Поиск по сайту

Опыт применения Комплекса упражнений по развитию дефицитарных функций у детей с СДВГ в образовательной деятельности


Авторcтво: Воробей Анна Андреевна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга


        Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ) ухудшает качество жизни детей с данным расстройством, вызывая нарушения социального функционирования, увеличивая риск травм и саморазрушающего поведения. [1,2]. По данным литературы, распространенность СДВГ в детской популяции составляет от 2% до 12% с тенденцией к росту. СДВГ – поведенческое расстройство, его относят к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F 90.0 по Международной классификации болезней МКБ-10) [3].
        В основе функционирования региональной инновационной площадки ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга лежит создание комплексной системной Модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ обучающихся 1-7 классов общеобразовательных школ (далее – Модель). Одним их необходимых составляющих Модели является определение оптимальных организационно-педагогических компонентов образовательного процесса, одним из ключевых элементов которого является методическое обеспечение деятельности педагога. Для выполнения данной задачи специалистами ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района был разработан один из продуктов инновационной деятельности - «Комплекс упражнений, направленных на развитие дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) у обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе» (далее – Комплекс упражнений). Комплекс упражнений разработан для обеспечения методической поддержки педагогов в оказания ими соответствующей помощи обучающимся с СДВГ в современном образовательном процессе [5]. Реализация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования (далее – ФГОС НО, ООО) обеспечивает доступность получения качественного начального и основного общего образования, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; определяет требования к результатам, структуре, условиям освоения основной образовательной программы при наличии равных возможностей получения качественного образования, и обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения [4]. К категории обучающихся, которые в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения относятся дети с СДВГ.
        В Комплексе упражнений задания скомпонованы для четырех возрастных групп с учетом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся 1-х, 2-3-х, 4-5-х и 6-7-х классов. Содержание упражнений соответствует особенностям соответствующих этапов психофизиологического и социального развития ребёнка с СДВГ. С учетом выделенных четырех возрастных периодов для создания специальных условий организации и осуществления образовательного процесса для обучающихся с СДВГ в 1 классе акцент делается на содержании когнитивных и эмоционально-волевых характеристик, в 4-5 классах наряду с когнитивными и эмоционально-волевыми возрастает роль личностных характеристик, а в 6-7 классах преимущественное внимание уделяется социально-коммуникативным, поведенческим и личностным характеристикам обучающихся. При организации групповой работы с Комплексом упражнений мы рекомендуем проводить распределение участников по группам, используя принцип случайности, чтобы избежать опасности внешних и внутренних конфликтов среди обучающихся, трудностей, связанных с постоянным составом групп (за одной партой, парты рядом), привыканием, замкнутой коммуникацией отдельных участников. Деление класса на малые группы можно превратить в настоящую игру, используя игровые приёмы группообразования.
        В процессе апробации Модели (2019 год) специалисты образовательных организаций в рамках своих занятий и во внеурочной деятельности применяли методы, приемы и технологии обучения и воспитания, рекомендованные для детей с СДВГ, картотеки игр и упражнений для развития дефицитарных функций обучающихся с СДВГ. С целью выявления эффективности применения педагогами и специалистами в образовательном процессе Комплекса упражнений, была разработана «Карта оценки комплекса упражнений» (автор - педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Воробей А.А.). Оценка осуществлялась на начальном, промежуточном и итоговом этапах апробации Комплекса упражнений. Результаты промежуточной оценки показали, что эксперты высоко оценили качество представленного материала. Экспертами были высоко оценены возможности Комплекса упражнений для эмоциональной включенности обучающихся в образовательный процесс, повышения заинтересованности на занятиях, при этом соответствие возрастным особенностям обучающихся с СДВГ потребовала доработки в ряде упражнений. Большинство экспертов отметили соответствие формируемых при выполнении упражнений умений метапредметным результатам ФГОС НО, ООО - регулятивным, познавательным, коммуникативным. Специалистами было установлено, что в результате применения предложенных упражнений проявления гиперактивности у детей несколько уменьшились, поведение стало более упорядоченным, осознанным. Обучающиеся стали более внимательными, терпеливыми, организованными, появилось стремление выполнять задания до конца. Это доказывает эффективность проведенного коррекционно-развивающего воздействия «Комплекса упражнений».
        В результате апробации комплексной системной Модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ обучающихся 1-7 классов общеобразовательных школ была выявлена высокая практическая значимость «Комплекса упражнений, направленного на развитие дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе». Разработанный и апробированный Комплекс упражнений обеспечивает совершенствование условий для психолого-педагогической поддержки и коррекции дефицитарных функций детей с СДВГ в процессе развития, воспитания и обучения [5]. При его реализации педагоги получают возможность освоить современные методы и формы педагогического взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями, а привлечение к сотрудничеству родителей детей с СДВГ обеспечивает устойчивость полученных результатов.
       Таким образом, обобщенный ожидаемый результат применения педагогами Комплекса упражнений в образовательном процессе - это совершенствование условий для качественного освоения обучающимися с СДВГ образовательных программ, достижение метапредметных результатов, развитие дефицитарных функций, мотивированное включение в образовательный процесс обучающихся и их родителей.

                                                              Литература:

   1. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. – 2-е изд. / Пер. с англ. – Издательство «Триада-Х», 2008. – 405 с.
   2. Лохов М.И., Фесенко. Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). 2-е издание. – СПб: Изд-во ЭЛБИ-СПб, 2008. – 320 с.
   3. МКБ-10 Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, М.: изд-во Медицина, 2003. – 924 с.
   4. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, М.: изд-во Просвещение, 2017. – 404 с.
   5. «Комплекс упражнений, направленных на развитие дефицитарных функций (свойств внимания, контроля поведения, двигательного контроля) у обучающихся 7-14 лет (1-7 классы) с СДВГ в образовательном процессе» [Электронный ресурс] https://цппмсп-выборгский.рф/doc/%D0%A3%D0%9C%D0%9F%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%... Режим доступа свободный .- яз. рус.







Поделиться: