Авторcтво: Макарцева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» г. Санкт-Петербург |
Методическое пособие содержит разработку урока русского язык, составленного в соответствии с программой. Пособие включает подробное описание хода урока с указанием целей, используемых методических приемов и разбором наиболее сложных вопросов. Приводятся различные типы заданий. Урок разработан с использованием технологии РНС. Представлена карта урока для каждого ученика с целью оценки его деятельности в течение всего учебного занятия. Методическое пособие адресовано учителю-словеснику и ставит целью оказание практической помощи учителю.
Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Целевая аудитория: 9 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
1. Знать
1) Определение понятия «сложноподчиненное предложение».
2) Типы придаточных.
3) Строение сложноподчиненного предложения.
4) Правила пунктуации сложноподчиненного предложения.
2. Понимать:
1) Объясняет значение слова «альтруист». Подбирает характеристики.
2) Выделяет из текста предложения, соответствующие схеме.
3) Находит границы главного и придаточного предложения.
4) Рассказывает своими словами о типах сложноподчиненных предложений.
3. Применять:
1) Находит СП предложения определенного типа.
2) Выделяет границы главного и придаточного предложения.
3) Использует правила текстоведения в работе с текстом.
4) Составляет схему предложения.
5) Находит и объясняет орфограммы в тексте.
6) Выполняет синтаксический разбор предложения.
4 . Анализ:
1) Выделяет главную мысль текста.
2) Выделяет проблему текста.
3) Находит ошибки в рассуждениях учащихся о правописании словарных слов, слов с орфограммами в тексте, а также в правописании СПП.
5 . Синтез:
1) Делает обобщение по теме
2) Пишет сочинение-размышление по изученному тексту.
6 . Оценка:
1) Оценивает степень новизны и значимость изученного материала для личностного развития;
2) Оценивает СПП с точки зрения качества собственной речи (усложненности и разветвленности мыслей, которые составляют содержательную сторону текста).
Ход урока
I. Определение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжаем работу над сложноподчиненными предложениями. Определите, пожалуйста, цели нашего урока: что мы должны повторить, в чём поупражняться, чтобы хорошо знать эту тему (учащиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует и озвучивает цели урока).
II. Работа с эпиграфом:
«Мудрость приходит с годами, но желание быть мудрым должно быть всегда». Безымянная О.М.
Об авторе:
Все, кому не чужды вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире, о возрождении духовности, могут найти в ее произведениях немало идей, созвучных собственному внутреннему мироощущению. Ольга Михайловна работает в разных литературных направлениях: стихи, притчи, пьесы, сказки для детей и взрослых, романы.
- Как вы понимаете значение слова «мудрость»?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какое это предложение по структуре?
III. Проверка домашнего задания.
А. Словарный диктант.
Назовите одним словом, запишите в тетрадь, поставив ударение.
(Учитель читает значения слов)
1). Альтруизм. Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота об их благе
2). Амбиция. Чувство самолюбия, гордости. 2. Обостренное самолюбие, самомнение
3). Индивидуализм 1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.
2. Противопоставление интересов одной личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным.
4). Индивидуальный 1. Личный, свойственный только данному индивидууму.
2. Находящийся только в единоличном пользовании, отдельный.
3. Особенный для каждого лица, случая.
5.) Компромисс. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок
6). Корректный. Вежливый, учтивый, тактичный
7). Ординарный. Обыкновенный, ничем не примечательный
8). Пессимизм. Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью
9). Эгоизм. Себялюбие, состояние при котором свои личные интересы становятся выше интересов других людей.
Проверим работу.
Теперь возьмите карту самооценки урока (приложение 1), найдите данный вид деятельности и дайте самооценку выполнения словарного диктанта (Рис. 1).
Рис. 1 Выполнение словарного диктанта.
Критерии
|
Баллы
|
Мои баллы
|
Я допустил 5 и более ошибок
|
0
|
|
Я допустил 3-4 ошибки
|
1
|
|
Я допустил 1-2 ошибки
|
2
|
|
Я выполнил диктант без ошибок
|
3
|
|
Б. Выберите лишнее слово. Почему?
1. Эгоизм
2. Индивидуализм
3. Альтруизм
4. Амбиция
Какие, на ваш взгляд, черты характерны для альтруиста?
Составьте определение человека - альтруиста, используя как можно больше слов из словарного диктанта и запишите. (Альтруист – это корректный человек, который готов пойти на компромисс)
(2-3 предложения прочитать)
IV. Языковой анализ текста.
Учитель читает текст.
Урок о «если»
(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.
(2) Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
(3) Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
(4) Эти «если» можно продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие. (5) И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
(7) Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом , желая отмолчаться , надеются , что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (11) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её. (Безымянная О.М.)
Задание.
А. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Б. Выполнить задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.
- Как данный текст связан с составленными вами предложениями об альтруистах?
- Какова главная мысль текста?
(Необходимо постоянное обогащение души, оно осуществимо только в Мире Всеобщего Бытия, где основное средство общения – язык, который тем богаче и выразительней, чем богаче душа человека).
С какими поучениями на уроках литературы познакомились?
(Поучения Владимира Мономаха)
Определите стиль речи.
(Публицистический стиль). В тексте мы видим характерные особенности этого стиля:
1. Функция воздействия
2. Лаконичность изложения
3. Использование публицистических клише: можно продолжать до бесконечности, надо помнить об этом всегда, язык – главное орудие общения, богат душой).
Определите тип речи.
Выражение личностной позиции:
Каково ваше отношение к проблеме, поднятой в тексте.
Слово учителя.
Человек должен жить в гармонии с самим собой и, конечно, с другими людьми; помощник ему в этом – язык. Поэтому вполне закономерен вывод: «Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её». Чтобы язык служил установлению гармонии, необходимо, чтобы речь человека была мудрой, и за ней ощущалось душевное богатство.
- Поучения – это прежде всего литература прямого воздействия .Какие средства выразительности использует автор и с какой целью? Работа с текстом на листах.
Карточка с текстом и с заданием:
Урок о «если»
(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.
(2) Если ты хочешь, чтобы любили тебя , люби других.
(3) Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
(4) Эти «если» можно продолжать до бесконечности, пр…кладывая любое понятие. (5) И пока человек не научит …ся относит…ся к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это к…сается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
(7) Человеку дан язык , чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом , желая отмолчаться , надеются , что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как поб…рающийся нищий, и в его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (11) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её. (Безымянная О.М.)
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
2. Нахождение средств выразительности:
В предложенном тексте Безымянной О.М. представлены авторские размышления о жизни. Пояснить авторскую мысль помогают предложения 1,2,3 ; используется стилистический прием, состоящий из повторения одних и тех же слов для выделения ключевых фраз (_). Этот прием позволяет автору глубже раскрыть проблему.
Для того чтобы показать остроту проблемы, Безымянная О.М. использует прием в 5,9 предложениях, располагая слова по нарастанию. (__)
В 5 предложении автор использует описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета(_)
Возьмите карту самооценки учебной деятельности. Дайте самооценку выполнения анализа текста. Рис. 2
Рис. 2 Выполнение анализа текста.
- Выделение главной мысли текста
|
Баллы
|
Мои баллы
|
Не смог выделить главную мысль
|
0
|
|
Выделил главную мысль, но не аргументировал
|
1
|
|
Выделил главную мысль и аргументировал
|
2
|
|
- Нахождение средств выразительности
|
|
|
Не смог найти средств выразительности
|
0
|
|
Нашел 1 средство выразительности
|
2
|
|
Нашел 2 средства выразительности
|
4
|
|
Нашел 3 средства выразительности
|
6
|
|
V. Фронтальный опрос. Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».
- Какие типы сложных предложений преобладают в тексте?
- Чем обусловлена высокая насыщенность текста CПП?
(Это свидетельство усложненности и разветвленности тех мыслей, которые составляют содержательную сторону текста)
Какие предложения называются сложноподчиненными ?
- Из каких частей состоит СПП?
- Назовите основные виды СПП.
- Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными, изъяснительными.
- Расскажите о СПП с придаточными обстоятельственными.
- Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
VI. Дайте самооценку умения характеризовать сложноподчиненное предложение Рис. 3).
Рис. 3 Карта оценки освоения темы «Сложноподчиненное предложение».
Нахождение типов придаточных предложений
|
Баллы
|
Мои баллы
|
Я могу найти один типа придаточного
|
1
|
|
Я могу найти два типа придаточных
|
2
|
|
Я могу найти все типы придаточных
|
3
|
|
Определение типа придаточного
|
|
|
Я не могу определить тип придаточного
|
0
|
|
Я могу определить тип придаточного с помощью памятки
|
1
|
|
Я могу самостоятельно определить тип придаточного
|
2
|
|
VII. Самостоятельная работа (карточки по вариантам).
Выполните синтаксический разбор предложения по вариантам. Задания разноуровневые.1 вариант – без ошибок - 4 (хорошо); 2 вариант – без ошибок - 5 (отлично).
1 вариант.
Равнодушие - еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.
2 вариант.
У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа,
которому бы он отдавал своё сердце.
-Взаимопроверка с опорой на текст слайда.
Вы работали с предложениями, это краткие выразительные изречения содержащие обобщающее умозаключение , принадлежат Сухомлинскому.
-Как называются такие изречения? (афоризмы)
Дайте самооценку выполнения синтаксического разбора. Рис. 4.
Рис. 4 Карта самооценки выполнения синтаксического разбора.
Синтаксический разбор предложения
|
Баллы
|
Мои баллы
|
Я могу выделить грамматическую основу предложения и найти границы главного и придаточного предложения.
|
2
|
|
Я могу дать характеристики простых предложений в составе сложного; определить тип придаточного.
|
2
|
|
Я могу дать характеристику главных и второстепенных членов предложения
|
1
|
|
Я могу составить схему предложения
|
2
|
|
Всего
|
7
|
|
VIII. Контрольный тест.
Вариант №1
1)Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Человек, (1) который говорит, (2) глядя прямо в глаза,(3) никогда не будет говорить за спиной.
2)Укажите тип придаточного предложения.
Жизнь – это та школа, в которой учиться надо всю жизнь.
3) На месте каких цифр должны стоять запятые?
Да(1) жалок тот(2) в ком совесть(3) не чиста. ( А. Пушкин)
4)Составьте схему предложения, укажите тип придаточного.
Лень закаляет характер, если вспомнить, сколько требуется усилий, чтобы ее побороть. ( Т. Бернар)
Контрольный тест.
Вариант №2
1)Выпиши цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Теряя время, (1) мы теряем жизнь, (2) а думаем, (3) что приобретаем комфорт.
2)Укажите тип придаточного предложения.
Свою личную жизнь мы сможем сделать счастливой только тогда, когда жизнь и окружающих нас людей изменится в лучшую сторону.
3) На месте каких цифр должны стоять запятые?
Есть люди (1) которые никогда не ошибаются (2) потому (3) что не хотят делать. ( И. Гете)
4)Составьте схему предложения, укажите тип придаточного.
Взрослея , мы становимся серьезнее , и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть. (Джозеф Эддисон)
Работы сдаются на проверку.
IX. Подведение итогов урока.
X. Рефлексия.
1. сегодня я узнал…
2 Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
10.урок дал мне для жизни…
XI. Домашнее задание.
1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Ваша задача - на примере анализа текста Безымянной О.М. научиться и в своем сочинении-рассуждении по данному тексту использовать CПП .Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста «Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её».
XII. Слово учителя.
Мудрость приходит с годами, но желание быть мудрым должно быть всегда. Мудрым же становится только тот, кто спокойно смотрит на жизнь, кто не мечется в собственной растерянности и не ищет того, чего не существует. Мудрыми обычно становятся старики, но мудрость собирается с детства. Нужно быть спокойным и терпеливым, уметь не только слушать, но и слышать других, не просто видеть, но видеть себя в другом и другого в себе, не считаться понимающим, а истинно понимать. Это по плечу только тому, кто готов к преодолению трудностей. Я думаю, ребята, что Вам это по плечу.
А теперь посчитайте общее количество баллов, которые вы набрали за урок.
Приложение 1: карта самооценки учебной деятельности на уроке русского языка по теме «Сложноподчиненное предложение»
Литература:
1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык, 9 класс. – М., Дрофа, 2014, с. 269.
2. Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников. – СПб, САГА, 2004, с.320
Поделиться: