Поиск по сайту

Маленькие бунтовщики


Авторcтво: Крафт Ольга Анатольевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 108 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


     

Детство, отрочество, юность, зрелость… Это наша жизнь в разных возрастных периодах. Каждый период своеобразен и уникален по-своему. Именно неповторимая пора детства определяет основу личности человека.
     Мамы, папы. бабушки, дедушки из своего личного опыта знают, что в первую очередь характеризует ребёнка дошкольного возраста. «Сядь, непоседа!» «Перестань все спрашивать, почему да почему!» «Не ешь снег, не прыгай в лужу!» Непосредственность, импульсивность поведения, способность удивляться обычным вещам, событиям, желание все знать, яркие и бурные эмоции. У взрослых по этому поводу возникает непонимание и желание воспитывать вместо того, чтобы прислушаться к потребностям малыша, помочь ему познавать новый непонятный мир.
     «Развитие ребёнка есть не что иное как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребёнка… Перед нами раскрывается совершенно закономерная, полная глубочайшего смысла и ясная картина. Критические возрасты перемежают стабильные. Они являются переломными, поворотными пунктами в развитии…» - Л.С. Выготский.
     Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребёнка дошкольника: младенчество от 0 до 1 года; раннее детство от 1 года до 3 лет; дошкольное детство от 3 до 7 лет. Каждый стабильный период завершается возрастным кризисом, кризисов тоже три: 1год, 3 года и 7 лет. Именно в эти критические периоды родители чаще всего и обращаются к специалистам.
« Настенька была такой послушной девочкой, а сейчас все разбрасывает, не принимает помощи, кричит! А раньше была таким спокойным ребёнком», - жалуется мама трехлетней девочки. Родители стремятся выяснить причины такого поведения в своих детях. Однако перемены эти закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте.
     Почему возникают кризисы? Дело в том, что у детей появились новые потребности, и удовлетворить их старыми формами он уже не может. Например, ребенок в 1 год начал ходить, у него расширилось пространство, в котором малыш находит разные интересные вещи. Он идет на кухню обнаруживает плиту, но взрослый останавливает его: «Нельзя!» В ответ раздается плач, попытка повторяется. Плач – это единственное выражение эмоций, так как говорить малыш еще не научился. Ребенок еще не понимает взрослых объяснений, он только действует. И хочет действовать постоянно, его уже не устраивает пассивная позиция, когда его только кормят, пеленают. Малыш ждет новых открытий. А слов пока нет. И стремление к самостоятельности всегда встречает отпор взрослых. Поэтому возникают негативные эмоции, ребёнок сердится. Какой же здесь выход? Он есть: взрослые должны научиться делать не за ребёнка, а вместе с ним. Тянется малыш за ложкой, дайте ему её в руку. Захотел он сам одеть шапку, не торопите, дайте ему такую возможность. Поверьте, ребенок уловит тот момент самостоятельности, который вы ему предоставили.
     Многие дети в 2 года посещают детский сад. Там педагоги приучают ребят действовать самостоятельно. Малыши смотрят друг на друга, берут пример со сверстников и в естественных условиях учатся новому. Воспитатели учат ребят пользоваться ложкой, пить из чашки, самостоятельно одеваться. Приучают самостоятельно умываться, пользоваться салфеткой. Но часто бывает так, что, придя домой, малыш попадает в любящие руки мамы и папы, где все делается за него, и закрепления новых навыков в этом случае не происходит. Его снова поят, кормят, одевают. А в 4-5 лет родители обнаруживают, что ребенок так и не хочет самостоятельно одеваться, хотя все умеет. Но благоприятный момент был уже упущен, сейчас эта деятельность уже не захватывает малыша, и он перекладывает его на взрослого. А мы, взрослые, недоумеваем: почему возникают протесты. Конечно, очень трудно определить, что поощрять, а что запрещать. Но поощрение разумное, основанное на разрешении посильных для ребёнка действий, совместное и радостное их выполнение дают возможность налагать запреты на то, что делать действительно нельзя. Для смягчения негативных реакций рекомендуется переключить внимание, завлечь малыша интересным действием. Например, потянулся ребёнок к ножу, уберите его из поля зрения, скажите «нельзя!» и предложите что-нибудь привлекательное.
     После бури первого кризиса на какое-то время наступает затишье. А в 3 года ребенка снова как будто бы подменили. Главным выражением становится «Я сам!» Нужно идти гулять – протестует, обедать – не идет, приглашают поиграть – не хочет. Или вслух говорит: «Не хочу!» или молчит, или ревет. В чем же здесь дело? А дело в том, что ребёнок осознал себя впервые личностью отдельной от взрослого. И сейчас он хочет стать как взрослый, но по факту им быть не может. В это время и возникает протест, но чтобы почувствовать себя взрослым, у ребёнка и появляется ролевая игра. Тактика взрослого в этом кризисе может быть аналогичной тактике в первом кризисе. И взрослому уже проще, он знает, что нужно дать свободу действий, где это возможно, и переключить внимание в остальных случаях. Но в возрасте трех лет, ребёнка труднее отвлечь, он уже повзрослел и применяет больше средств для сопротивления. Управлять поведением становится сложнее. В этом периоде нам, взрослым необходимо включить гибкость, например, не просто сказать: «Иди кушать!», а заранее предложить: «Скоро мы будем ужинать, ты поиграй, а потом сам приходи кушать». Если вы будете категоричны, будьте готовы услышать негатив в свою сторону. В этом возрастном периоде необходимо за раннее готовить ребенка к важным событиям. Например, посещение детского сада или другим изменениям. Важно разъяснять, выражать свое положительное отношение, показывать своим примером. В этом возрасте малыш очень активен и интересуется всем происходящим, после кризиса трех лет наступает возраст «почемучек» и активной деятельности. Еще одним важным аспектом является развитие взаимоотношений со сверстниками, жизнерадостность и активность, осознание себя отдельной личностью.
     Время идет своим чередом, и вот ребёнку исполняется 7 лет. Он становится выпускником детского сада. Игра уже освоена, становится менее интересной. Он чувствует себя уже совсем взрослым. За прошедшие годы развились мышление и память, внимание и восприятие, сформировались элементы волевых качеств. Ребёнок понимает. Что взрослые считают школу делом серьезным. В целом дети позитивно настроены на переход к школьному обучению. Они хотят заняться настоящим делом. Но чаще их привлекают внешние атрибуты: портфель, учебники, пенал. А когда возникают первые трудности, тут и возникают проблемы. Оказывается не всегда все красиво получается написать, прочитать, и интерес может пропасть, потому что девочек и мальчиков настраивали не на процесс обучения, а на получение результата. Одни очень серьезно относятся к оцениванию, другие – наоборот, перестают стараться. Это очень сложный период и для ребенка и для родителей и для педагогов. В чем же должна заключаться подготовка к школе?
     В первую очередь – не стараться вместить все знания до школы, а развить познавательный интерес, чтобы первокласснику стало интересно познавать, исследовать, изучить, экспериментировать. Еще в возрасте 4х лет вопросы дошкольник задает бесконечно и отмахиваться от них не следует. Именно тогда и закладывается желание познавать. «Почему чашка разбилась?» - спрашивает ребёнок. «Потому что она стеклянная», - отвечает взрослый. Ответ хороший, но полезнее было бы продолжить беседу: « А как ты думаешь, тарелка разобьется? Почему? А ваза?» - постараться привести ребёнка к пониманию того что все стеклянные предметы хрупкие и у них имеются свои свойства. А еще дети очень любят загадки, так как в загадках отражен опыт ребёнка в символичной форме. Дети очень любят придумывать загадки сами. Важно заинтересовать ребенка думать самостоятельно.
     Кроме познавательного интереса психологическая готовность к школе включает и развитие волевых качеств. В школе есть и «скучные моменты». Внимательно слушать объяснения учителя, запомнить, старательно выполнять домашнее задание для этого нужно уметь управлять своим поведением. У семилетних детей уже может преобладать «надо» над «хочется». Для развития волевых качеств в дошкольном возрасте очень важна оценка взрослых. Когда ребята что-нибудь делают (рисуют, читают, мастерят), взрослые обязательно оценивают их действия. На основании этой оценки у ребёнка складывается мнение, что он умеет делать хорошо, а что не совсем удается. Оценка должна быть не ребенка, а его действий. Важно, чтобы оценка дала ребёнку поверить в свои силы, и не отбить желание выполнять работу. Мы говорим об адекватном оценивании. Многие родители постепенно приучают детей к выполнению «скучных» действий, малопривлекательных для них, например, убирать игрушки, потом обязательно хвалят, за завершенное действие. Таким образом, формируется привычка и это действие уже не вызывает негативных эмоций. В таком случае и выполнение однотипных заданий в школе будет восприниматься спокойно. И школа будет восприниматься действительно интересным и важным настоящим делом для первоклассника.
Конечно, каждый возрастной период в жизни является уникальным и неповторимым. Ребёнок учится взаимодействовать с собой и окружающим миром, преодолевая трудности и раскрывая свой потенциал. И нам взрослым важно осознать ценность возрастных кризисов в детской жизни, спокойно принимать переходные моменты и самим учиться быть взрослыми.


Приложение: Занятие «Путешествие в страну «Дружляндия»


Список использованной литературы:

  1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2006
  2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984
  3.Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия.- Волгоград: Учитель 2009
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.,Владос, 1995


Поделиться: