|
Методическая разработка урока: «Производство серной кислоты контактным способом»
Авторcтво: Леонтьева Ольга Михайловна, учитель химии ГБОУ гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Работа с современной молодежью требует принципиально нового подхода по сравнению со сложившимися традициями педагогической практики. Подрастающее поколение находится в потоке информации из различных источников. Получаемые знания необходимо систематизировать, вычленять главное и направлять в нужное русло. Одна из основных целей школы – научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) актуализируют умение учителя проектировать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить достижение обучающимися не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов.
Разрабатывая урок, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.
Эффективной технологией активного обучения является игровая. Ниже приведена технологическая карта урока, относящегося к типу «Деловая игра», используемая мной в педагогической практике.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 9
Ведущая технология: метод проектов.
Форма работы: групповая и индивидуальная работа.
Тема: "Производство серной кислоты контактным способом".
|
Тип: деловая игра.
|
Задачи.
1. Усвоение нового и закрепление старого материала по теме: " Подгруппа кислорода. Соединение серы VI. Химическая технология как наука". Систематизация знаний школьников о технологии получения, переработке и применении серной кислоты.
2. Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Способствование развитию экологического, политехнического образования, профессиональной ориентации учащихся.
4. Активизация самостоятельной деятельности учащихся, формирование умений и навыков подготовки сообщений, презентаций на основании самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, публичных выступлений.
5. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения.
6. Воспитание ответственного отношения к делу.
|
Планируемые результаты
|
Предметные
– Систематизировать знания о технологии получения и применении серной кислоты.
_ Расширять политехнические знания на примере «Основные закономерности химических реакций»
– Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
– Игра является средством развития и самореализации учащихся; вовлекает в творческую деятельность, побуждает к самосознанию, создает условия для общения, для реализации творческой активности через ролевое экспериментирование. Учащиеся должны отработать и усвоить основные стадии получения серной кислоты и её применение в народном хозяйстве. Знать технику безопасности при работе с серной кислотой.
|
Метапредметные
·формируют умения и навыки в поиске, отборе, структурировании информации; моделирование изучаемого материала;
·позволяют устанавливать логическую взаимосвязь между элементами изучаемого материала;
· формируют умение слушать и понимать партнера;
·обеспечивают возможность вести дискуссию, грамотно выражать свои мысли.
· позволяют управлять познавательной и учебной деятельностью ученика через постановку цели, планирование, корректировку действий при выполнении задания.
|
Личностные
· формируют ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию;
· формируют осмысленное отношение к учебе, связывая учебные действия с реальными жизненными целями и ситуациями;
·формируют устойчивый учебно-познавательный интерес к учению;
· формирование основ экологической культуры.
· изучение темы позволяют подчеркнуть связь теории и практики
|
Межпредметные связи:
· позволяют формировать у учащихся осознанный подход к познавательному процессу, гибкость мышления, глубину знаний;
· способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности и интереса к природе;
· расширяют кругозор учащихся за счет познания межпредметного взаимодействия.
|
|
|
|
|
Ресурсы урока
|
Для учителя:
· Рабочая программа Н.Е. Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия 8-9 класс».
· Пособие для учителя.
|
Для ученика:
· базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Вентана-Граф» 2018 г.
· рабочая тетрадь
· дополнительная литература
· Интернет
· ноутбук
· презентация, выполненная учащимися
· экспозиция продукции предприятия: минеральные удобрения, коллекция «Металлы», спички, изделия из пластмассы, краска, кислоты и др.
|
Ход урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающихся
|
Мотивация познавательной деятельности
|
I. Подготовительный этап:
1 учитель продумывает ход игры, игровые роли, возможные варианты выступлений участников.
2 учитель разъясняет ученикам цели, задачи, правила игры, структуру производства.
3. Подготовка участников педагогической игры: распределение ролей по желанию среди всех учеников класса в соответствии с профессиями и должностями, задействованными в технологическом процессе, а также других специалистов, заинтересованных в данном химическом производстве.
4. Организация игрового пространства и установление временных рамок.
5. Консультирование учителем учащихся в процессе подготовки к игре. Создание единой презентации химического предприятия на основании домашних презентаций учащихся.
|
I. Подготовительный этап:
Самостоятельное ознакомление и изучение учащимися технологического процесса, включая химические, экологические, экономические и другие аспекты химического производства. Повторение ранее пройденного материала по заданной теме. Подготовка учащимися выступлений и презентаций, согласно выбранным ролям.
|
Актуализация необходимых знаний
|
Вводное слово учителя. Продолжительность игры – 45 минут. Игра проходит в виде производственного совещания, на котором выступают специалисты – учащиеся.
Записывают число, тему урока в тетрадь, знакомятся с задачами урока.
|
Представляют стадии технологического процесса, доказывая верность своих решений, отстаивая свое мнение. Таким образом происходит усвоение материала, пройденного на уроках и самостоятельно. В конце игры принимается решение о целесообразности и рентабельности данного производства, основанное на доводах «производственников» и «инвесторов».
|
Организация познавательной деятельности (ролевой этап урока).
Ход игры через деятельность ученика.
|
|
На уроке учащиеся представляют предприятие по производству серной кислоты.
1. Вступительное слово инвесторов о возможном вложение денежных средств в предприятие, т. к. его продукция имеет большое значение для народного хозяйства.
2. Вступительное слово директора предприятия о структуре предприятия и его заместителю. Замдиректора рассказывает о формуле, строении серной кислоты, о возможностях данного предприятия.
3. Работа цеха по переработке серного колчедана (I сдадия).
· инженер-технолог-предлагает промышленный способ переработки колчедана и получение сернистого газа, условия протекания реакции;
· аппаратчик – рассказывает о работе печи с «кипящим слоем».
4. Работа цеха по производству оксида серы VI (II стадия):
· инженер-технолог- предлагает промышленный способ переработки сернистого газа и получение оксида серы (VI), условия протекания реакции, отмечая динамичность процесса и внутреннюю противоречивость химической реакции;
· аппаратчик – рассказывает о работе аппаратов II стадии производства;
5. Работа цеха по получению олеума:
· инженер-технолог – рассказывает о переработке оксида серы (VI) и получении олеума, отмечая условия, необходимые для осуществления этой стадии.
· аппаратчик – рассказывает о работе аппарата (поглотительная башня) II стадии производства отмечая внутреннюю противоречивость химической реакции;
6. Инженер по технике безопасности рассказывает о правилах поведения на химическом производстве, о технике безопасности при работе с кислотой;
7. Эколог – рассказывает о веществах которые не синтезируются и не усваиваются в природном круговороте. Предлагает способы разрешения экологических проблем — использование технологических схем, сводящих к минимуму загрязнение атмосферы;
7. Маркетолог – представляет продукцию, которую можно изготовить на основе серной кислоты;
8. Выступление врача предприятия о первой медицинской помощи при производстве кислоты, расширяет знания об использовании лекарственных препаратов, используемых в медицине.
|
Рефлексивно-оценочный этап
|
Учитель предлагает учащимся проанализировать деловую игру (самоанализ) и внести предложения по усовершенствованию игровой деятельности.
|
В конце производственного совещания инвесторы задают вопросы производственникам (вопросы-повторение изученного материала).
Производственники отвечают на вопросы инвесторов.
Директор предприятия вместе с инвесторами подводят итоги совещания (вывод).
Вывод: предприятие выпускает важную для страны кислоту, полученные на её основе продукты находят огромное практическое применение в народном хозяйстве и жизни человека. Необходимо обратить внимание на поиски новых дешёвых сырьевых баз, на обеспечения безопасной работы предприятия и охране окружающей среды.
Учащиеся-производственники вносят свои предложения по удешевлению производства и его продукции.
|
Подведение итогов
|
Учитель выставляет оценки участникам, включающие в себя подготовительный и ролевой этапы урока.
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
При этом использована дополнительная литература учителем:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб: СПбГУПМ, 2003.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С, Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Шилов К.В. Классификация инноваций // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 82-85
Поделиться:
|
|