Поиск по сайту

ФГОС и ученики средней и старшей школы


Авторcтво: Сулер Екатерина Ивановна, Ревякина Ольга Александровна, учителя русского языка и литературы ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


       

   Современное образование в России переходит к стандартам второго поколения. ФГОСы шагают по стране и скоро войдут в полную силу. Как же их требования соответствуют взглядам на учебу и пожеланиям современных школьников? Мы попытались исследовать эту проблему в детских коллективах среднего (5-8 кл.) и старшего (10-11 кл.) школьного возраста. Учащимся была предложена небольшая анкета:
    • Как изменится урок после введения ФГОСов?
    • Какова будет роль учителя?
    • Какова будет роль ученика?
    • Как будет строиться взаимодействие между учителем и учеником?
И какой же видят дети школу после введения ФГОСов? Средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и более осознанным и ответственным периодом юности. В этом возрасте у школьников происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению, а потому восприятие подростка более планомерно и целенаправленно. Но в то же время подростки склонны к непроизвольному переключению внимания, к которому приводит интерес к необычному и легкая возбудимость. Следовательно, организация учебного процесса должна быть таковой, чтобы у ребенка не было возможности, времени и желания отвлекаться от урока. Дети в 80% анкет отметили, что урок должен быть интересным.
   Ученик 5-го класса:
   «Чтобы не было скучно, занудно».
Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. И урок, по мнению учащихся, – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Современный урок должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов.
   Ученик 9-го класса:
   «Начнется специализация с 5 класса»
   «На уроках будет связь между предметами»
   Ученик 10-го класса:
   «Примеры на уроках будут из жизни, урок будет готовить к жизни»
   Ученик 11-го класса:
   «Урок будет такой же, как в вузе»

Путь к этому подскажет системно-деятельностный подход к учебному процессу, рекомендованный ФГОСами. Еще один вопрос, который волнует старшеклассников, – это домашние задания.
   Ученики 9, 10-го классов:
  «Нет д.з.»
Действительно, современные школьники иногда так загружены, что у них совсем нет времени на выполнение домашнего задания. Исследования показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания по сравнению со школьниками. Как сохранить домашние задания и помочь детям? Путь к решению данной проблемы – введение дифференцированных домашних заданий, что и рекомендовано ФГОСами.
В период среднего и старшего школьного возраста дети очень остро воспринимают происходящее вокруг них. Это делает особо значимой личность учителя, который может стимулировать интерес к своему предмету или наоборот. Каким же должен быть учитель? Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». А каким же видят современные школьники современного учителя?
   Ученик 7-го класса:
   «Учитель должен быть добрым и веселым».

   Ученики 9-го класса:
  «Научный руководитель»
   «Учитель – человек, без которого невозможно обучение»
  «Учитель – вторая мама, должен играть роль в воспитании детей, а не только преподавать»

   Ученик 11-го класса:
   «Интересуется, чем живет ученик»
Да, профессиональная компетентность учителя играет большую роль, но для детей важно, чтобы учитель был добрым, внимательным, понимающим. Именно личностью учителя, а не его запасом знаний зачастую объясняется отношение детей к тому или иному предмету.
Другое требование к учителю – справедливость выставляемых отметок.

  Ученица 6-го класса:
   «Если оценки несправедливые, то все будут ненавидеть отличников и учителей».

   Ученик 9-го класса:
    «Учителя будут ставить оценки честно»
Осуществить это пожелание учителю поможет дифференцированный подход к заданиям и использование различных развивающих технологий, рекомендованных ФГОСами.
А какими же видят себя ученики после введения ФГОСов? Этот вопрос больше заинтересовал учащихся старших классов, что вполне объяснимо их возрастными особенностями.

   Ученики 9-го класса:
   «Тяжелее будет учиться»
   «Нагрузка будет меньше»
   Ученики 10-го класса:
   «Ученики будут сами по себе» (не хотелось бы)
   «Сам будет все контролировать»
   «Будет заниматься самообразованием больше, чем сейчас»

   Ученики 11-го класса
   «Будут сами отгадывать тему урока»
   «Сам учит, задает вопросы»
   «Сам добывает знания»
   «Самостоятельно готовится»
   «Самообразование»
   «Сам разбирает темы»
Учащиеся старших классов, говоря об ученике новой школы, нарисовали такую картину: ученик – утопающий в море информации, а учитель – спасатель, который приходит на помощь в последнюю минуту.
Как же помочь ученику, чтобы он не чувствовал себя утопающим? Правильно, надо научить его плавать. Именно на это и ориентированы ФГОСы: научить ребенка активно действовать, самостоятельно искать необходимую информацию, делать правильный выбор.
          В целом можно сделать вывод, что запросы и пожелания современного ученика вполне соответствуют ведущим идеям ФГОСов
И, как сказал один из учеников 11-го класса: «Возможно, образование полностью изменится, но главное то, чтобы учителя и ученики получали удовольствие от процесса».

Работайте с удовольствием!



Литература:

   1. Глоссарий ФГОС
   2. Гостюхина Ю. П. «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»
   3. Всероссийский журнал Р.О.Н.О. № 24 «Универсальные учебные действие на ступени среднего (полного) общего образования: актуальные методики , практика». (октябрь 2014 г.) Автор-составитель Меллес Ю. А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе
Интернет-ресурсы:
   1. http://chudopredki.ru –Педагогические особенности среднего школьного возраста
   2. http://prof-teacher.ru-В чём особенность среднего и старшего школьного возраста?
   3. http://works.tarefer.ru

Поделиться: