Авторcтво: Нагорнова Лариса Анатольевна, к.п.н., Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина |
Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и способствует реализации их сил, знаний. Как педагогическое явление дополнительное образование детей обладает целым рядом качеств:
- личностная ориентация образования;
- профильность;
- практическая направленность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- разноуровневость;
- разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
- индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; - реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
В основные задачи обучения в системе дополнительного образования входят: развитие творческого мышления учащегося, творческих способностей и нравственных сторон личности; формирование знаний и умений, необходимых для быстрой ориентации в выбранном направлении обучения [192].
В целом следует понимать, что современное обучение в системе дополнительного образования должно стремиться не только увеличить удельный вес продуктивного, творческого мышления, но развить его у каждой личности до такой степени, чтобы человек творчески осмысливал все, что им усваивается репродуктивным путем [52]. Творческое мышление приводит к новым знаниям о мире и способах деятельности, это новое социально значимо для общества, поскольку при этом формируется и проявляется личность. Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.
Творчество по своей природе требует оригинальности, умения отказываться от стереотипов деятельности, знаний, хотя без таких стереотипов, как базы, оно невозможно. Поэтому обучение должно, с одной стороны, прививать стереотипные навыки, умения, знания, с другой, одновременно создавать установку на поиск других знаний и способов деятельности, более верных для данного случая. Перечисленные черты творчества составляют примерную основу опыта творческой деятельности.
Большое значение в этом процессе имеет соблюдение характерных и обязательных для детского образования условий, призванных создать так называемые зоны психологической безопасности.
Во-первых, это признание безусловной ценности личности каждого обучающегося. Педагоги, занятые процессом воспитания и развития детей способствуют творчеству, признавая индивидуальную неповторимость и ценность каждого воспитанника во всех его проявлениях, независимо от его состояния и поведения. Стараются дать понять каждому, что верят в него, что он может быть тем, кто он есть на самом деле. Вследствие этого, у ребенка нет нужды быть ригидным, он может свободно проявлять себя, вести себя не стандартно, иными словами, он движется к творчеству.
Во-вторых, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Ребенок чувствует себя свободно в атмосфере, где нет оценивания с помощью внешней мерки, когда мы не применяем к нему нашей собственной системы ценностей, и готовы понять его. Оценивание воспринимается как угроза, приводит к необходимости проявлять защитную реакцию. Здесь хорошо просматривается связь в понимании нравственности, т.е. понимание личной ответственности каждого человека за то, что происходит вокруг него, не на основе принуждения его к этому, а на основе его собственной, осознанной свободы выбора.
В-третьих, весьма важными для педагога системы дополнительного образования являются развитые навыки эмпатии. Важно не просто принять личность дошкольника, а принять ее сопереживая, т.е., уметь посмотреть на мир глазами ребенка, входя в его внутренний мир и, вместе с тем принимая его, тогда он на самом деле ощущает безопасность. В такой обстановке он может позволить себе проявить свое настоящее «Я» и творчески выразить его.
Мы считаем, что особое место в развитии личности принадлежит системе дополнительного образования, так как в данный период происходит наиболее активное самоопределение развивающейся личности, именно поэтому программа любой учебной дисциплины должна содержать подготовку учащихся к творчеству, ее целью должно являться развитие творческих, в том числе музыкальных, способностей ребенка. Кроме того, активная творческая деятельность в системе дополнительного образования преследует ряд функций: - организационная — позволяет творческому субъекту стать субъектом своей деятельности; - ценностно-ориентировочная — позволяет субъекту быть носителем и пропагандистом определенных ценностей — этических, профессиональных, личностных; - стимулирующая — способствует формированию ценностных стимулов для ведения деятельности, регулированию поведения и возможностей [95].
Подчеркивая влияние искусства на формирование личности ребенка, исследователи (Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина) утверждают, что искусство возвышает человека, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, порождает оптимизм, социальную активность людей, направляет их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимает музыка [121].
Анализируя отечественный опыт по организации работы в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста, необходимо отметить большую значимость комплекса культуротворческих технологий, используемых в качестве средства развития музыкальных способностей. Актуальность и востребованность этого опыта совершенно очевидны. Вместе с тем, широкое распространение креативных, обучающих, адаптационных технологий досуга, обладающих несомненным потенциалом и возможностями, еще не получило должных решений в масштабах существующих на сегодняшний день учреждениях дополнительного образования.
Поделиться: