик. Большой процент успешных решений зависел от постановки проблемы, которые ставили сами дети, а не от календарного планирования или темой, предложенной педагогом. Личная заинтересованность каждого ребенка в исследовании городского пространства дает возможность развития познавательного интереса, креативного мышления и поиск новых решений. Проблемные ситуации и вопросы, представленные в методических разработках, были разнообразны и интересны.
Их можно условно разделить на несколько групп:
1 группа – проблемы, позволяющие детям расширить свои представления об устройстве окружающего мира, природной и культурной среды. В качестве примеров, приведем, формулировки проблемных вопросов, на которые искали ответ дети в разных практиках:
- Где живет время?
- Какими бывают фонари?
- Как изменился животный мир после динозавров?
- Может ли магазин быть музеем?
- Почему птица - символ счастья?
2 группа – проблемы, позволяющие ребенку выстроить систему ценностного отношения к этому миру. Примеры проблемных вопросов, звучавших в методических разработок участников конкурса:
- Почему хлеб – всему голова?
- Как стать счастливым?
- Что такое дружба?
- Почему человек заботится о животных?
- Зачем человеку руки?
3 группа – проблемы, позволяющие ребенку осознать и приобрести опыт социальной активности. Пример проблемного вопроса из методической разработки участника: «Что надо делать, чтобы наш микрорайон был самым безопасным в Петергофе?
|
Какие новые технические решения были предложены авторами разработок?
|
Использование современных технических средств в освоении городского пространства значительно облегчает процесс освоения культурного наследия и делает его более привлекательными для молодого поколения.
Большинство педагогов обращались при проведении образовательных путешествий к таким компьютерным инструментам, как QR-код, Googl-карта, Googl-анкета, использовали социальную сеть «В контакте» и мессенджер WhatsApp.
Активное использование этих ресурсов значительно упрощало получение информации при выполнении заданий во время досуга в городе, облегчало общение взрослых в процессе прохождения заданий и подведения итогов совместных досугов. Учитывая довольно молодой возраст родителей, принявших участие в культурно-образовательных практиках, использование гаджетов расширяло возможность внутрисетевого общения, что в свою очередь повышало заинтересованность взрослых в успешном выполнении заданий, повышало мотивацию к их участию в подобных проектах, давало возможность проявить творческие способности во время выполнения заданий и подведения итогов.
Однако, жюри высказывает ряд опасений по поводу чрезмерного включения компьютерных технологий в семейный досуг. По нашему мнению, использование современных гаджетов не должно заменить «живое» общение между людьми. В некоторых работах просматривается замена диалога между участниками образовательных путешествий на аудио-инструкции в телефоне. Получая новые знания и интересный опыт исследования городского пространства, родители не должны терять возможность конструктивного диалога над поставленным вопросом со всеми заинтересованными участниками. В некоторых практиках педагоги предлагали использовать QR-коды дошкольникам, что, на наш взгляд, отвлекает ребенка от визуальной культуры познания городского пространства.
|
Какие интересные методы и приемы организации работы с детьми, как на предварительном и заключительном этапе, так и на этапе досуга в городе, были предложены педагогами?
|
На уровне предварительного этапа культурно-образовательной практики особых инноваций предложено не было. В основном педагоги использовали традиционные способы мотивации – видеообращения сказочного персонажа, разгадывание ребусов, головоломок, логических задачек, сюжетно-ролевые игры. Организаторы культурно-образовательных практик, как правило, проводили беседы с детьми на основе электронных презентаций и специально разработанных авторских дидактических пособий.
Основная часть культурно-образовательной практики всегда строилась как городской или музейный квест. Дидактической основой его проведения становились бумажные или электронные маршрутные листы или буклеты с вопросами и заданиями исследовательского, игрового или творческого характера (в зависимости от номинации Конкурса).
Интересными способами подвести итог семейного досуга стали: создание художественных инсталляций; детская конференция; написание синквейнов; коллективное сочинение сказок и притч.
|
Вывод: как, на ваш взгляд, конкурс поменял отношения между родителями и педагогами?
|
Конкурс создал условия для развития партнерских отношений между педагогами и их родителями, расширил представления родителей об образовательной деятельности образовательной организации по вопросам освоения дошкольниками культурного пространства города и развития личности ребенка через эту деятельность.
Конкурс помог осознать важность интеграции усилий семьи и педагогов. Повысился рейтинг педагога в глазах родителей, и, наоборот.
|
Вывод: как, на ваш взгляд, конкурс поменял отношения между педагогами и детьми?
|
В большинстве случаях изменилась позиция воспитывающего взрослого: из информатора он стал фасилитатором, помогающим ребенку совершить открытие. Педагоги стремились слышать и принимать ответы детей, не оценивая их личность.
|
Вывод: как, на ваш взгляд, конкурс поменял отношения между родителями и детьми?
|
Анализируя тексты методических разработок, члены жюри обратили внимание на то, что все авторы указывают на трансформацию отношений внутри семьи в ходе и после практики. Конкурс способствовал развитию общения внутри семьи. Родитель и ребенок во время практики становились со-творцами процесса исследования городского пространства.
|
Подводя итог размышлениям, отметим, что Конкурс показал свою нужность и актуальность. Он охватил 87 дошкольных учреждений почти всех районов Санкт-Петербурга, что отражает заинтересованность педагогов данной темой и желание поделиться своим опытом работы с коллегами. Участники представили много интересных идей, творческих находок, которые можно рекомендовать к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Вместе с тем, наряду и инновационными приемами работы с детьми, значительное количество педагогов использовали традиционные приемы (вопрос-ответ, рассказ педагога, викторины и др.). Жюри выдвигает предложение сделать этот Городской конкурс методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной» ежегодным с целью дальнейшего продвижения идей открытого образования и социального партнерства в практику детских садов Санкт-Петербурга.
Поделиться:
|
|