Авторcтво: Калинина Марина Михайловна, учитель географии ГБОУ школа №534 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Географические объекты на нашей планете имеют свою уникальность. Увидеть их на уроках географии помогают новые компьютерные технологии, которые заменили старые чёрно-белые фотографии и нечеткие образовательные фильмы на старых проекторах. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.
При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:
• стимулируется познавательный интерес к географии;
• создаются условия для мотивации учащихся к учению;
• развивается мышление и творческие способности ребёнка;
• формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
Использование ИКТ позволяет:
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
• повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
• сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Это особенно актуально в настоящее время, когда этот предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал
Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.
Достоинства применения ИКТ на уроках географии:
• универсальность (возможность сочетания с любым учебно-методическим комплексом);
• воздействие на различные виды памяти;
• эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
• наглядность, красота, удобство;
• гибкость (возможность самостоятельно строить урок).
Проведение уроков географии с использованием новых информационных технологий требует от меня
тщательной подготовки:
• подготовка и создание мультимедийных презентации;
• подбор текстового и графического материала по теме урока;
• разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих и самостоятельных работ и др.
На своих уроках географии я использую следующие
типы электронных обучающих ресурсов (ЭОР):
1. электронные пособия - учебники «Сферы»;
2. базы данных учебного назначения: энциклопедии, справочники, словари, тренажеры, игры;
3. каталоги цифровых образовательных ресурсов;
4. электронные контрольно-измерительные материалы;
5. электронные сборники дополнительных и наглядных материалов к урокам: интерактивные карты, схемы, иллюстрации;
6. мультимедийные учебные презентации;
7. цифровые видеозаписи;
8. цифровые фотоальбомы, фотогалереи.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:
на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал уже обработан и скомпонован авторами учебников «Сферы».
На уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;
На уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.
Интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
Я использую ИКТ на уроках географии в течение пяти лет, и за это время накопила большое количество электронного контролирующего и наглядного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из интернет–ресурсов и в дальнейшем скорректированы.
Методы диагностики результатов.
В настоящее время большее внимание необходимо уделять разнообразным тестовым работам, так как их выполнение способствует подготовке учащихся к ЕГЭ.
Огромные возможности при этом дает использование ИКТ на уроках. Обычный тест в электронном варианте вызывает у учащихся бурю положительных эмоций и создает атмосферу успешности на уроке (практически все дети любят работать на компьютере).
ЦОРы предлагают в настоящее время большое количество тренажеров и тестов по географии, и при хорошем оборудование кабинета (наличие компьютерного класса) работать с данным материалом очень удобно как ученикам, так и учителю. Хорошие результаты дают домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не являются обязательными, и это является дополнительным стимулом. Учащиеся, особенно подросткового возраста, всегда стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность. И поэтому представляемые работы, выполненные с использованием программ Office Excel, PowerPoint бывают очень необычными, яркими, эффектными. Многие работы, выполненные учащимися, используются мной в дальнейшем как наглядные пособия, при проведении уроков в других классах. Даже учащиеся, занимающиеся на оценку «удовлетворительно», выполняют работы на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес к изучаемому предмету. Что и является основной целью использования ИКТ на уроках географии.
Вывод: Используя ИКТ на уроках географии в течение пяти лет, я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.
Поделиться: