Поиск по сайту

Использование театрально-игровых приемов в обучении английскому языку


Авторcтво: Журавлева Ульяна Олеговна, учитель английского языка ГБОУ Лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества образовательных результатов. Методы и приёмы театрального искусства – это эффективное средство развития творческой личности. Театр в образовании призван развивать человека целостно, воздействуя на такие сферы личности, как ценностная, познавательная, коммуникативная, деятельностная, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС).
       Театрально-игровые приёмы, заимствованные педагогами из системы игровой технологии К. С. Станиславского (далее Система), гармонично вписывается в образовательный процесс школы при организации урока и внеурочной деятельности в условиях ФГОС, особенно при изучении иностранного языка. Процесс обучения благодаря использованию данной системы становится интересным и запоминающимся. Микродиалоги, диалоги, сценки, маленькие спектакли повышают интерес к иностранному языку, делая урок более живым и творческим. В процессе игры дети при обучении английскому языку запоминают новые слова и выражения быстрей и прочней, чем после длительной зубрежки.
       Обучение – это, безусловно, творческий процесс, в котором каждый играет свою роль подобно актеру на сцене. К. С. Станиславский - ярый противник заезженности штампов актерского ремесла, делающих искусство банальностью, актерской привычкой. Обучение в школе также будет скучным - конвейерным, если учитель не будет новатором. Если рассматривать преподавательскую деятельность через Систему и перенести три составляющих оперного дела (музыкальность, вокал, сценичность) на учебный процесс, может получиться любопытное сравнение. Нередко учитель, еще не набравший жизненного и преподавательского опыта, подобен актеру-дилетанту, который едва ступил на подмостки. Он вокалист, у которого должен быть мудрый наставник. Как правило, главное лицо в оркестре – дирижёр. Роль дирижёра в школе выполняет директор. Вся внешняя атрибутика (чистота кабинета, мультимедийное оборудование, методические пособия) отвечает за сценичность. Как и в театре, в школе, нельзя обойтись без этих трёх составляющих, чтобы впечатление у зрителя (ученики, родители, коллеги) не было смазанным и отвечало его вкусам и потребностям.
       В соответствии с Системой подготовка урока - спектакля начинается с игр и театральных упражнений, настраивающих учащихся на нужную тему. Опишем в качестве примера подготовительный этап при подготовке спектакля на тему взаимоотношения кошек, собак и людей. Характерная пластика, голосовые упражнения, импровизации на заданную тему были интересны и педагогу, и ученикам как будущим исполнителям. В процессе этих занятий учитель и учащиеся вместе радовались удачным находкам; ребята предлагали свои варианты, которые принимались полностью или дорабатывались общими усилиями. Начальный этап подготовки к спектаклю имел большой смысл, который раскрылся позднее, во время репетиций. Участники спектакля мяукали, пытаясь передать хозяйке свою просьбу, лаяли с различной интонацией, прося косточку или радуясь предстоящей прогулке, рычали на приближающегося врага, изображали различные повадки кошек и собак. При этом очень пригодились театральные упражнения в кругу с обменом ролями – передачей своей роли другому. Все участники делятся на 3 группы – кошки, собаки и люди. Каждый участник имитирует движения своего персонажа и гуляет внутри круга. По команде педагога пары, стоящие ближе друг к другу, меняются ролями и подражают своему новому персонажу; если встречаются одинаковые персонажи, оба выбывают из круга. Подготовительный этап (репетиции, разучивание роли, общение, диспуты и т.п.) для ребят оказался самым полезным и важным. На подготовительном этапе проверяются и формируются психологические и моральные качества ребят. Помощь, взаимовыручка, поддержка – они нужны именно на этом этапе. Однако и после спектакля творческий процесс не останавливается, начинается рефлексия, аналитический этап. Спектакль анализируется, выявляются достоинства и недостатки; предлагается, как сделать следующий спектакль лучше и интересней. Важны все этапы театральной деятельности на уроке, но пост-презентационный этап (этап рефлексии) не менее, а может, и более интересен, чем сама презентация спектакля. В результате реализации театрально-игровой технологии ученики воспринимают спектакль как продукт проекта, а его презентацию как равнозначный этап творческого процесса театральной деятельности. Для учащихся это праздник, яркие незабываемые минуты радости и гордости за себя и своих друзей.
       Занимаясь по Системе, автор реализует её отдельные идеи на обычных уроках. Урок начинается песней со специальными движениями рук и ног. Это не только помогает настроить язык на английские звуки (слова английские), но и сконцентрировать внимание на то, когда надо щелкнуть, когда хлопнуть, а когда топнуть. Кроме того, дети поют эту песню с удовольствием, запоминают с радостью. В младших классах проводится игра «Знакомство». Принцип игры простой: все встают в круг и придумывают себе имена по изучаемой теме, например, имена животных. По очереди пары встречаются в кругу и называют свои имена, затем расходятся с новыми именами и т.д. Так в игровой форме быстро запоминаются новые слова. В старших классах предлагается обыграть пословицы и поговорки. Надо придумать и сыграть сцену, с помощью которой все остальные догадаются о том, какое задание в виде пословицы они получили от учителя.
На основе накопленного опыта по использованию театрально-игровых приёмов автором было проведено в течение двух лет исследование влияния театрально-игровой технологии на развитие универсальных учебных действий.
        Участниками эксперимента стали ученики ГБОУ Лицея № 101: 6.1 класс – экспериментальная группа и 5.1 класс – контрольная группа. Ученики 6.1 класса, в котором проводился эксперимент, удивляли особой эмоциональной и даже нравственной невосприимчивостью. Видимо, возрастная особенность учеников (они пришли в школу раньше, чем им исполнилось 6,5 и 7 лет), нацеленность родителей на раннее, интеллектуальное развитие своих детей сказались на особенностях их эмоционального и психологического развития. Хочется надеяться, что система театрально-игровых методов поможет пробудить в учащихся 6.1 класса эмоциональную чуткость, способность к переживанию, сочувствию и перевоплощению. 5.1 класс – это один из самых сильных классов в своей параллели. Учащиеся трудолюбивы, познавательно активны. В отличие от 6.1 класса, благодаря классному руководителю, 5.1 класс систематически посещал театры города.
        В течение двух лет шла целенаправленная работа по внедрению театрально-игровых методик по системе Станиславского К.С. Эта работа дала свои результаты.
Педагогическая диагностика представляет контекст-анализ итогового эссе учащихся:


Критерии анализа Контрольная группа
(5.1 класс) Экспериментальная группа
(6.1 класс)
Кол-во показателей % показателей Кол-во показателей % показателей
1 Умение вживаться в театральное действие (единство, неразделенность, восприятие театрального как реального)
4
44
0
0
2 Умение воспринимать язык театра (запоминают театральные знаки и интерпретируют их)
8
89
0
0
3 Воздействие на интеллектуальную сферу 8 89 1 17
4 Воздействие на эмоциональную сферу 8 89 3 50
5 Понимание идейного содержания (попытка осмыслить поступки героев) 8 89 3 50
6 Умение интерпретировать увиденное (описание или попытка оценить) 7 78 4 44
7 Повышение знаний по английскому языку 8 89 4 44
8 Повышение знаний по литературе 6 58 4 44

        Из таблицы видно, что можно выделить показатели, свидетельствующие о том, что ребята контрольной группы глубже и тоньше понимают спектакль, воспринимают язык театра, творчески интерпретируют увиденное.
Анализ эссе групп подчеркивает более высокую речевую культуру участников контрольной группы. Ребята точнее передают свое эмоциональное восприятие, их наблюдения детальны и конкретны, и в тоже время можно отметить стремления осмыслить характеры героев, замысел драматурга и режиссера. Участники экспериментальной группы только фиксируют свои наблюдения.
        Таким образом, хотя ребятам как экспериментальной, так и контрольной группы спектакль очень понравился и, безусловно, воздействовал на эмоциональную сферу (100% в контрольной группе и 89% в экспериментальной), уровень понимания (воздействия на интеллектуальную сферу, способность интерпретировать поступки и характер героев), а также умение вживаться в театральное действие, воспринимать язык театра в контрольной группе проявились в большей степени. Это значит, что продуманная подготовка к восприятию (просмотру) спектакля дала свои плоды.
        На основании сравнения данных (по результатам эксперимента) можно сделать выводы о том, что целенаправленная подготовка учащихся к просмотру (восприятию) конкретного спектакля:
  • повышает качество восприятия спектакля;
  • развивает речь учащихся, наполняя ее театрально и эмоционально окрашенной лексикой;
  • учит коммуникативной культуре, публичным выступлениям, умению слушать друг друга, конструктивному диалогу;
  • пробуждает желание к творчеству;
  • формирует логическое, образное, критическое мышление детей.
Работа с детьми по методике, предложенной Станиславским К. С., формирует универсальные учебные умения, компетенции, которые обязательно помогут учащимся решать проблемы в жизни, адаптироваться в обществе, что является требованиями стандартов второго поколения.

             Использованная литература:

    1. Аникива Н. П. Воспитание игрой. – М: Правление, 1987.
    2. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX – XX.вв. /Составитель Н.А. Верб. – СПб: Образование, 1995.
    3. Колчив Ю. В., Колчива Н. М. Театрализованные игры в школе. – М: Школьная пресса, 2000.
    4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Российская академия образования/ под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-е изд-е. – М:          Просвещение, 2009.
    5. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве; Работа актера над ролью. - Собрание сочинений в восьми томах. Том 1. -М: Искусство, 1954.

Поделиться: