Поиск по сайту

Воспитывающее и развивающее обучение в начальной школе (опыт осмысления педагогической практики)


Авторcтво: Дадонова Елизавета Игоревна, учитель начальных классов ГБОУ №471, Санкт-Петербург


         Главная задача образования - это обогащение разума и души учащегося. Это не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельно-сти, научения ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впо-следствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способ-ность эффективно действовать. Однако всё передовое, что мы внедряем в цели, содержание, методы, формы, приёмы, средства обучения и воспитания, организацию совместной дея-тельности учителя и учащегося, родителей и учителя, родителей и учащегося, всегда сохра-няет многое из традиционного. Это традиционное - есть тот камень, тот фундамент, на котором педагог строит новое, а инновации позволяют эффективнее, чем ранее, решать задачи обучения и воспитания. Иногда в кладовых традиционного "старого" мы можем найти неза-служенно забытые методы и приемы, которые при правильном подходе и применении принесут добрые плоды в обучении и воспитании ребенка. Здесь уместно вспомнить слова из-вестного писателя В. Г. Белинского "Даже самое старое (известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом. Ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости!».
         Тем фундаментом, на котором строилась педагогика в России, были педагогические труды Константина Дмитриевича Ушинского. Ему удалось существенно улучшить качество преподавания и в Смольном, и в Гатчинском сиротском институте, где он провёл значи-тельные реформы. "Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему извест-ный объем сведений", - писал Ушинский, - "но должно зажечь в нём жажду серьезного тру-да. Обучение - могущественный орган воспитания. Оно всегда должно быть связано с вос-питанием. Отсюда - принцип воспитывающего обучения. Воспитывающее влияние науки только тогда окажется действительным, когда оно подействует не на один ум, но на душу и чувства". Ушинский впервые в истории педагогики поставил воспитательный характер обу-чения в зависимость от его научного содержания. Воспитательное обучение по Ушинскому должно быть развивающим. Оно обеспечивает развитие наблюдательности, мышления, ре-чи, памяти, воображения, самообладания и готовит человека, таким образом, к труду жизни. Всё это говорит о прогрессивном, инновационном решении вопроса в воспитывающем обучении.
         В центре педагогики К. Д. Ушинского - личность. "Обучение всегда определенным образом формирует личность учащегося: его отношение к жизни, к знаниям, его различные умственные способности, нравственные чувства и волю". Воспитательное влияние - неизбежный спутник обучения. Однако из этого совершенно правильного положения нельзя де-лать вывод о том, что обучение всегда оказывает одинаково благоприятное воспитательное влияние на учащегося, и что сознательные усилия и искусство педагога не имеют существенного значения. Наоборот, характер воспитательного обучения, его идейная направлен-ность и сила влияния на учащегося определяются содержанием преподаваемых знаний, методами и организацией учебных занятий и, конечно, влиянием личности учителя. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в про-цессе обучения базовой культурной личности: нравственной, правовой, эстетической, физи-ческой, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индиви-дуальных познавательных способностей, с учётом интересов обучающихся.
Воспитательный эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносто-ронности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, любознательность, деловитость, требовательность к себе, дисциплинированность, уважительное отношение к родителям, учителям и товарищам. Воспитателя, учителя великий педагог сравнивал с художником, воспитанника - с художественным произведением, а школу - с мастерской. Действительно, по моему глубокому убеждению, школа должна стать местом, где ребенку было бы интересно. Одной из важных форм деятельности Ушинский считал труд. "Труд - это, прежде всего, основа материальной жизни и источник развития человека, необходимое условие гармоничного развития - физического, умственного, нравственного, эстетического". Труд и деятельность учащегося являются условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и ха-рактера ребенка. Школа должна готовить ребенка к свободному и творческому труду, вызывать у него "жажду серьёзного труда", воспитывать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении от труда. К.Д. Ушинский считал воспитание целенаправленным преднаме-ренным процессом "управления личностью", цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонично развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами других людей, своего народа, своего государства и всего человечества в целом. Одно из главных направлений воспитания - нравственное воспитание. Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает самого человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство общественного долга, дисциплину, трудолюбие, твёрдый характер, волю, уважение к старшим и заботу о членах семьи. Для достижения этих целей мы с учащимися моего класса начали работу под лозунгом "Согрейте сердца своих бабушек и дедушек", в рамках которой было предложено всем учащимся раз в неделю писать письма бабушкам и дедушкам. Таким образом, мы обеспечиваем не только преемственность поколений, но и знакомимся с риторикой - умением себя выражать. Дети не только согревают сердца своих близких, проявляя к ним внимание и заботу, но и учатся грамотно и пра-вильно излагать свою мысль, задавать вопросы, учатся себя выражать, развивает устную и письменную речь. А ведь задача хорошего учителя - научить ребенка мыслить нестандартно, запустить мыслительные процессы, развить способность думать, одним словом - влиять на окружающий мир через свой интеллект. Выбранные формы работы позволяют ребенку преодолевать упрямство, лень, скуку, эгоизм, лицемерие и праздность. Мне думается, что учитель обязан показать детям, что праздность - это корень всех пороков. Необходимо воспитать в детях навыки и привычки нравственного поведения. "Благодаря хорошей привычке, - писал Ушинский, - человек воздвигает нравственное здание своей жизни всё выше и выше". Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания или на утомительных словесных назиданиях. Не надо навязывать свои убеждения, а необходимо пробуждать жаж-ду этих убеждений в ребенке. В воспитывающем обучении важны метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя (поощрение и разумные предупреждающие наказания). Сама учёба должна быть трудом развивающим и укрепляющим волю детей. Обучение - это посильная деятельность детей под руководством учителя.
Трудно овладеть вниманием учащихся" - считал великий педагог, - "если в действии учителя нет ничего, что обращалось бы к личности учащегося". Ученик - это живая душа, это личность, индивидуальность. И поэтому учитель - это не только носитель информации, но и помощник, друг, уважающий личность своего ученика, независимо от меры приобщения её к знанию. Каждый ученик является носителем неповторимого личного опыта, а потому он изначально является субъектом образовательного процесса. Ребенок - это живая душа, а не пустой сосуд, который нужно наполнить определёнными знаниями. Дитя так устроено, что его природные таланты, способности, ресурсы заложены глубоко в его душе и требуют вре-мя и наблюдения со стороны педагога, родителя, создания условий, чтобы они проявились, раскрылись в полной мере. Здесь, в этом личностно-ориентированном направлении, боль-шое внимание нужно уделять личности ученика, наблюдению за ним. В моей работе с уче-никами помимо наблюдения на уроках и во внеурочное время мне помогают «дневники», в которых работают все учащиеся моего класса самостоятельно. Это отнюдь не читательские дневники, это те записи, которые помогают мне наблюдать за детьми, а их подталкивают к рассуждению и размышлению, учат анализировать, планировать свою деятельность, креа-тивно мыслить и благодарить, развивают культуру речи и способность выражать себя. Ушинский считал, что учитель должен интересоваться тем, что ученики думают и чувству-ют, открытое обсуждение эмоций идет ученикам на пользу больше, чем сухие и выхолощенные фразы учебников. Руководствуясь рекомендациями К.Д.Ушинского, я предложила уче-никам отвечать ежедневно на пять вопросов: Что я сделал, узнал сегодня? Что я чувствовал сегодня? За что я благодарен? Чему я научился сегодня? Что я хочу сделать завтра? Учащиеся ежедневно отвечают самостоятельно на эти вопросы без помощи и принуждения родителей в произвольной форме, содержание и объем они регулируют самостоятельно. Это позволяет мне определить не только уровень их прилежания, но и наблюдать за детьми, за их настрое-нием и мотивацией к саморазвитию. Информация из детских дневников дает мне некоторые знания о том, что происходит с детьми и вне школы. Это необходимо для того, чтобы я смогла увлечь учеников на уроке и поддерживать в них интерес, который и является двига-телем образования. Данная работа с детьми помогает мне не только выявить психофизиоло-гические возможности каждого ребенка, присущее ему мироощущение, интересы, его жиз-ненные ценности и устремления, но и постараться направить работу в нужное русло, обес-печить положительную динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные ученика, на заложенные в нем таланты. При этом наблюдение и его результаты не должны подгоняться к определенной мерке, не должны сравниваться с возможностями другого ре-бенка, а рассматриваются как данность, с которой учитель должен работать применительно к каждому ученику, определяя индивидуальную траекторию развития, своеобразную "верти-каль" его личностного роста. При таком подходе задача обучения - не планировать общую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику, с учё-том имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способно-сти, развивать себя как личность, т.е. раскрытие индивидуальных познавательных возмож-ностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удо-влетворения. Задача учителя - найти способ использовать природную способность детей к обучению и создать потрясающе эффективную учебную среду.
Наблюдения за маленькими детьми позволяют заметить, что от природы дети очень любознательны. Они практически непрестанно проявляют жажду к знаниям, познавая мир вокруг себя с самого рождения. Маленькие дети пытаются увидеть собственными глазами, понюхать, попробовать на вкус изучаемый ими предмет. Малыши интуитивно используют для знакомства с миром так называемое "трёхмерное обучение". Внедряя новое в воспитание и обучение, мы должны создать эти природные инструменты, динамические формы обще-ния. Кроме того, дети имеют природную склонность к различным ролевым играм и склон-ность обучению на собственном опыте, т.е. нужно создать интересную ролевую среду. Не-достаток свободной игры замедляет умственное развитие ребенка. Свободная, никем не ограничиваемая игра, представляет собой инструмент, с помощью которого дети учатся дружить, преодолевать страхи, общаться, решать проблемы, преодолевать собственные ком-плексы, замкнутость и лучше контролировать свою жизнь. Тому, чему дети учатся благодаря собственным инициативам, в процессе собственной игры, не научить никаким другим спо-собом. Игра - естественный продукт любознательности, а также яркого детского воображе-ния, которое является фундаментом творчества. Способность создавать в голове то, что не распознается органами чувств - это процесс, в результате которого воспитывается умение неординарно мыслить. А воспитание этой способности (неординарно мыслить) - одна из главнейших задач учителя. Например, когда я хочу рассказать детям, как следует следить за своим здоровьем и беречь его, наш школьный класс превращается в кабинет врача. Чтобы мои ученики поняли, как важны грамотность и развитие речи, мы превращаем наш класс в теле- или радиостанцию. Игра развивает воображение а, как известно, воображение - фундамент творчества.
         Самым ценным в процессе обучения Константин Дмитриевич Ушинский считал самостоятельную деятельность ребенка. Ведь только личная инициатива, собственные действия и оценка результатов позволяют по-настоящему понять, как идут те или иные процессы. А личная инициатива может возникать тогда, когда у ребенка появился интерес к какому-либо вопросу или предмету. Беда современного образования в том, что оно уничтожает любозна-тельность ребенка. Одна из целей введения инновации в процесс образования - это сохранить интерес ребенка к обучению, чтобы любознательность была двигателем в образова-тельном процессе. Не нужно заставлять изучать то, что ребенку не интересно или пока не интересно, т.е. учитель призван задавать интересные вопросы даже в том, что лишь кажется неинтересным. Именно возникший интерес влияет на внимание, с которым ребенок изучает предмет. Прекрасно о внимании говорил К. Д. Ушинский: "Внимание есть та единственная дверь души, через которую входят в нее все ощущения и все образы; а потому воспитатель должен хорошо познакомиться с этой способностью, чтобы уметь действовать на нее, чтобы уметь держать раскрытыми эти душевные двери". Внимание - это как раз условие высокого КПД при изучении предмета. Перед нами встает вопрос: "Как вызвать внимание ребенка к изучению какого-либо предмета?". Необходима не внешняя, а внутренняя мотивация. У детей должны возникать вопросы. Ребенок должен испытывать лёгкое чувство информацион-ного голода. Для этого в классе должна быть создана атмосфера образования, уютный уго-лок, где дети будут заниматься, чем хотят (в рамках дозволенного). В этой образовательной атмосфере должно быть пространство для манёвра и инноваций. К.Д. Ушинский был против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу и детей, и учителей.
Основная цель учителя - помочь ученику учиться, научить его учиться и показать, что образование - это труд всей жизни, привить ребенку определенную привычку к самообразо-ванию, развить в нём способность смотреть на себя со стороны, как можно шире открыть перед ребенком горизонты, двери перед выходом в жизнь, дать ребенку не образовательный капитал, а дать инструменты для приобретения этого капитала, чтобы он всю жизнь смог познавать, самообразовываться, то есть не дать определённые ответы на вопросы, а развить в учениках способность находить эти ответы. Одним словом - научить детей выживать в со-временном мире, подготовить их к трудностям реальной жизни. Это поможет преодолеть им серьезные проблемы, такие как замкнутость, низкая самооценка, безразличие к своему бу-дущему. Задача учителя помочь детям максимально раскрыть их потенциал. Не навязывать, а наблюдать и помогать, научить их трудиться. Замечательно об этом сказал К. Д. Ушинский: "Кто научит ребенка трудиться, тот оставит ему самое большое наследство". Нам необходимо развить в ребенке интеллект, нравственность, физические основы, на которых сам ребе-нок будет образовываться дальше. Кроме того, образование - это общее, семейное дело. Необходима взаимная заинтересованность всех участников образовательного процесса: учителя, ученика и родителей. Родителям необходимо научиться работать вместе с ребенком, отвечая на возникающие у ребенка вопросы и самообразовываться вместе с ним. Их работа - пожизненное партнёрство. Для этого нужно избавиться от "паразитов" времени и внимания, таких как телефоны, планшеты, игровые приставки.
       Я пришла к выводу о том, что ребенок должен постоянно находиться в окружении информационного поля. Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникал интерес, а вследствие этого - вопросы, на которые ученик будет самостоятельно искать ответы. На эту мысль меня натолкнула история моего прапрадеда - Кошевого Павла Фёдоровича, который в детстве работал помощником в библиотеке помещика. Как известно, библиотека - это древней-шая форма образования. Мальчик постоянно находился в этом так называемом информационном поле, в атмосфере образования, где он мог без какого-либо давления получать образо-вание. Библиотека была достаточно обширна, у моего прародителя была возможность черпать информацию из книг, как следствие этого возникало множество вопросов, которые он задавал помещику. Его любознательность тронула сердце помещика, и тот отправил учиться мальчика, который впоследствии стал первым педагогом в нашем роду. Рассказ, услышанный мною в детстве, подтолкнул меня на создание такой библиотеки в нашем классе. Детям рекомендуется читать литературу на их усмотрение дома не менее 30 минут ежедневно. Имеется рекомендованный список книг для каждой возрастной группы, вклеенный в читательский дневник, который ученики ведут в течение года. После прочтения каждой книги в дневнике предлагается записывать: 1. О чем книга? 2. Что хотел донести автор? 3. Что вынес для себя? 4. С чем ты не согласен? 5. Выписать неизвестные слова, встретившиеся при про-чтении. Ребята самостоятельно узнают значение неизвестных слов, а сделанные записи в произвольной форме помогают кристаллизовать полученные знания и концентрировать информацию, научают логическому мышлению, развивают способность излагать свои мысли, мыслить логически, выражать себя, формируют собственное мнение. Родителям советуется прочитывать записи детей и задавать несколько вопросов ребенку, один из которых: "Как ты сам оцениваешь свою работу?". Пусть дети сами научатся себя оценивать, критично смотреть на свою работу, анализировать её.
        Не ограничивая информационную базу класса только созданием библиотеки со всевозможными энциклопедиями, произведениями мировой культуры, окружила своих учеников наглядными материалами по различным направлениям, которые мы разместили в учебном кабинете и его пространстве (географические и исторические карты, глобусы, ленты времени, астрономические карты, картины солнечной системы и звёздного неба, матема-тические и биологические таблицы и др.). Интересно наблюдать, как меняется поведение детей на переменах, сколько вопросов у них возникает. Я поняла, что должна познакомить своих учеников и с другими "учителями", которые глубже и подробнее ответят на возникающие вопросы, а появившийся интерес поможет ученикам самостоятельно добывать знания. Так, они впервые узнали об Аристотеле (логика), Со-крате (риторика), Циолковском (космос), Фабре (насекомые) и многих других.
         Преследуя цель помочь учащимся осознанно осваивать окружающий мир, стремлюсь выявлять их способности и таланты с тем, чтобы реализовывая себя, они формировались личностно. Дети учатся ставить эксперименты, вести диалог, работать в группах и в парах. Было замечено, что иной раз ребенок, разобравшийся в материале, быстрее и лучше объяснит тему своему товарищу, чем учитель. В образовательном процессе мы активно используем технологию сотрудничества, организуя совместную работу более мотивированных учеников с менее мотивированными. Это дает положительные результаты.
Очень важно показать учащимся, для чего они получают теоретические знания, каково их практическое применение. Для этого необходимо значительную часть времени уделять практическому применению полученных знаний (даже с выходом за рамки школьной программы). Одним из примеров стал урок технологии, где после изготовили статуэтки из пластилина, была организована выставка работ учащихся, а затем записан короткий мультипликационный ролик.
          В воспитывающем обучении необходимо ставить перед учащимся познавательные проблемы, стимулировать к поиску альтернативных и оригинальных ответов, активно используя свой творческий потенциал и воображение. Ребенок должен уметь изменять и обновлять свои знания. Цель педагога - создание оптимальных условий для развития личности. Достижение её возможно, если будут наиболее полно учитываться индивидуальные различия учащихся. Как известно, сердце образования - это взаимодействие учителя с учеником. Учитель призван создать такие условия и обстоятельства, при которых все ученики без исключения становятся уникальными творческими личностями с богатым воображением. Правильно организуя свою деятельность, мы воспитаем человека нравственного, творческого, с максимально раскрытым потенциалом, имеющего собственное мнение, способность свободно мыслить, выражать свои мысли, а самое главное - за годы, проведённые в школе, получившего навык к постоянному труду, будь то физический или интеллектуальный труд.

Поделиться: