Поиск по сайту

Новые способы организации учебной деятельности, или Чему нас научила пандемия


Авторcтво: Суркова Екатерина Александровна, Мартыненко Анна Александровна, учителя английского языка, ГБОУ школа № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга


                                                                                                                                                  

  You live and learn

English Proverb


Necessity is a great teacher

Mexican Proverb

   

    Как известно, учитель – это человек, который не только учит других, но и постоянно учится сам. Если бы несколько месяцев назад школьным учителям сказали, что в ближайшее время они будут вести уроки онлайн и проверять домашние работы учеников по фотографиям, вряд ли бы они в это поверили. Но вот такая ситуация возникла, и учителям ничего не оставалось делать, как научиться пользоваться непривычными для них технологиями и способами осуществления образовательной деятельности.
        Для того, чтобы понять, с чего начать подготовку к дистанционному обучению, задумаемся: что является основой организации учебного процесса? Безусловно, ключевым компонентом процесса обучения является взаимодействие учителя и учащихся. В школе учителя и ученики взаимодействуют в отведенное учебное время, их учебная деятельность протекает под постоянным наблюдением и контролем со стороны учителя. Учитель, взаимодействуя с детьми, выполняет множество различных функций и задач: объясняет материал, обеспечивает его закрепление, проверяет усвоение; при этом и обучающиеся, и учитель имеют возможность своевременно внести коррективы в свою деятельность. При организации обучения в дистанционном режиме это взаимодействие опосредуется различными средствами коммуникации, что вызывает определенные трудности как технического, так и методического характера. Представляется, что именно поиск эффективных средств и способов взаимодействия между учителем и учащимися является первостепенной задачей при реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).
        Прежде всего, для обеспечения эффективного взаимодействия необходимо выбрать ресурс для информирования учащихся о графике учебного процесса, изучаемом материале, учебных заданиях и сроках их выполнения. Для этой цели в нашей школе был создан специальный общешкольный сайт, на котором с помощью google-таблиц учителя еженедельно размещали основную информацию об учебном процессе по своим предметам для каждого класса. Такой способ передачи основной информации оказался успешным, все ученики и родители имели свободный доступ к сайту и своевременно получали необходимую информацию о программе обучения и графике сдачи заданий, имели возможность ознакомиться с инструкциями по выполнению заданий и воспользоваться ссылками для перехода на образовательные Интернет-ресурсы, рекомендованные учителями. Также многие учителя активно использовали социальные сети и мессенджеры для осуществления необходимых рассылок классам или учебным группам учащихся. Все это обеспечило эффективное взаимодействие между всеми сторонами учебного процесса. Необходимо отметить, что за время обучения с применением ДОТи учителя, и ученики продемонстрировали ответственное отношение к организации учебной деятельности в новых условиях. Более того, новый формат взаимодействия во многом способствовал повышению уровня ответственности всех его участников.
        Для ознакомления с новым учебным материалом учителя выбирали различные ресурсы, ориентируясь при этом на такие факторы, как степень сложности материала, технические возможности учащихся, доступность и понятный интерфейс образовательной платформы и т.д. Наиболее популярными способами введения нового материала оказались просмотр видеоуроков на портале Российской электронной школы (РЭШ), онлайн-урок на платформе Zoom, ознакомление с материалом на персональном сайте учителя, традиционное изучение материала по учебнику (самостоятельное знакомство с лексикой с использованием словаря, чтение и аудирование текстов, работа с грамматическим справочником и т.д.). Каждый из перечисленных способов ознакомления с новым материалом в процессе работы обнаружил свои достоинства и недостатки.
Виртуальная обучающая платформа РЭШ имеет интуитивно понятный интерфейс, все уроки организованы по предметам и учебным параллелям, последовательность и содержание уроков по английском языку соответствуют учебной программе по УМК Spotlight. Все уроки имеют одинаковую структуру и включают презентацию учебного материала, тренировочные и контрольные задания. Новый материал преподносится в речевой ситуации, в виде динамичного и насыщенного видеоролика, продолжительностью 3-8 минут. Однако, некоторые видеоролики сложны для восприятия, содержат лексические единицы и синтаксические структуры более высокого уровня, чем предполагает учебная программа. Также, поскольку данный портал сравнительно новый, и материалы продолжают редактироваться, наблюдаются отдельные ошибки и неточности в субтитрах к видеороликам и в текстах заданий. В силу названных выше причин учебный материал, представленный на портале, может быть труден для самостоятельного освоения без пояснений учителя. Поэтому на данном этапе разработки портала рекомендуется сочетать просмотр видеоролика идругие способы введения материала (онлайн-урок, работу с учебником).
         Наиболее приближенным к привычному для учителя и учащихся формату введения нового материала является проведение онлайн-урока на платформе Zoom. Многие учителя быстро и успешно освоили основные функции данной платформы и тем самым обеспечили своим ученикам живой, хоть и опосредованный, контакт. Учитель получил возможность провести этап презентации материала для группы учащихся одновременно, используя различные средства наглядности, опору на текст, создал условия для практики устной речи. Ученики при этом получили возможность обсудить материал с учителем, получить ответы на свои вопросы в режиме реального времени, что немаловажно при дистанционном обучении, когда проверка работ и их комментирование занимает у учителя большую часть его рабочего (а, подчас, и нерабочего времени). Основным достоинством онлайн-урока по сравнению с остальными формами работы является именно возможность взаимодействия учителя и обучающихся, причем, помимо фронтальной работы со всеми учениками, возможна организация работы в парах и группах. Также онлайн-урок позволяет учителю применять разнообразные учебные материалы и использовать различные дидактические приемы работы с ним при использовании демонстрации отсканированных страниц учебника, учебных презентаций, видеозаписей, аудиозаписей, любого документа или изображения. Однако, не у всех учеников может быть техническая возможность подключиться к онлайн-уроку, в процессе проведения урока могут произойти непредвиденные технические сбои, что необходимо учитывать при организации учебного процесса и предлагать учащимся альтернативные способы ознакомления с материалом.

Рис. 1. Скриншот видеозаписи онлайн-урока английского языка на платформе Zoom,учитель Суркова Е.А.

Рис.1(без личных данных).jpg

Удобным способом представления учебной информации является персональный сайт учителя. Главным достоинством сайта является то, что учитель наполняет свой сайт самостоятельно, загружает на него те материалы, которые считает нужным, с необходимыми пояснениями и инструкциями. На сайте размещаются текстовые материалы, задания, аудио и видеозаписи, при необходимости добавляются ссылки на ресурсы, расположенные на образовательных порталах. Однако, сайт не дает возможности получить от учеников обратную связь, неизвестно, воспользовались ли учащиеся предлагаемыми материалами или нет, обращались ли к сайту.

Рис. 2. Скриншот сайта учителя английского языка Лосевой Н.А.

Рис. 2.jpg

При дистанционном обучении не стоит отказываться и от традиционной работы с учебником и другими компонентами УМК (рабочей тетрадью, аудиозаписями). Эти формы работы являются привычным для учащихся способом организации самостоятельной работы. С помощью учебника ученики могут познакомиться с новыми лексическими единицами, раскрыть их значение с помощью словаря и наглядности (иллюстраций), пронаблюдать за их использованием в текстах, в том числе, звучащих. Для ознакомления с грамматическим материалом необходимо организовать работу с грамматическим справочником учебника, проследить употребление грамматических явлений в образцах устной и письменной речи. Однако, необходимо продумать способы осуществления мониторинга и обратной связи на этапе ознакомления с материалом.

Учителями английского языка были найдены и апробированы различные возможности для отработки учебного материала: от выполнения устных и письменных упражнений и заданий по учебнику и рабочей тетради, до организации речевой практики в конференции Zoom и использования специальных обучающих порталов (РЭШ, Якласс, Skyeng, Skysmart). Большинство образовательных порталов автоматически предоставляют учителю информацию о результатах выполнения учащимися заданий, что является их несомненным достоинством.   К сожалению, на данный момент такая возможность отсутствует на портале РЭШ, поэтому учащимся для подтверждения выполнения заданий, необходимо предоставить учителю скриншот полученных результатов. При этом, учитель и учащиеся могут создать на портале свои личные кабинеты, однако учитель не может автоматически получить информацию о том, использовал ли ученик портал, какие задания он выполнил и с какими результатами. Тем не менее, данные ресурсы, несмотря на их несовершенство и загруженность, помогли учителям наладить эффективную обратную связь с учениками, многие из которых положительно восприняли новый формат выполнения упражнений. В то же время, отдельные учащиеся, в силу особенностей психологического характера, негативно отзывались о работе на порталах и предпочитали выполнять задания в традиционном формате. Таким образом, выбор способа закрепления материала определялся не только его сложностью, доступностью того или иного ресурса для учащихся, уровнем владения учащимися необходимыми технологиями и методическими предпочтениями учителей, но также и индивидуальными психологическими особенностями обучающихся.

Важной составной частью учебного процесса является контроль результатов учебной деятельности учащихся, то есть проверка усвоения ими содержания обучения и оценивание достигнутых ими результатов. Пожалуй, во время дистанционного обучения именно организация контроля и оценивания представляет наибольшую сложность для учителя, привыкшего к тому, что он может оценить устные ответы учащихся на уроке, а также их письменные (проверочные, контрольные) работы с достаточной степенью объективности. Дело в том, что во время онлайн-урока гораздо сложнее объективно оценить ответ учащегося из-за технических несовершенств видеосвязи – возможны перебои или отставание звука участника, неустойчивое Интернет-соединение и прочие проблемы. Также, во время онлайн-урока с группой перед учителем, как правило, стоит задача введения и первичного закрепления нового материала, разъяснения трудных для понимания элементов содержания, а жесткие временные рамки не дают возможности опрашивать индивидуально каждого учащегося. В тоже время традиционное выполнение заданий по учебнику и рабочей тетради не позволяет объективно оценить степень усвоения материала учащимися, в силу наличия ключей и ответов к этим заданиям в свободном доступе в сети Интернет. Более того, проверка письменных работ учащихся, высылаемых ими, как правило, в виде фотографий, крайне неудобна для учителя. В связи с этим, на дистанционном обучении учителям пришлось осваивать и применять новые формы контроля и оценивания.

Так, одной из эффективных форм контроля учителями школы был признан такой инструмент, как Google-форма. Это простой и эффективный инструмент, который всегда под рукой у любого владельца Google-аккаунта. С помощью Google-форм можно решить такие задачи, как создание анкет, проведение онлайн-тестирования, дистанционная проверка домашнего задания и т.д. Данный сервис позволяет мгновенно, бесплатно, без регистрации на дополнительных сервисах и особых усилий создать опросы, которые без сбоев собирают данные и представляют их в удобном для пользователя формате.

При создании теста можно задать вопросы различных категорий: с выбором одного или нескольких вариантов ответов; с написанием краткого или развернутого ответа. В форму теста можно добавить изображение или видеоролик и создать тестовые задания на их основе. При составлении теста можно выбрать различные варианты проверки и обратной связи. При желании учитель может включить функцию мгновенного просмотра результата тестирования учащимися, показать им верные ответы сразу после прохождения теста. Также при создании Google-формы учитель может выбрать дизайн оформления, соответствующий тематике теста, и тем самым сделать тест более привлекательным для учащихся. Настройки формы позволяют включать и отключать тестирование в нужный момент. Таким образом, можно задать учащимся определенный временной интервал, в течение которого они должны выполнить работу.

Ссылка на готовую форму может быть отправлена учащимся индивидуально по электронной почте или в сообщении социальной сети, также ее можно добавить в группу, созданную в той или иной социальной сети, или разместить на сайте виртуальной школы. Для заполнения формы ученик может использовать любой браузер, ответ автоматически будет отображаться в форме на Google-аккаунте учителя.

Данный вид оценивания очень удобен, когда необходимо провести проверочную или контрольную работу. Учителя могут составить любой тест, исходя из того материала, который был изучен учащимися. Для того чтобы ученики могли пройти тест, им достаточно перейти по ссылке с любого устройства, подключенного к сети Интернет.

Рис. 3. Примеры тестов, созданных с помощью сервиса Google-формы. Разработки учителей английского языка Сурковой Е.А. и Мартыненко А.А.

Рис. 3.JPG

С самого начала дистанционного обучения учителя английского языка воспользовались тем, что онлайн-школа Skyes School открыла бесплатный доступ к упражнениям и заданиям интерактивной рабочей тетради к нескольким линейкам УМК по английскому языку, в том числе, Spotlight. Учитель получил возможность зарегистрировать группы учащихся на данном портале и у каждого ученика появился свой личный кабинет. Заходя в него, ученик видел задания, назначенные ему учителем и срок их выполнения. В личном кабинете учителя при этом отображались результаты каждого ученика и всей группы, а учитель мог увидеть, как именно ученик справлялся с заданием, какое количество попыток он использовал, какие ответы давал, или выбирал. Не все учащиеся, в силу личных обстоятельств, смогли приступить к выполнению заданий на данном портале, в этом случае им были предложены другие формы работы.

Рис. 4. Скриншот результатов выполнения заданий на портале Skyes School.

Рис. 4.JPG

Позднее, Skyes School стала частью более крупного образовательного портала Sky smart, где в настоящее время размещены бесплатные интерактивные рабочие тетради по основным учебным предметам, которые позволяют учащимся с комфортом продолжать свое обучение в онлайн-формате. Учитель может не только назначить задание из уже имеющихся на портале, но и создать свое задание. При этом даже учителя, не обладающие большим опытом работы с цифровыми инструментами, легко справляются с конструированием интерактивных заданий. Ученикам очень удобно и просто работать, им достаточно ввести своё имя после получения ссылки и приступить к выполнению упражнения, после чего у учителя в личном кабинете отображаются результаты учащихсяи даже ошибки, которые были ими допущены при выполнении упражнений. Данный вид оценивания подходит для отработки и проверки усвоения лексического и грамматического материала.

Для обеспечения практики аудирования и тренировки речевых навыков учителя начальной школы используют мультфильмы – это отличный материал для изучения английского языка, который работает на все 100%. Многие мультфильмы рассчитаны именно на детскую аудиторию, ориентированы на то, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. Персонажи мультфильмов говорят простым и понятным языком, их речь не содержит сложных грамматических оборотов или сленговых выражений. На дистанционном обучении учителя английского языка, работающие в начальной школе, продолжали использовать мультфильмы для тренировки и контроля сформированности навыков аудирования и говорения. Учащимся предлагалось посмотреть мультфильм перед онлайн-уроком в качестве домашнего задания, а затем во время конференции в Zoom проходило его обсуждение. Приведем пример работы с короткометражным мультфильмом «Atthezoo». Этот мультфильм с успехом можно использовать при изучении тем «Прошедшее время глаголов» и «Сравнительная степень прилагательных» в 4 классе. Во время обсуждения учащимся были заданы следующие вопросы: Where were the boy and his mom? What animals did they see? Why was the boy scared? Who was the tallest animal? Did he like going to the zoo? Таким образом, осуществлялась проверка понимания содержания мультфильма и формировались коммуникативные умения у учащихся. Для учащихся более старшего возраста можно использовать песни или фрагменты фильмов. Ученики с удовольствием выполняют подобные домашние задания, и тем самым формируется и подкрепляется положительная мотивация к изучению иностранного языка.

Для тренировки и контроля устной речи учащихся учителя также прибегали к использованию возможностей мессенджеров и социальных сетей WhatsApp, Telegram, Viber, В контакте, где есть возможность обмена голосовыми сообщениями. Учащиеся делали аудиозаписи чтения вслух, а также монологических высказываний и присылали их учителю на проверку. При исправлении произносительных ошибок учитель в ответном сообщении начитывал отдельные слова и фразы, требующие коррекции, учащийся тренировал произношение этих фрагментов и высылал повторную аудиозапись.

В заключение отметим, что за период обучения с использованием ДОТ учителя английского языка приобрели новые знания и умения, научились уверенно пользоваться образовательными порталами, овладели новыми методическими приемами при проведении онлайн-уроков и умениями создавать и проводить онлайн-тестирование. Несомненно, резкий переход на новый формат организации учебного процесса являлся стрессовой ситуацией для большинства учителей, но, в то же время, благодаря этой ситуации в развитии информационной компетенции педагогов произошел существенный скачок, значительно возрос интерес учителей к овладению современными техническими возможностями для повышения эффективности обучения. Освоив современные цифровые инструменты и применив их на практике, многие учителя задумались об их дальнейшем использовании в традиционном школьном образовательном процессе. Несомненно, никакие информационные технологии, и никакие, даже самые лучшие и методически грамотно организованные образовательные порталы не смогут заменить живое общение учителя и учеников, однако определенные цифровые ресурсы и инструменты действительно могут быть полезны и при реализации традиционного обучения, могут сделать его более привлекательным для учащихся за счет использования современных технологий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список ресурсов, рекомендуемых для организации обучения английскому языку с применением дистанционных образовательных технологий

Для всех этапов обучения:

https://zoom.us – платформа для организации видеоконференций

https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ - сервис для создания Google-форм

https://resh.edu.ru– сайт «Российская электронная школа», видеоуроки, тренировочные и контрольные задания к каждому уроку.

https://edu.skysmart.ru – интерактивные рабочие тетради, возможность создавать свои интерактивные задания

Для начальной школы:

https://anglomaniacy.pl/- сайт Englishforkids, ресурсы для учителей: игры, лексические и грамматические упражнения, обучающие видеоролики.

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ - сайт Британского Совета, ресурсы для обучениядетей английскому языку

Для средней и старшей школы:

https://learnenglishteens.britishcouncil.org - сайт Британского Совета, ресурсы для обученияподростков английскому языку

https://edu.skyeng.ru– цифровая образовательная среда SkyesSchool


Поделиться: